UA / RU
Поддержать ZN.ua

Наказанная за любовь, или Жизнь, измена и смерть, достойные пера Шекспира

Результатом арестов и расстрелов, к которым в начале советско-германской войны прибегал НКВД лишь по подозрению в неблагонадежности, стали тысячи смертей, сломанных судеб и непоправимых потерь. Среди известнейших тогдашних жертв - супружеская пара деятелей театральной сцены - режиссер Иван Юхименко и актриса Клеопатра Тимошенко.

Автор: Игорь Шуйский

Результатом арестов и расстрелов, к которым в начале советско-германской войны прибегал НКВД лишь по подозрению в неблагонадежности, стали тысячи смертей, сломанных судеб и непоправимых потерь. Среди известнейших тогдашних жертв - супружеская пара деятелей театральной сцены - режиссер Иван Юхименко и актриса Клеопатра Тимошенко.

Харьковский НКВД арестовал их почти одновременно по обвинению в антисоветской деятельности. В сентябрьское утро 1941 г. пришли за И.Юхименко, а днем - за К.Тимошенко. Сначала требовали подробно изложить биографию. Скрывать не было смысла. Супруги хорошо знали ситуацию на фронте и уже успели побывать в роли беженцев: из Черновицкого областного драматического театра пешком добрались до Харькова. Надежда, что все обойдется, заостряла память и ускоряла мысли…

Следователь начал допрос, во время которого выяснились подробности семейной жизни супругов. Иван Яковлевич подтвердил, что до него у жены действительно был яркий роман с каким-то атаманом, однако Клеопатра не хотела об этом говорить. "Каждая женщина должна иметь свою тайну", - отрезала она мужу, режиссеру шекспировского "Отелло", после чего он больше не наседал с расспросами (характерно, что театральный критик Владимир Морской считал, что режиссер Юхименко "понимал трагедию Мавра как трагедию доверчивости"). Но следователь настоял на подробном освещении и услышал от Клеопатры такую историю.

Тимошенко Клеопатра Васильевна

Родилась она в бедной крестьянской семье на Херсонщине. Рано оставшись сиротой, попала в Киев, в семью актрисы Ольги Горской и священника Юрия Жевченко. Опекуны, поручив Клеопатре присматривать за ребенком, вскоре взялись за ее образование. Девушка окончила Вторую киевскую гимназию и начала учиться в медицинском институте. Даже когда семья распалась, ее не оставили без внимания. В конце января 1921 г. из Киева она отправилась за продуктами в село Фасова, где служил Жевченко. Священник как раз собирался с церковным хором в Андреевку и взял ее с собой. После выступления в клубе и церкви остались переночевать. За ужином Клеопатра познакомилась с тремя юношами, те отрекомендовались студентами Мироцкого техникума. Назвавшийся Юлием Арсеньевичем Артеменко откровенно ухаживал за ней. Первая встреча могла бы стать и последней, однако между молодыми людьми проскочила невидимая искорка, и утром они встретились снова. Поняв, что на милование силой не ходят, Жевченко настоял на немедленном отъезде, напомнив девушке об учебе.

Через две недели в Киеве ее разыскал один из участников ужина, Авксентий Яковенко, и передал письмо от Юлия Артеменко. Послание было любовного содержания, что не могло не взволновать девушку. Она не ответила ни в этот, ни в следующий раз. Но более всего ее поразил рассказ посланца об атамане Мордалевиче, вынужденно скрывавшемся под вымышленным именем. Это и был ее новый знакомый Юлий (по другим источникам - Юлиан. - И.Ш.), о котором ходили недобрые слухи. Однако обман крылся в деталях и не казался ей изменой. Конечно, он студент, но уже в прошлом. Увлекся социалистическими идеями, оставив учебу и, с головой погрузившись в бурные события, руководил ревкомом в родном Радомысльском уезде. Стал хорошо известным на Киевщине под своим настоящим именем. В третьем письме Мордалевич умолял Клеопатру встретиться в Фасовой. Получив следующее письмо, девушка не устояла и, никого не предупредив, в начале марта выехала навстречу неизвестности.

Юлиан Мордалевич

Атаман быстро вскружил девушке голову. Казалось, он и сам обезумел рядом с красавицей. Клеопатра тайно от опекуна встречалась с Юлием в садике Любомировых, пока он не отважился похитить возлюбленную. Влюбленные колесили по селам, где их гостеприимно принимали, и остановились в Андреевке. И в доме их первого свидания Юлий предложил Клеопатре руку, сердце и венчание.

