UA / RU
Поддержать ZN.ua

Музы на службе Ареса

Военная пресс-служба Габсбургов в Великой войне

Автор: Дмитрий Адаменко

Первая мировая война (1914–1918) стала первым масштабным вооруженным конфликтом, в котором далеко не последнюю роль сыграла пропаганда. Чтобы не отдавать все на откуп гражданским журналистам, военные власти всех воюющих государств создавали специальные органы, которые не только контролировали исходящую информацию, но и направляли ее в правильное для них идеологическое русло. Не стоит думать, что туда отбирали исключительно твердолобых пропагандистов. Многим удалось доказать свои таланты после войны на мирном поприще.

В вооруженных силах Австро-Венгрии органом управления идеологической пропаганды стала "Военная пресс-служба" (KPQ), сформированная приказом от 28 июля 1914 г. при верховном командовании. Ее возглавил оберст Генерального штаба (позже повышенный в звании до генерал-майора) Максимилиан фон Хоен. В марте 1917 г. на этом посту до конца войны его сменил оберст Генштаба Вильгельм Эйснер-Бубна.

В 1914 г. было создано общее для Австрийской империи и Венгерского королевства "Телеграфное бюро". Это был официальный рупор габсбургской монархии на международной арене. KPQ стало его подразделением. В течении войны к сотрудничеству было привлечено около 550 журналистов и деятелей искусств, из которых 346 были художниками! Конечно, большая часть сотрудников были патриотами, преданными делу родины и монархии, но были и такие, которые за пропагандистской работой скрывались от фронта, и даже такие, которых насильно привлекли против их желания.

Вскоре после начала войны было признано, что для полноценной работы KPQ необходимо привлечь к сотрудничеству не только писателей и журналистов, но также художников, фотографов и кинодокументалистов. Все сотрудники полностью находились на государственном содержании, им выдавали обмундирование и к нему специальные черно-желтые нарукавные повязки с надписями белого цвета "PRESSE", "KUNST" или "KRIEGSPRESSEQUARTIER".

Военный корреспондент на фронте.

Журналисты

К сотрудничеству с KPQ удалось привлечь многих выдающихся "мастеров пера". Вот только некоторые из них.

Писатель и в будущем командир венской Красной Гвардии в 1918 г., участник Гражданской войны в Испании на стороне республиканцев, немецко-чешский писатель Эгон Эрвин Киш (1885–1948), который считается одним из величайших репортеров в истории журналистики. Он говорил о репортаже как "форме искусства и борьбы". В октябре 1904 г. по окончании школы в Праге пошел "однолетним добровольцем" в армию, но из-за постоянных конфликтов со своим начальством, которое считало его анархистом, большую часть службы провел под арестом. Поэтому звания офицера резерва не получил и был уволен в запас в звании капрала. Одним из самых ярких эпизодов в предвоенной профессиональной деятельности Киша стало освещение событий вокруг скандального дела Редля. В начале Первой мировой войны Киш был призван в родной полк и отправлен на фронт в Сербию. Вместе со своими товарищами пережил позор первого поражения на реке Дрина. С февраля 1915 г. воевал на Восточном фронте; 18 марта был тяжело ранен. После выписки из больницы был признан непригодным к воинской службе. В 1916 г. работал в Дьюле (Венгрия) военным цензором в этапной команде. В 1917 г. он (уже в звании лейтенанта) написал прошение о переводе в Вену в военную пресс-службу, где был поставлен приводить пресс-релизы в соответствие с официальной габсбургской пропагандой.

Писатель-экспрессионист, мастер магического реализма и литературы ужасов Лео Перуц (1882–1957). Его отец торговал текстилем в городке Раковник в 50 км от Праги. 1 октября 1903 г. Леопольд поступил "однолетним добровольцем" в 8-й Пражский ландверный пехотный полк. Однако насколько плохим учеником он был в нескольких школах, настолько плохим оказался и на военной службе, потому что его оставили дослуживать на общих основаниях второй год. Он вышел в запас лишь в звании капрала. Так как писатель страдал близорукостью, то с началом Первой мировой его не призвали. Только в августе 1915 г. он был направлен на четырехмесячный курс военной подготовки под Будапешт, а в конце марта 1916 г. отправлен на Восточный фронт, где под Рогатином 4 июля получил легкое огнестрельное ранение. Впоследствии он все же был произведен в лейтенанты и в августе 1917 г. направлен на работу в военную пресс-службу.

