14 лет назад Верховная Рада Украины официально признала Голодомор 1932–1933 годов геноцидом украинского народа. С тех пор каждый год в четвертую субботу ноября мы вспоминаем жертв Голодомора в минуту молчания и зажигаем свечи памяти.
Но немногие задумываются над тем, что последствия этих ужасных событий могут влиять на жизнь и последующих поколений.
Пытка голодом — это продолжительное лишение человека пищи под контролем представителей государства. Сегодня невозможно установить точное количество украинцев, умерших во время Голодомора, разные историки называют от 3 до 7 миллионов человек. Устроенные тоталитарным советским режимом «смерть голодом» и «пытка голодом» еще и сломали психологически тех, кто выжил. Пострадали почти все — те, кто пошел на преступление против своих родных, забирая у крестьян хлеб, и те, кто остался без еды и был бессилен что-либо этому противопоставить. Голодомор стал для украинцев коллективной травмой.
Разработка концепции коллективной травмы принадлежит психоаналитику, доктору медицины Вамику Волкану. Ключевая идея заключается в том, что травма, пережитая группой людей, накладывает отпечаток на всю группу и вызывает невыносимые чувства боли, стыда, унижения, которые коллективно переживают все ее члены. Эти чувства не находят выхода, утрата остается неоплаканной, поэтому они фиксируются в этом сообществе. Чувства передаются последующим поколениям до того момента, пока психологические процессы не будут завершены. Коллективная травма оказывает глубокое влияние на каждого члена группы, становится частью культурной идентичности. В ядре такой травмы лежит реальное историческое событие, пережитое определенной группой людей. Коллективная травма переживается даже с течением времени через воспоминания, в том числе без опыта проживания непосредственно самого события. Травма предка, его подсознательная память и опыт нерешенной задачи передаются потомку, становясь его памятью и его задачей.
Пережившие травму родители неосознанно «вкладывают» ее в психику ребенка. Травмированные родители могут стремиться освободить свое сознание от мучительных воспоминаний и эмоций путем их подавления или соматизации (превращения чувств в телесные симптомы, болезни). Страх возврата преследования, блокированная агрессия, чувства вины, стыда и поврежденный образ себя «расщепляют» личность. Она уже не в состоянии переживать эти чувства как интегрированную часть себя. Когда такая личность становится отцом или матерью, ее ребенок неизбежно сталкивается с опасными отщепленными частями, воспоминаниями и эмоциями, которые родители проектируют на него. Ребенок переживает эти чувства как свои собственные.
Опыт, подрывающий человеческое воображение, практически невозможно принять, овладеть им. Не пережитое родителями горе появляется в бессознательном ребенка. Таким детям часто присуще так называемое необъяснимое горевание.
Влияние травмы на последующие поколения прослеживается в разных сферах жизни. Нарушается переживание «я»: это проблемы самооценки, идентичности, проживается жизнь, направленная на достижения, чтобы возместить урон родителей. Происходят изменения в когнитивной сфере: катастрофизация, страх и ожидание следующей трагедии, озабоченность смертью. В эмоциональной сфере появляются страх преследований, частое дисфоричное настроение (форма болезненно-сниженного настроения, характеризующаяся злостью, хмуростью, раздражительностью, неприязнью к окружающим), связанное с ощущением утраты и скорби. Существует внутренний конфликт вокруг гнева, который, кроме прочего, отягощен чувством вины. Обычно таким людям присуща повышенная уязвимость к стрессовым событиям, особенно, если они как-то напоминают трагедию. Изменения происходят также в сфере межличностных отношений потомков, — это или чрезмерная зависимость от них, или же крайняя независимость.
Негативно сказывается на потомках не так само переживание травмы представителем предыдущего поколения, как степень ее психической обработки, качество и количество посланий, передаваемых ребенку. Молчание родителей об их опыте является источником тревоги для детей.
Хотя выжившие в Голодоморе люди и их дети могут стать успешными в своей повседневной жизни, эмоциональные последствия продолжают влиять и на последующие поколения.
Обычно только научное объяснение и общественное признание причин и вины восстанавливают межличностный контекст и возможность выяснить без цензуры, что на самом деле происходило тогда. Это способ, позволяющий возродить расколотое понимание одиночества и мира.
Поэтому для того чтобы остановить передачу коллективной травмы, ее надо осмыслить и оплакать.