Утром приехал встревоженный Жевченко и без лишних разговоров забрал Клеопатру. До того девушка никогда не видела своего наставника таким обеспокоенным. "Ты понимаешь, с кем связалась, понимаешь ли ответственность своего поступка? Этот человек погубит твою жизнь!" - корил он ее. Клеопатра догадывалась, что рано или поздно отношения закончатся. Наконец, девушка послушалась и после мартовского путешествия больше с Юлием не встречалась, хотя и не забыла парня.

По дороге Жевченко настоял, чтобы Клеопатра под его диктовку написала Мордалевичу письмо с единственным требованием: оставить ее в покое. Пока наставник возмущался, растолковывая, как следует вести себя в такой ситуации, девушка успела в самом конце письма приписать от себя о возможной оказии, когда они смогут встретиться и все обсудить.

Как ни удивительно, о Мордалевиче ей напомнил сам опекун. Он рассказал о публикации в советской печати открытого письма бывшего петлюровского атамана с раскаянием и обещанием прекратить борьбу. Поняв, чем угрожает воспитаннице легализация Мордалевича, священник забрал ее по своему новому месту службы - в село Янковичи.

Мордалевич настолько полюбил Клеопатру, что сознался своей бывшей девушке в новых отношениях, показал фотографию и вслух мечтал о будущем. У него оставался шанс на встречу с любимой, который он, несмотря ни на что, пытался использовать. Свободно передвигаясь по Киеву, отыскал бывших соседей и знакомых Тимошенко, однако те молчали. Так повторялось несколько раз, пока Мордалевич не исчез.

И в конце 1922 г. от него пришло письмо из Праги. Юлий писал о пережитом: о поражении антибольшевистского повстанческого движения, об аресте в Польше, но главное - он предложил Клеопатре и ее подруге Марии Винницкой присоединиться к нему в Чехословакии, где Мордалевич учился в университете. Тимошенко ехать не хотела, но заманчивым предложением воспользовалась подруга. В Праге Мария получила не только высшее образование, но и познакомилась и вступила в брак с украинцем Александром Ганжой, который из-за политической деятельности вынужден был покинуть Чехословакию и выехать в столицу советской Украины. Вскоре супругам предложили работу в Москве, а в начале 1930-х ГПУ принудительно их развело, сослав Ганжу на Соловки, а Винницкую - на Урал. Именно от Марии Клеопатра узнала, что Юлий отошел от политики, сменил фамилию на Головацкий и увлекся новой пассией - чешкой Мартой Гюрбергеровой, на которой, кажется, женился и имел сына. Дальше следы Мордалевича-Головацкого теряются…

Личная жизнь Клеопатры тоже претерпела значительные изменения. С режиссером Иваном Юхименко, считавшим своим долгом помогать молодым актерам не только в профессиональной жизни, установились близкие отношения. В 1926 г. они поженились. В браке воспитывали сына и дочь.

Юхименко Иван Яковлевич

…Что чувствовала женщина после изнурительных допросов? Вряд ли сравнивала, как Лесь Курбас, арест "с очень удачным лечением у доктора Фрейда". Новое следствие в казанской тюрьме, куда харьковских подследственных привели пешим этапом, не показалось ей расследованием. Дознаватель, который относился к ней как к бывшей жене и приспешнице петлюровского атамана, попытался сломать ее вопросами, вроде: "По чьему поручению выехала в село Фасова с заданием установить связь с повстанческим отрядом?" Не услышав признания, сменил тему, напомнив, как в 1940 г. в театральном кругу она доверчиво поделилась: "Франция гибнет. Если бы Гитлер наступал на Россию, быстро погибла бы Украина".

А впрочем, разговоры вокруг Юлия Мордалевича были далеки от политической составляющей его карьеры. За сотрудничество с советской властью он в 1921 г. был даже отмечен. Бывший командующий Северной группы войск УНР, поддавшись на предложение об амнистии, не только обезглавил повстанческое движение на Киевщине. Советское военное руководство сполна воспользовалось ситуацией. От его имени распространяли обращение с воззванием к "бывшим бандитам", которым давали 10-дневной срок для добровольной сдачи, голословно обещая не преследовать. Это нанесло национально-освободительному движению ощутимые потери. Наконец, Ю.Мордалевичу была предоставлена возможность навсегда покинуть территорию Украины (есть предположение, что он еще с 1919 г. сотрудничал с большевиками, и даже с поляками).

Возможно, в своих письменных заявлениях Клеопатра Васильевна излагала следствию выгодную для себя версию. Она утверждала, что никогда не скрывала пережитого с Мордалевичем от знакомых и коллег в театре. Вполне вероятно, что событие, обросшее сплетнями, оформилась в еще одну версию: атаман-де осуществил-таки намеченное - обвенчался с будущей актрисой, покинувшей его навсегда через две недели счастливой жизни.