Журналист, фотограф, писатель и путешественница Алиса Шалек (работала под псевдонимом Пауль Михаэли, 1874–1956). В 1914 г. Алиса стала одним из организаторов благотворительной организации "Черно-желтый крест", заботившейся о воинах. В 1915 г. начала сотрудничество с военной пресс-службой и писала корреспонденцию из Доломитовых Альп, с Сербского (Южного) фронта и с фронта на реке Изонцо - фронты в горах ей были близки, так как она была заядлым альпинистом. За благотворительную деятельность Шалек в 1917 г. была награждена Золотым Крестом заслуг с Короной на ленте Медали за храбрость - очень необычная награда для женщины. В этом же году она оставила профессию военного репортера, предположительно из-за того, что ее патриотические отзывы о войне были подвергнуты уничижительной критике в обществе.

Писатель, поэт и драматург, основатель и ныне здравствующего знаменитого Зальцбургского театрального фестиваля Гуго фон Гофманшталь (1874–1929). После первого курса юридического факультета Венского университета вразрез с мнением отца Гуго пошел "однолетним добровольцем" в 6-й драгунский полк, расквартированный в Брно и Годонине (Моравия), и после прохождения службы стал офицером резерва. Когда грянула Первая мировая война, фон Гофманшталю было уже 40 лет, он был женат и имел слабое здоровье, поэтому его призвали офицером в ландштурм и направили на службу в Истрию. Потом он получил назначение в "Отдел военного попечительства", ездил с лекциями и выступлениями, в том числе за границу.

Известный писатель, драматург и эссеист Роберт Музиль (1880–1942). Его карьеру определил отец. Роберт сначала учился в военных школах разных ступеней, потом поступил в Военно-техническую академию в Вене, но уже через полгода бросил ее и поступил в Немецкий технический университет в Брно. Он не только блистательно закончил его, но и защитился, в 1901 г. получив докторскую степень. В том же году пошел на действительную военную службу в 49-й пехотный полк "однолетним добровольцем" и в 1903 г. стал лейтенантом резерва. Первую мировую войну Роберт закончил гауптманом ландвера, получил ряд наград. Он воевал в Южном Тироле, который позже вошел в состав Юго-Западного фронта, и чуть не погиб около Тренто 22 сентября 1915 г. от авиационной стрелы, сброшенной с итальянского самолета. Этот эпизод стал частью написанного им позже рассказа "Черный дрозд". В 1916–1917 гг. Музиль сотрудничал с пресс-бюро верховного командования и был редактором "Тирольской солдатской газеты".

Писатель Роберт Музиль, фото 1918 г.

Журналист и писатель-юморист Александр Рода Рода (1872–1945). Родился в семье еврея, служившего тюремным надзирателем в одном из хорватских городков. После окончания "Венской школы права" начал военную карьеру 1 октября 1893 г. в корпусном артиллерийском полку в Аграме (теперь столица Хорватии Загреб). В 1894 г. принял христианство, в 1899 г. поменял фамилию с Шандора Розенфельда на Рода, а в 1906 - на Рода Рода. В 1907 г. из-за "дискредитации офицерской чести" его лишили воинского звания. В ответ Рода Рода отнес свой мундир портному, который пришил к нему красную (генеральскую) подкладку - в нем он выступал перед публикой, этот наряд стал его визитной карточкой. С 11 августа 1914 г. он был военным корреспондентом "Ной фрай пресс" и до 1917 г. написал для газеты более 700 статей.

Писатель и драматург Ференц Мольнар (1878–1952) считается самым великим венгерским драматургом ХХ века. В 1914 г. Ференц был призван и отправлен на фронт в Галицию, откуда присылал корреспонденцию в свою газету "Вечер", а оттуда ее перепечатывали "Морнинг пост Лондон" и "Нью-Йорк Таймс". В 1916 г. его статьи вышли в сборнике "Военный дневник корреспондента", за который император наградил его орденом Франца Иосифа.

Знаменитый австрийский и американский писатель-экспрессионист Франц Верфель (1890–1945). Родился в семье известного в Праге производителя перчаток. В 1911–1912 гг. прошел службу "однолетним добровольцем" в одном из полков, расквартированных в Праге в Градчанах. В 1915–1917 гг. служил на Восточном фронте в Галиции, после чего начал сотрудничество с военной пресс-службой.

