UA / RU
Поддержать ZN.ua

Кинично о политкорректности

Современной культуре нужен Диоген Синопский, а не Остап Бендер или Дональд Трамп.

Автор: Евгений Зарудный

Вряд ли 45-й президент США слышал о Великом комбинаторе, однако же его триумф на выборах укладывается, словно в футляр, в политтехнологию сына турецкоподданного: "Побольше цинизма. Людям это нравится".

"Мы должны перестать быть политически корректными", - изрек twitt-заповедь Трамп, теоретически осмысливая террористическую атаку в Лондоне 4 июня 2017 года. Он "открыто говорит городу и миру: перестаньте притворяться, отбросьте всю эту политкорректную чушь, которую вам все время внушали, и будете успешными, как я" (И.Яковенко). И оказалось, что максима "я должен поступить правильно (correct)" более не довлеет над американскими людьми, "замордованными", как выразился один автор, политкорректностью.

Кстати, если верить викизнанию, Россия оказывается родиной не только слонов, но и политкорректности; только коррекция осуществлялась тогда в соответствии с линией партии, отсюда и термин. Неудивительно, что советским людям, замордованным (безо всяких кавычек) единственно правильной идеологией, цинизм был необходим как воздух.

Западная политкорректность не связана, разумеется, со следованием курсу какой-либо партии, а скорее видится закономерным результатом культурного развития. Даже, точнее, - развития массовой культуры.

Для всякого нормального человека невозможно, посмотрев фильмы "Миссиссипи в огне", "Амистад", "Джанго освобожденный" и "12 лет рабства", возлагать цветы к памятникам деятелей Конфедерации. Памятники эти и убирают ныне с глаз долой.

В моем детстве были популярны анекдоты "про дистрофиков", а шутливая характеристика худобы "прям освенцим какой-то" воспринималась нормально. Что, думаю, невозможно сейчас, если хотя бы знать о картинах "Пианист" и "Список Шиндлера".

Когда некоторые украинские политики, оценивая наши "негаразды" в экономике, походя разбрасываются словами "голодомор" и "геноцид", это говорит не только об уровне их культуры, но и об отсутствии тех элементов массовой культуры, которые взрастили бы политкорректность в наших массах.

* * *

Нынешнее время называют мультикультурным. Это как мультивитамины: много ингредиентов в одной таблетке. Безусловным положительным следствием мультикультурности является взаимообогащение разных культур. А также воспитание толерантного, политкорректного отношения к иной, чужой культуре.

Все это правильно. Но лишь с одной стороны. Если взглянуть с другой, нельзя не заметить: феномен сосуществования множества культур несет в себе однозначно негативный момент. Негативный в том смысле, что размывается четкая оппозиция "культурный-некультурный". Ведь на всякий упрек в некультурности можно смело и с достоинством ответить, что это, мол, никакое не непотребство и не дикость, а просто иная культура. Например, запрещающая женщинам купаться в бассейнах…

И тогда уже, по бессмертному слову тов. Саахова, "нарушитель - это не нарушитель, а крупный научный работник, человек интеллектуального труда", человек культурный. Ко всякой же культуре следует относиться с пониманием и уважением, как того требуют принципы всяческой корректности. И что тогда?

* * *

В античных хронографах рассказывается, как однажды грязный, вонючий, одетый в лохмотья бомж, будучи приглашенным в роскошный дом богатого человека, плюнул тому в лицо. Хозяин, утершись, вежливо поинтересовался причиной столь экстравагантного поступка и с ученическим почтением выслушал ответ: "Это худшее место, которое я нашел в доме".

Бомжом был Диоген Синопский. Ярчайший представитель философии кинизма. Любимец афинской публики. Диоген говорил и показывал людям такое, за что сегодня гарантированно угодил бы в тюряжку за административное правонарушение. На одном обеде ему швырнули кости, как псу; он отошел и помочился на них, как пес.

Хотя ко всем он относился с язвительным презрением, все (!) искали его внимания. Одних только владык Македонии насчитывают трех - Филиппа, Александра и Пердикку. Первому Диоген, плененный при Херонее, дерзко ответил на вопрос о роде его занятий: "Слежу за твоей ненасытностью". Александру, который при встрече представился как "великий царь" и повелел "проси, что хочешь", Диоген, со своей стороны отрекомендовавшись "собакой", указал: "Не заслоняй мне солнце". Пердикку киник и вовсе обошел своим вниманием; услыхав, что македонский регент грозится казнить его за неявку, заметил лишь: "Хуже было бы, если бы он объявил, что ему и без меня хорошо живется".

Прописанный в бочке Диоген был не только "собакой", он был еще и первым в истории человечества безродным космополитом. Единственным истинным государством он считал весь мир. На вопрос, откуда он, Диоген ответил: "Я гражданин мира".

* * *

Культура есть условности и ограничения. Киник Диоген пренебрегал условностями и плевал на ограничения. Ergo, киник вел себя некультурно. Вместе с тем философия и практика кинизма однозначно проходят по ведомству мировой культуры. Даже более того: древние говорили, что кинизм - "кратчайший путь к добродетели"; сам Александр Великий хотел бы быть Диогеном (не будь он, так уж вышло, Александром).

Киники впервые установили, что культура содержит в себе раковую клетку репрессивности, способную уничтожить весь организм. Убить эту клетку в теле культуры не означает поступить некультурно. Пренебрежение репрессивными условностями - признак свободной, мыслящей натуры.

Циники же не утруждают себя поиском границы раковой опухоли на теле культуры. Они поступают тупо и примитивно. Они пренебрегают культурой вообще. Это все равно, как если бы онколог прописал проводить лучевую терапию под саркофагом четвертого энергоблока ЧАЭС.