UA / RU
Поддержать ZN.ua

Марк Аврелий Антонин. Мудрец на троне

Марк Аврелий принадлежал к знаменитой плеяде великих цезарей Римской империи. Правление Нервы, Траяна, Адриана, Антонина Пия и Марка Аврелия стало "золотым временем" в истории этой мощнейшей державы Древнего мира. Суровая действительность оставила отражение трагизма на действиях последнего из "пяти хороших императоров", одновременно формируя его мировоззрение.

Автор: Сергей Махун

"К народу он обращался так, как это было заведено в свободном государстве. Очень тактично вел себя, когда нужно было или удержать людей от зла, или побудить к добру, щедро вознаградить одних, оправдать - оказав снисходительность - других. Он делал плохих людей хорошими, а хороших - замечательными… Отличаясь твердостью, он вместе с тем был совестлив", - писал римский историк Юлий Капитолин в "Жизнеописании Марка Антонина Философа".

Марк Аврелий принадлежал к знаменитой плеяде великих цезарей Римской империи. Правление Нервы, Траяна, Адриана, Антонина Пия и Марка Аврелия стало "золотым временем" в истории этой мощнейшей державы Древнего мира. Суровая действительность оставила отражение трагизма на действиях последнего из "пяти хороших императоров", одновременно формируя его мировоззрение.

Марк Аврелий Антонин, римский император из династии Антонинов, родился 26 апреля 121 года от Рождества Христова в Риме, в семье сенатора испанского происхождения. Марк Анний Вер был сыном Марка Анния Вера и Домиции Луциллы. В историю он вошел под именем Марк Аврелий.

Марк Анний Вер сначала был усыновлен третьим мужем матери императора Адриана - Домиции Луциллы Паулины - Публием Катилием Севером (консул с 120 года), а в 139 году, после смерти названого отца, его усыновил уже новый император - Антонин Пий, и с тех пор он стал именоваться Марк Элий Аврелий Вер Цезарь.

Жена - Анния Галерия Фаустина (или Фаустина-младшая) - была дочерью императора Антонина Пия и Анны Галерии Фаустины-старшей. У Фаустины-младшей, по свидетельствам разных историков, родилось 12 или 13 детей. Один из сыновей - пресловутый Коммод - после смерти отца в 180 году стал императором.

Свадьба состоялась в 145 году от Рождества Христова. Дочке Антонина Пия, которую он очень любил, исполнилось всего 14 лет. Жених был на 10 лет старше. Последнего ребенка, дочь Вибию Сабину, Фаустина-младшая родила приблизительно в 170 году.

Интересно, что в конце правления императора Адриана Фаустину-младшую считали невестой Луция Цейония Коммода Вера - соправителя Марка Аврелия и еще одного приемного сына Антонина Пия. Но Антонин Пий, став императором, не выполнил завещания своего названого отца. Итак, Луций Вер (130–169) стал мужем дочери Марка Аврелия Луциллы. Он оставил незначительный след в истории империи: прославился расточительством, проводя время в застольях и развлечениях, часто непристойных. Луций Вер практически не занимался государственными делами, хотя официально имел равные права с Марком Аврелием. Умер названый брат императора, возможно, от чумы, после завершения войны с Парфией. Где он, кстати, показал себя храбрым военачальником…

Но вернемся к жизнеописанию Марка Аврелия, в котором нельзя не коснуться его увлечения философией. Тем более что это был настоящий мудрец на троне.

Марк Аврелий получил прекрасное образование. По настоянию деда по материнской линии учился дома. Как пишет Юлий Капитолин, "начальное образование он получил у учителя грамоты Эвфориона, комического актера Гемини, музыканта Андрона, который учил его и геометрии. Кроме того, учился грамматике: греческой - у Александра Котиенского, и латинской - у Трозия Апра, Поллиона и Евтихия Прокула из Сикки. Учился он у ораторов: греческих - Аниния Макра, Каниния Целера и Герода Аттика, и латинского - Фронтона Корнелия".

