UA / RU
Поддержать ZN.ua

Красная Шапочка и Бабушка с большими зубами

Неоднозначные размышления в годовщину Акта Злуки 1919 года

Автор: Сергей Махун

Те, кто совершает революцию наполовину, лишь роют себе могилу.

Луи Антуан Сен-Жюст

95 лет назад, 22 января 1919 г., в погожий и морозный день на Софиевской площади Киева под торжественный звон колоколов церквей состоялся митинг, на котором присутствовали десятки тысяч жителей города, военных и гостей столицы Украины. После того, как прозвучал Национальный гимн, министр иностранных дел Западноукраинской Народной Республики Лонгин Цегельский зачитал Грамоту Украинской Национальной Рады и передал ее в руки Владимира Винниченко - главы Директории Украинской Народной Республики. После этого член Директории Федор Швец зачитал текст Универсала, подписанного членами правительства УНР, в конце которого были такие слова: "Віднині воєдино зливаються століттями відірвані одна від одної частини єдиної України, Західноукраїнська Народна Республіка (Галичина, Буковина й Угорська Русь) і Наддніпрянська Велика Україна. Здійснилися віковічні мрії, якими жили й за які вмирали кращі сини України. Віднині є єдина, незалежна Українська Народна Республіка". Увенчали Акт Злуки УНР и ЗУНР торжественный молебен и военный парад галицкого легиона сечевых стрельцов под руководством полковника Евгена Коновальца.

Действительно произошло важное историческое событие. Провозглашение Акта Злуки УНР и ЗУНР стало настоящей манифестацией солидарности двух ветвей украинского народа; уничтожались возведенные врагами границы, в том числе и духовные. Однако из-за военного положения (большевистские части уже оккупировали почти всю Левобережную Украину и двигались на Киев) практическое слияние двух государственных образований откладывалось - до созыва Всеукраинского учредительного собрания, на котором Акт Злуки должны были утвердить делегаты от всех украинских земель. Как видим, событие носило в значительной степени декларативный характер.

Интересная деталь. После того, как архиепископ Агапит (Антоний Вишневский) отслужил молебен перед провозглашением Акта Злуки, галичане, хотя и были в основном греко-католиками, целовали крест, а вот их коллеги с Надднепрянской Украины, сплошь представители социалистических партий, отказались… Этот вроде бы несущественный факт многое объясняет в ходе последующих трагических событий, когда Национальная революция 1917–1921 гг. потерпела сокрушительное поражение, и Украина на 70 лет оказалась под властью большевиков.

Именно "левизна", пробольшевистские настроения правительства УНР, то, что оно опиралось исключительно на представителей социалистических партий и делегатов Конгресса трудового народа Украины (на котором и был утвержден Акт Злуки уже на следующий день, 23 января 1919 г.), было едва ли не главной причиной этого поражения. На Конгресс съехались свыше 400 делегатов, из них только 36 представляли ЗУНР. Вот что пишет Исидор Нагаевский в "Історії Української держави XX століття": "Кроме не социалистов из Галичины, все остальные делегаты были социалистами, а между ними - значительное количество неукраинцев. Националисты под руководством Н.Михновского и Луценко, земледельцы-демократы под руководством братьев Шеметов и земледельцы-государственники под руководством братьев Коваленко не были допущены к участию в Конгрессе, как "реакционные буржуи", несмотря на то, что они представляли наиболее государствообразующий элемент". В какой-то момент Евгену Коновальцу показалось, что Конгресс превращается в "обычный социалистический митинг, а его работа закончится социалистическими речами, которые отнюдь не приведут к улучшению сложного внутреннего и внешнего положения Украины".

Именно в те дни Директория УНР заканчивала подготовку к эвакуации из Киева. Дипломатические миссии срочно выезжали за границу в надежде получить поддержку стран Запада, в данном случае держав Антанты. Армия УНР постепенно превращалась в оболваненную большевиками массу, многие части и самопровозглашенные атаманы бросились в объятия московской коммунистической власти.