Группа художников (Kunstgruppe)

Военными художниками в 1914–1916 гг. руководил оберст Вильгельм Йон, который с 1909 г. возглавлял Военно-исторический музей. В 1916 г. и до конца войны пост командира группы занимал майор Георг Собичка. Военные власти не пустили дело на самотек - было издано "Предписание по живописному освещению войны". В нем, в частности, говорилось, что задачей художников было: "...эффективно, на уровне современной пропаганды, донести до граждан страны и за рубежом информацию о вооруженных силах в правильном свете, подготовить материалы для последующих исторических исследований, прославляющие подвиги в искусстве и литературе". Согласно инструкции художники должны были изыскать "...эффектные и интересные моменты фронтовой жизни", а военное начальство на местах всячески им в этом помогать. Причем необязательно требовалось передавать только бравурную и победоносную сторону деятельности армии - широко использовались и угнетающие мотивы, призванные передать тяготы и лишения военной жизни.

Пейзажисты должны были в первую очередь обращать внимание на окружающую природу, чтобы после войны создавать монументальные полотна, призванные прославить победы австро-венгерской армии. Портретисты - в карандашных рисунках запечатлеть как можно больше генералов и офицеров, выдающихся героев войны, а создание монументальных живописных портретов оставалось также делом будущего. Важнейшая роль отводилась мастерам жанровой живописи - они должны были в кратчайшие сроки зарисовывать как можно больше пусть и не очень высокохудожественных жанровых картин, но таких, которые можно было быстро перевести на пропагандистские открытки и предоставить для печати в прессе. Как правило, их сюжет был посвящен конкретным подвигам. Художников командировали на фронт, и они были обязаны раз в неделю выдавать минимум один эскиз, а раз в месяц сдать минимум одну картину. Куда большей свободой пользовались скульпторы...

Конкуренция между художниками была огромная - в KPQ обращались и маститые мэтры, и неизвестные самоучки. Отбор был тщательным и зависел не только от художественного мастерства, но и от скорости работы, и даже от происхождения - нужно было соблюдать пропорцию между выходцами из Австрийской империи и Венгерского королевства. Немаловажную роль в отборе играло и то, что к концу войны вооруженные силы требовали все больше и больше "пушечного мяса", причем вне зависимости от того, какими талантами "оно" обладало, кроме возможности прицеливаться и нажимать на спусковой крючок. Может быть, из-за этого в группу художников привлекли шесть женщин. И многие из них оставили яркий след в искусстве ХХ века.

Фредерика (Фрици, Фредди) Ульрейх (1865–1936) была самой пожилой художницей в группе. Она происходила из семьи офицера и была инвалидом. С самого начала Первой мировой войны начала сотрудничество с KPQ и в этом же году была направлена на Балканский фронт. Оттуда привезла много картин, среди которых особое место занимали руины Белграда и солдатские могилы. Весь гонорар Фредерика передала в фонд помощи инвалидам австро-венгерской армии.

Альбин Эггер-Линц (1868–1926) - автор, возможно, наиболее известной (по крайней мере, часто цитируемой) австрийской картины на тему Первой мировой войны - "Безымянные. 1914" (1916). Эггер-Линц был незаконнорожденным сыном церковного художника и рано проявил талант, обучался в мюнхенской Академии изящных искусств, неоднократно получал награды за свое искусство. В 1909 г. стал членом объединения "Венский сецессион". На следующий год ему предложили стать профессором венской Академии изящных искусств, но в дело вмешался всесильный наследник престола Франц Фердинанд, которого оскорбил подарок императору от художника к 60-летию восшествия на престол, представленный на специально организованной к юбилею выставке. Эрцгерцог посчитал, что картина "Пляска смерти Девятого Года" не патриотическая и недостаточно благочестива для престарелого монарха. Сама работа была посвящена сбору австрийского ополчения в 1809 г. Еще до вступления Италии в Первую мировую войну, в апреле 1915 г. Эггер-Линц, не служивший срочную службу в вооруженных силах, записался добровольцем в тирольский ландштурм. На войне талант художника в первую очередь пригодился в рытье окопов и маскировке казематов горной крепости Томбио. От этого "высокого искусства" его спас полковой врач, поставивший диагноз 47-летнему художнику "проблемы с сердцем в высокогорье". После оставления фронта Альбина начал сотрудничество с KPQ и много рисовал для австрийского Красного Креста, "Отдела военного попечительства" и других благотворительных организаций. С мая 1916 г. он творил только у себя в студии.

Александр Деметриус Гольц (1857–1944) родился в семье инженера путей сообщений и вырос в Вене, а художественное образование получил сначала в мюнхенской, а затем венской Академиях изящных искусств. Первоначально он приобрел славу исторического живописцы, затем - пейзажиста и портретиста. Позже стал известным художником театральных декораций. Наиболее известной его работой во время сотрудничества с KPQ стала картина "Осада Антверпена в 1914 г.", на которой Александр изобразил расчет 30,5-см мортиры.

