UA / RU
Поддержать ZN.ua

Край богатый, но проклятый

Чужеземцы об Украине XVII–XIX веков.

Автор: Елена Горишнянская

Английский инженер Чарльз де Виньоль в середине ХІХ в. строил цепной мост через Днепр.

По его просьбе фотограф Джон Борн прибыл в Киев и сфотографировал творение своего земляка известным на то время колодионным способом. Фото моста 1853 г. считается самой первой фотографией Киева, а возможно, и всей Украины. По счастливому стечению обстоятельств, альбом киевских фотокарточек Д.Борна остался в Украине.

И теперь оригинал раритетной фотографии моста все желающие до конца сентября могут увидеть в Национальном музее истории Украины, в фондовых хранилищах которого хранится альбом. Уникальное фото экспонируется в рамках выставки "Очима ближніх і дальніх сусідів: Україна в графіці XVII–XIX століть". Малоизвестные изображения украинских пейзажей (сельских и городских), исторических памятников и самих украинцев, выполненные европейскими художниками, дают нам возможность увидеть тогдашнюю Украину и ее жителей их глазами.

Национальный музей истории Украины

На выставке экспонируются также акварели и старинные книги из коллекций Национального музея истории Украины (НМИУ), Национального художественного музея и Национальной библиотеки Украины имени В.Вернадского.

Большинство материалов показываются впервые. Прежде всего это изображения украинских городов, сел и знаковых памятников, увековеченные в гравюрах и литографиях известных французских, немецких, польских и российских художников. А также - изображение украинских казаков, крестьян, горожан, кобзарей-лирников из известных этнографических альбомов ХІХ в.

По словам куратора выставки научного сотрудника НМИУ Ярослава Затылюка, этот "рассказ" об Украине дает нам представление о тогдашних стереотипах: это необыкновенно плодородные земли с природными богатствами на границе Европы и Азии, которые страдают от набегов татар, а потому лежат в руинах. Еще в произведениях XVII в. был оформлен соответствующий описательный образ "края с реками молока и меда, но проклятого". Тогда же, благодаря французскому инженеру Гийому де Боплану, были уточнены картографические очертания Украины, которые у античных географов были довольно размытыми.

Национальный музей истории Украины

Согласно воображаемой "философской карте" Просвещения, Украина - это страна Юга (на одной широте с Францией) и "восточная окраина" Европы, жители которой (казаки) являются гостеприимными, наделенными разными художественными талантами, однако с нереализованными возможностями, поскольку из-за своих восточных соседей и их повелителя (московского царя) потеряли драгоценную свободу.

В первой половине ХІХ в., согласно канонам европейского романтизма, образ Украины отчасти изменился. Главное внимание уделяли крестьянам, которых тогда считали неиспорченными носителями естественного образа жизни. В описаниях появились строки о красивых опрятных селах и верности традициям, описания уцелевших и полуразрушенных исторических памятников.

Национальный музей истории Украины

Об интересе к Украине свидетельствует европейская графика, в частности этнографические зарисовки. "Описания украинских казаков и крестьян европейцами служили образцом для украинской интеллигенции в собственных начинаниях относительно открытия Украины и ее истории. Европейские издания об истории казацкого края, этнографические описания его жителей как отдельной нации в печатных источниках и гравюрах конца XVIII - первых десятилетий XIX в. существенно повлияли и на самосознание украинцев, которые с середины ХІХ века начали постепенно позиционировать себя отдельной нацией", - говорит Я.Затылюк.

Историк акцентирует внимание на важном обстоятельстве: ближние соседи рассматривали Украину как часть собственной национальной территории. Об этом свидетельствуют графические работы поляка Наполеона Орды и россиянина Михаила Сажина. Литографии с рисунков Н.Орды показывают прежде всего польские места памяти в Украине: уцелевшие и полуразрушенные костелы, дворцы князей и героев Речи Посполитой. В свою очередь товарищ Тараса Шевченко Сажин изображает преимущественно памятники времен Древней Руси, которые россияне считали частью собственной истории.

Национальный музей истории Украины

Открытие Украины происходило одновременно с путешествиями в Крым, которые были особенно популярными в 1790-е гг. Лучшие тогдашние изображения крымских пейзажей и зданий выполнил французский художник Александр де Палдо. Самым большим по объему и наиболее показательным литографическим изданием с ландшафтами Крыма стал альбом Федора (Фридриха) Гросса (1822–1897) - директора Керченского музея древностей, немца по происхождению.

С середины ХІХ в. графические изображения и литографии постепенно вытесняет новое изобретение - фотография. Оно удешевило и ускорило создание графического образа, сделало его более достоверным источником. Эти старинные фотографии украинских территорий также можно увидеть на выставке в Национальном музее истории Украины.