"Директорія опинилася між російським сіном і українським вівсом у нефортуннім становищі Буриданового осла. З одного боку, видавалася гумористична Декларація (проголошена Директорією 26 грудня 1918 року, сповнена соціалістичної риторики і популізму), яка думала "лікарськими помічниками" большевицького опиря і довести йому політичну бездоганність нової влади на Україні, з другого - заряджувалася мобілізація проти Совєтів. З одного боку, провадилася війна з Росією, з другого - солдатськими радами розкладалася армія. Переговорювали з большевиками, і рівночасно з Антантою, переконуючи одних у своїй соціалістичній, другу - в своїй буржуазній невинності", - совершенно справедливо отметил идеолог интегрального национализма, публицист и мыслитель Дмитрий Донцов в 1921 г. в своей работе "Підстави нашої політики". Сегодняшнему читателю следует объяснить, кто же такие "лікарські помічники". Конгресс трудового народа Украины лишил права голоса, например, профессоров и врачей, предоставляя право голоса исключительно учителям и помощникам врачей, "фершалкам", как их тогда называли. Как пишет академик НАН Украины Мирослав Попович в своем фундаментальном труде "Червоне століття": "Сознательная игра в плебейство приводила к тому, что украинские интеллигенты, сотрудничавшие с государством Скоропадского, после его развала пошли не в УНР, а к белым или даже к красным".

"Зміцнення державної позиції Росії проти Европи, пересилення політичної ваги на сторону Росії на не користь Европи, а ослаблення Европи - це наш упадок", - писал тот же Дмитрий Донцов. Далее он продолжал: "...ідеологія російського комунізму, як і царизму, - це не тільки різні форми одної і тої самої суті, одного і того з'явища загальнішого характеру, що не є нічим іншим, як воюючим із Заходом російським месіянством...". Добавим, что эта идеология в последнее время, уже в путинской России, приобретает новую силу, она подкреплена помощью на государственном уровне. И потому все чаще мы слушаем "старые сказки" об упадке Европы, о том, что Россия призвана взять на себя духовное (только ли?) руководство во всем мире.

И напоследок. Помните, читатель, в "Белой гвардии" Николка Турбин пишет на печи: "Если тебе скажут, что союзники спешат к нам на выручку, - не верь. Союзники - сволочи". Такие слова подчеркивали всю иллюзорность надежд, в данном случае, белых "единонеделимцев" на приход помощи с Запада накануне вступления войск Симона Петлюры в Киев и позорного бегства гетмана Петра Скоропадского 14 декабря 1918 г. Удивительным образом ситуация повторяется буквально через полтора месяца, когда 3–4 февраля 1919 г. в город, который второпях покидало правительство УНР, вошли советские войска. Правительство УНР продолжало возлагать надежды на помощь Антанты. Ярослав Грицак в "Нарисі історії України" писал: "Глава Директории Винниченко мечтал о том, как большевики будут убегать из Украины перед танками и "ослепительными машинами Антанты".

Большевики действительно пришли: всерьез и надолго, благодаря дисциплине в войсках, чрезвычайно жестким чекистским организациям, и главное - сурово централизованной политической партии во главе с комиссарами. Директория, как пишет Дмитрий Донцов, уже в состоянии агонии спрашивала: "Навіщо Совєти посилають армію на Україну і "що це має значити"? Червона Шапочка питалася в бабусі: "Навіщо ти маєш такі великі зуби?".

Сегодняшние руководители украинской оппозиции считают, что Евромайдан - это абсолютно "эксклюзивное" явление, которого еще не было в мире. С этим тезисом можно согласиться лишь частично, даже на фоне действительно преступных действий власти. Но вглядываться в прошлое следует. Иначе можно оказаться в положении того же самого Буриданового осла (и здесь главное - не проблема выбора, а именно нерешительность, соглашательство) и считать печенье от госпожи Эштон на Евромайдане, вместо санкций против чиновников режима Виктора Януковича и освобождения Юлии Тимошенко, на самом деле действенной помощью Запада в преддверие окончательного построения, или, скорее, восстановления Кремлевской империи на евразийском пространстве. Без Украины ее сложно представить…