Во время обучения Марк Аврелий надевал философский плащ, спал на голой земле, по настоянию матери, а со временем - на матрасе, покрытом звериными шкурами. До самого конца жизни император Марк Аврелий проявлял уважение к своим учителям: поставил им статуи, украшал гробницы цветами, приносил жертвы в честь их памяти. В своих знаменитых "Размышлениях" император называет особой милостью богов к себе то, что они дали ему замечательных родителей и наставников. Философия стоиков полностью овладела мыслями Марка Аврелия, и он неуклонно придерживался ее учения все время, пока правил самой могущественной в мире империей. Очень рано стоицизм отвратил его от гимнастических упражнений, от охоты на зверей и птиц, хотя раньше он был расположен к этим развлечениям. Стоики признавали три основные области философского знания: учение о природе (физика), учение о познании и мышлении (логика) и учение о надлежащей жизни (этика). Мир в стоицизме рассматривался как организованное целое, пронизанное животворным логосом, который выступает имманентной порождающей силой и законом, направляющим мировое развитие.

Еще при жизни императора Адриана Марк Аврелий, вопреки своему юному возрасту, готовился к должности квестора. Через полгода после смерти Адриана он ее получил (5 декабря 138 года).

Уважая привычки народа, император всегда присутствовал в амфитеатре на спортивных играх, в цирке, на театральных спектаклях. Но так мало интересовался ими, что во время соревнований и представлений чаще читал книги, слушал доклады сановников, даже подписывал правительственные акты. Его мысли были далеки от этих развлечений. Будучи очень требовательным к самому себе, Марк Аврелий до самой кончины оставался снисходительным и добрым к другим. Он велел давать гладиаторам тупое оружие, чтобы те не наносили друг другу смертельных ран. Издавал справедливые законы, отдавал здравые распоряжения (уменьшил сроки рассмотрения дел в суде). Как в частной жизни, так и в управлении государством придерживался учения стоиков; согласно этой философии цезарь должен был добросовестно исполнять обязанности и абсолютно посвятить себя заботам о благе государства и своих подданных. Членами императорского совета назначал опытных юристов, уважал их мнение и при их содействии издавал указы, улучшал судопроизводство, боролся со злоупотреблениями…

Марк Аврелий уважал законодателей, как и Антонин Пий. Особое значение император придавал введению в Сенат самых зажиточных и авторитетных аристократов - уроженцев провинций. При его правлении Сенат пополнился провинциалами больше, чем при каком-либо из бывших принцепсов, причем особенно выросло количество провинциалов восточного (азиатского) и африканского происхождения. Правление Марка Аврелия стало периодом, известным под названием "сенатский ренессанс", а сам император открыто заявлял о своем подчинении Сенату. То есть Римское государство - высказываясь современным языком - стало парламентско-президентским. Хотя это, наверное, слишком смелое предположение. Все же у Марка Аврелия было много рычагов, чтобы держать ситуацию в империи в своих крепких руках…

Большую часть жизни Марк Аврелий - конечно, вынужденно - провел в военных походах. Он всячески старался сохранить мир в империи, но тщетно. 14 лет своего правления (из неполных 19) ему пришлось воевать!

Сразу после подавления восстания в Британии в 162 году, то есть вскоре после провозглашения императором, Марк Аврелий был вынужден начать тяжелую и изнурительную войну с Парфянской державой. Его энергичный царь Вологез III послал свои войска в Армению и подчинил ее себе. Попытка римского наместника Каппадокии вытеснить парфян из Армении завершилась поражением. Развивая успех, Вологез III переправился через Евфрат и захватил часть Сирии - ключевой провинции римских владений на Востоке. Положение становилось угрожающим для всей системы римской власти. На помощь восточной армии пришлось бросать часть рейнских и дунайских легионов, вынужденно ослабляя границы на севере. Во главе сильной военной группировки был поставлен соправитель Марка Аврелия - Луций Вер, а его помощниками - лучшие полководцы империи Авидий Касий и Стаций Приск. Парфян вытеснили из Сирии и Армении, римские войска оккупировали часть Месопотамии, вместе с парфянскими столицами Селевкией и Ктесифоном.