Оскар Ласке (1874–1951) родился в Черновцах на Буковине в семье промышленного архитектора. Закончил архитектурный факультет венской Академии изящных искусств, но в 1904 г. переключился на живопись. Оскар является автором серии акварелей, изображающих пейзажи, жанровые сценки, городскую архитектуру, написанные после путешествий по Европе и Северную Африку. Также Ласке был известен как график и книжный иллюстратор. В Первую мировую войну служил офицером в Галиции, с 1915 г. - на Итальянском фронте на р. Изонцо. Затем сотрудничал с KPQ.

Карл Фридрих Гсуер (1871–1939) был сыном известного скульптора и гравера Карла Людвига Гсуера. Образование получил, естественно, в венской Академии изящных искусств, путешествовал по Тунису, Франции и Нидерландам. С началом Первой мировой войны как офицер ландштурма был призван в действующую армию и служил порученцем при штабе 25-й пехотной дивизии для связи с 4-м и 84-м полками, а также 10-м егерским батальоном. Поэтому художник стал участником боевых действий при Комарове, Львове, над Бугом и Сапанове. В мае 1917 г. его назначили ординарцем эрцгерцога Петера Фердинанда, а в ноябре произвели в гауптманы. Одновременно с октября 1914 г. Карл активно сотрудничал с KPQ, куда регулярно отсылал свои работы. Заслуги художника и солдата были отмечены сначала "Военной медалью заслуг", а затем - "Рыцарским крестом Ордена Франца Иосифа".

Оскар Кокошка (1886–1980), выдающийся художник и писатель, яркий представитель австрийского экспрессионизма, родился в семье, ведущей свое происхождение от пражских ювелиров. Художественное образование получил в Венской школе прикладного искусства, где одним из его преподавателей был знаменитый художник Густав Климт. На разразившуюся Первую мировую войну Оскар пошел добровольцем и попал на фронт в Галицию, где получил пулевое ранение в голову (из-за чего потерял ушную раковину) и тяжелое штыковое ранение в легкое. Оскару повезло, так как ему удалось добраться до своих войск. После лечения он поступил на службу в KPQ и в 1916 г. был откомандирован на фронт на Изонцо. Интересно, что перед Первой мировой войной Оскар пережил бурный роман с "роковой женщиной" Альмой Малер, которая была поочередно женой и подругой жизни таких знаменитостей, как композитор Густав Малер, архитектор Вальтер Гропиус и писатель Франц Верфель, о котором мы уже упоминали…

Картина Оскара Кокошки "Невеста Ветра", посвященная его музе Альме Малер. 1913 г.

Первоначально местом "штаб-квартиры" художественной группы выбрали Военный архив, располагавшийся в здании Военно-исторического музея - именно туда художники сдавали свои работы и именно оттуда они распределялись по музеям, выставкам и государственным учреждениям. Но весной 1916 г. управление группой переехало в венскую Академию изящных искусств.

За годы войны было организовано 33 выставки, которые экспонировались не только в Австро-Венгрии, но и за рубежом. На них было выставлено более 9000 работ!

Картина Альфреда Базеля "После прорыва при Тальяменто", 1918 г.

Фотографы
и Кинематографическое отделение

Военная пресс-служба широко задействовала военных фотографов. Официальным рупором фотопропаганды вооруженных сил двуединой монархии была еженедельная газета "Наш воин". Более 33000 фотографий периода Первой мировой войны хранится в фотоархиве Австрийской национальной библиотеки.

Военный фотокорреспондент. Владимир Волынский, март 1918 г.

Одним из самых выдающихся фотографов, сотрудничавших с KPQ, был Хуго Эйво (1877–1953). Известный впоследствии и как актер и оператор кино, Хуго происходил из древнего аристократического рода, его отец сражался вместе с мексиканским императором Максимилианом I (младшим братом Франца Иосифа) против инсургентов. В 1914 г. Хуго Эйво создал в Вене информационное фотоагенство "Illustrationsbüro Wiener Photo-Centrale".

В 1915 г. в структуре KPQ появилось специфическое отделение, основанное австрийским пионером кинематографии графом Александром Йозефом Коловрат-Краковским (1886–1927). Александр спас многих деятелей кино от призыва в армию и отправки на фронт, привлекая в свою творческую группу. Кинематографисты были подотчетны военному архиву.

Отечественному читателю трудно оценить степень таланта журналистов, писателей, кинематографистов и даже фотографов. Но художественные произведения заставляют восхититься гражданской смелостью и ужаснуться плодам войны. Так что музы, которые пошли на службу к Аресу, далеко не всегда забывали о душах людей.