Но подтвердить или опровергнуть ее показания было уже невозможно. Свидетелей, которые могли бы прокомментировать события, советская власть уничтожила еще в 1930-х гг. Был репрессирован театровед Иона Шевченко, от которого Иван Юхименко впервые услышал о любви жены к вольному атаману. Архиепископа автокефальной церкви Юрия Жевченко выслали из Полтавы в Казахстан, откуда он не вернулся. Однако история, связанная с его дочерью, доказала, что жизнь - лучший режиссер... Театральная актриса Тамара Юрьевна Жевченко с первой же встречи счастливо влюбилась в своего будущего мужа, писателя Юрия Яновского, резко прекратив предыдущие отношения…

Справка ZN.UA:

Тимошенко
Клеопатра Васильевна

Родилась в 1901 г. в селе Гирла Херсонской губернии. Училась в гимназии, Киевском медицинском институте. Окончила театральную студию актерского мастерства в Полтаве, с 15 сентября 1926 г. - актриса Театра украинской драмы им. И.Котляревского. Работала в Одессе, Харькове, Днепропетровске, Черновцах.

Арестована в Харькове 28 сентября 1941 г. "за антисоветскую агитацию". Пятилетний срок отбыла в исправительно-трудовой колонии в Казани, откуда была освобождена в 1946 г., реабилитирована - в 1956-м.

Тимошенко Клеопатра Васильевна

С 10 декабря 1946 г. - одна из ведущих актрис Житомирского областного драматического театра.

Роли: Оксана Обеременко в пьесе Ю.Костюка "Тарас Шевченко", Катерина в драме А.Островского "Гроза", учительница Надежда Романюк в пьесе А.Корнейчука "Калиновая роща", Джемма в пьесе Э.Л. Войнич "Овод", Алиса Ленгдон в пьесе Д.Гоу и
А. Д'Юссо "Глубокие корни". Умерла в 1984 г.

Юхименко
Иван Яковлевич

Родился в 1892 г. в Харькове, в рабочей семье. Получив начальное образование, работал техником в архитектурной мастерской. Овладевал азами сценического мастерства в театральной школе Ольги Масловой, студии Павла Ильина. Исполнял роли в пьесах "Роза и крест" А.Блока, "Плач Рахили" Н.Крашенинникова, комедии "Изнанка жизни" Хасинто Бенавенте-и-Мартинеса, постановках по произведениям Б.Шоу. В молодые годы принимал участие в антрепризных проектах в театрах России и Украины.

В 1917 г. по приглашению Ивана Марьяненко переходит в Национальный образцовый театр, который работал в помещении Троицкого народного дома в Киеве. Далее - в Молодой театр на Прорезной, 17, "но, не согласившись с пропагандируемым Курбасом символическим направлением театра, вышел в конце 1918 г. из состава театра и поступил в январе 1919-го в театр имени Шевченко по улице Меринга, 8", - так он написал в автобиографии. Потеряв работу из-за оккупации Киева Добровольческой армией Антона Деникина, выехал в Харьков.

С декабря 1919 г. - художественный руководитель Театра имени Шевченко в помещении театра "Муссури"; как актер - играл на сценах Малого театра, Народного дома, театра "Тиволи". Работал режиссером и художественным руководителем театров Киева, Харькова, Днепропетровска, Сум, Одессы.

Профессор, преподавал в театральных студиях, с 1925 г. - в Харьковском музыкально-драматическом институте. Известные ученики: народный артист Украины Иван Твердохлиб (Ивась в фильме "Колиивщина"), заслуженная артистка Украины Варвара Чайка (жена Мартына Борули Палажка, Хивря в "Сорочинской ярмарке").

С 6 февраля 1936 г. - заслуженный артист УССР.

В 1937 г., после ареста руководства Одесского театра Революции, был уволен "за допущение художественных и политических ошибок". Позже был назначен режиссером новообразованного Театра им. Ленинского Комсомола в Харькове, с труппой которого в декабре 1940 г. переезжает в Черновцы. В июле 1941-го возвращается в Харьков.

В сентябре его арестовывает НКВД и этапом отправляет в казанскую тюрьму №2, где Юхименко и умер в больнице в 1943 г.

Юхименко Иван

Реабилитирован в 1958-м.

Близкие знакомые, согласившиеся свидетельствовать в пользу его реабилитации: народный артист Украины композитор Константин Данькевич, народный артист Украины Петр Михневич, народный артист Украины Владимир Сокирко, режиссер Александр Свинцицкий.