Однако закрепиться в Месопотамии римлянам не удалось, население их не поддержало, началась партизанская война. К тому же в Месопотамии в то время вспыхнула эпидемия чумы, охватившая и римскую армию. Римляне покинули Месопотамию, понеся большие потери. Более того, римские войска, отступая, занесли эту страшную болезнь на территорию восточных провинций, откуда она распространилась на Италию, а потом и некоторые западные провинции, свирепствуя в империи вплоть до середины 180 года от Рождества Христова. Вопреки этим неудачам, римлянам удалось закрепиться в Армении и заключить с Парфией довольно выгодный мирный договор, по которому империи отходила Северная Месопотамия, а Армения признавалась входящей в сферы римских интересов (166 г.).

Мирный договор был подписан очень своевременно, ибо вскоре после его заключения сложилась угрожающая ситуация на дунайской границе. Здесь уже в течение столетия хозяйничали воинственные германские племена маркоманов и квадов, принадлежащие к конфедерации свевов. До времени правления Марка Аврелия они находились в сложных отношениях с империей, но в целом признавали верховенство Рима. С середины 160-х гг. ситуация изменилась. Маркоманы воспользовались тем, что сарматские племена (языги, роксоланы, кособоки) начали угрожать римским владениям на Дунае. Уже в 166–167 гг. маркоманы вторглись в провинции Паннония, Норик, Реция и через альпийские проходы добрались до Северной Италии: их отряды подошли к Аквилее. Опасность могла угрожать Средней Италии и даже Риму.

Императору пришлось принять срочные меры. В Северную Италию и Паннонию были переброшены дополнительные военные контингенты, в частности с Востока. В легионы во второй раз после Пунических войн были зачислены отпущенные по этому случаю рабы и гладиаторы, которых называли волонтерами. Римская армия пополнялась также разбойниками, хозяйничавшими в горах Далмации и Дардании. Подготовка к борьбе с варварами продолжалась в очень неблагоприятной обстановке - чума, опустошенная затратами на парфянскую кампанию государственная казна... В этих условиях, по словам биографа Марка Аврелия, "чтобы не накладывать тяжелое бремя на провинциалов, он… устроил на форуме божественного Траяна аукцион вещей из дворца, где, кроме одежды, бокалов и золотых сосудов, продал скульптуры великих мастеров".

Огромную римскую армию, как в дни самых больших опасностей, возглавили оба императора. Применяя военную силу и дипломатическое искусство, римлянам удалось оттеснить варваров от Аквилеи, а потом и освободить Северную Италию. Развивая успех, они в конце 169 года отбросили варварские полчища от границ придунайских провинций, перешли Дунай и установили свое господство в землях, издревле занимаемых маркоманами, квадами и их союзниками.

В 172 году в Нижнем Египте неожиданно вспыхнуло восстание египетских пастухов (их называли буколами), которых возглавил "пророк" - вероятно, местный священнослужитель Исидор. Инсургенты создали могущественную военную организацию, сумели разогнать местные гарнизоны и римские отряды. Только прибытие в Египет вызванных из Сирии легионов наконец-то успокоило ситуацию.

Марк Аврелий вновь вернулся на Придунавье. Чтобы защитить границы империи на среднем Дунае, он начал разрабатывать план создания на территории современной Моравии и Восточной Венгрии римских провинций Маркомании и Сарматии. Однако реализовать его не удалось. Император был вынужден срочно покинуть Придунавье и отправиться на восток, для подавления мятежа в Сирии. В 175 году местные легионы провозгласили императором наместника провинции и известного полководца Авидия Кассия, которого поддержали аристократы восточных провинций и Египта, стоящие в оппозиции правительству. Мятеж был подавлен еще до того, как император бросил в бой несколько легионов из метрополии и границы с германскими племенами… Сирийские легионеры сами принесли императору отрубленную голову Авидия Кассия.

Марк Аврелий еще некоторое время занимался урегулированием конфликтов на восточных границах империи. А тем временем отсутствием императора воспользовались германские племена и возобновили свои нападения на северных границах империи. В 177 году император снова отправился на войну. Эта кампания - Вторая Маркоманская война - оказалась довольно успешной, варварские нападения были отражены, обстановка на границе стабилизировалась.

Во время этой экспедиции Марк Аврелий заболел и, передав власть своему сыну Коммоду, находившемуся вместе с ним в военном лагере, 17 марта 180 года умер в городе Виндобоне (современная Вена). Коммод уже почти четыре года считался полноправным соправителем и носил, как и его отец, титул Августа. Будущий император Коммод (многие историки считают, что его биологическим отцом был не Марк Аврелий, а гладиатор - любовник Фаустины-младшей) станет полной противоположностью отцу: он отличался чрезвычайной жестокостью и завершил свои дни в преддверии грандиозных новогодних гладиаторских боев, которые сам очень любил и принимал в них участие. Его удушил атлет Нарцис в последний день 192 года от Рождества Христова. Так завершилась почти столетняя эпоха правления династии Антонинов…

Марк Аврелий, наследуя своих предшественников, понимал необходимость поддерживать неимущее городское население, раздавая подарки деньгами, зерном и продуктами из государственных складов. Не считая мелких раздач, за 20 лет своего правления он семь раз устраивал грандиозные выдачи, которые в целом составляли приблизительно 850 денариев на одного человека. Эти субсидии нельзя назвать очень щедрыми, однако они помогали сохранять спокойствие и лояльность римского населения к правящему императору и его политике. Равно как и при предшественниках Марка Аврелия, сохранялся институт поддержки сирот и детей малообеспеченных родителей посредством финансирования так называемых алиментарных учреждений.

Марк Аврелий стал опекуном для всех нуждающихся: сиротам и больным детям он обеспечил заботливый уход. Вместе с Антонином Пием самые большие благодеяния предоставил рабам. Смягчил некоторые наиболее ужасные проявления рабства. Виды телесных наказаний были определены законом. Убийство раба стало преступлением. Большое внимание Марк Аврелий уделял судопроизводству. Общее направление его деятельности в области права определено следующим образом: "не столько внедрял новшества, сколько восстанавливал древнее право".

Период правления Марка Аврелия, по словам Евсевия Кесарийского, хотя и отличался особой жестокостью к христианам, однако не оставил нам каких-либо новых указов против этого вероучения. Дискуссионным остается и вопрос о том, происходило ли преследование христиан по инициативе императора, и был ли Марк Аврелий вообще причастен к этим гонениям. Как писал Умберто Эко: "основы Римской империи подтачивала вовсе не христианская этика; империя сама подточила себя, с равной готовностью приняв александрийскую культуру и восточные культуры Митры или Астарты, заигрывая с магией, новыми учениями об этике сексуальных отношений, различными надеждами и представлениями о спасении". Но это замечание касается уже эпохи после правления Марка Аврелия, когда начался упадок империи…

Император так и остался единственным настоящим философом на троне в мировой истории. Он был учеником Эпиктета, а, следовательно, научился не жаловаться. Старался быть выносливым в многочисленных военных кампаниях и спокойно, как истинный стоик, держать удары судьбы. Вот только несколько интересных мыслей Марка Аврелия из написанных на древнегреческом "Размышлений" (это название известно в европейской традиции, на самом деле аутентичное название 12 книг - "К себе самому"): "Какая особая примета отличает рассудительного и доброго человека, как не покой и удовлетворенность в любых жизненных обстоятельствах?.. Он не пренебрегает божественным принципом, заложенным в его душе, и не нарушает покой своего ума разнообразием причудливых стремлений… Придерживается непоколебимого уважения к правде в своих словах и справедливости в поступках; и пусть даже весь мир сговорится и усомнится в его честности и скромности… он не обидится на их недоверие и не сойдет с дороги, ведущей его к истинной цели жизни, к которой каждый должен стараться дойти с чистой совестью, непоколебимый и готовый к смерти, примиренный с собственной судьбой, без недовольства и сопротивления" (из фундаментального труда британского историка Нормана Девиса "Европа: История").

Марк Аврелий написал свою работу в 168–169 гг. от Рождества Христова. Собранные в ней афоризмы и обращенные "к самому себе" записи - это призыв к добродетелям и разумной жизни, к внутреннему самосовершенствованию. Император считал, что воистину свободен только человек, руководствующийся умом, а не желаниями и страстями. Мечта грека Платона и римлянина Сенеки о царстве философов на земле никогда не была столь близка к воплощению, как во времена правления Марка Аврелия.

Император считал, что "искусство жизни более напоминает искусство борьбы, нежели танцев. Оно требует готовности и стойкости и в отношении к внезапному и непредвиденному".