"А дальше происходит то, от чего стынут сердца у самых мужественных людей: друг за другом рвутся грот-марса-шток, грот-стаксель и бизани-стаксель-шкоты..."
"- Ну что, Гладкий? - улыбается ему Завадовский. - Вот остров назвали твоим именем! За преданный труд…"
Это строки из киноповести Александра Довженко "Антарктида". В предисловии мастер пишет: "В этом литературном сценарии нет выдуманных персонажей. Они взяты из записок Ф.Беллинсгаузена "Двукратные изыскания в Южном Ледовитом океане" и названные своими именами, от капитанов до рядовых матросов из крепостных крестьян, имена которых Беллинсгаузен счел своим моральным долгом увековечить в книге в особом списке. Я тоже считал своим долгом сделать это…"
Драматургия, не правда ли, - крепостные крестьяне открывают Антарктиду!
Как долго и где именно писал киноповесть мастер, мы не знаем, но происходило это в 1950-х. Если отбросить пафос, закономерно встречавшийся в произведения советской эпохи, мы откроем для себя совсем непривычного, нового Александра Довженко. И не только непривычного, но и весьма своевременного, ведь 2019-й - это год, когда в разных уголках мира люди начали вспоминать, как именно человечество открывало Антарктиду…
Обычно вспоминают о Втором кругосветном путешествии англичанина Дж. Кука (1772–1775), когда он впервые достиг 71°S. (Опыт и маршрут Дж. Кука позднее учитывал Фабиан Готтлиб Тадеус фон Беллинсгаузен.) Пишут об англичанине Уильяме Смите, в феврале 1819-го добравшемся до острова Ливингстон архипелага Южные Шетландские острова, 62°S. Не забывают об испанском фрегате "Сан-Тельмо",
отброшенном ужасными штормами в сторону Антарктиды (район о. Ливингстон), где поздней осенью 1819 г. погибли от переохлаждения 644 моряка. Люди открывали ледовый материк долго и тяжело, с жертвами.
Сегодня англоязычная Wikipedia фиксирует, что, по данным разных организаций, в 1820 г. корабли трех капитанов приближались к Антарктиде (это и некоторые другие названия на картах появились значительно позже. - В.П.-Д.), или ее ледниковому шельфу, на визуальное расстояние. Это были Фабиан Готтлиб Тадеус фон Беллинсгаузен (капитан Российского императорского флота), Эдвард Бренсфилд (капитан Королевского флота) и Натаниэль Палмер (охотник на тюленей из Стонингтона, штат Коннектикут, США).
Экспедиция на шлюпах "Восток" и "Мирный", под командованием Ф.Беллинсгаузена и М.Лазарева (1819–1821) давно вписана в перечень первооткрывателей далекой ледовой страны. Интересно, что, согласно подготовительным документам, приказам и заключительному отчету, это была "1-я дивизия", первая российская морская экспедиция в приполярные воды Южного океана и к Южному полюсу.
Участвовали ли наши земляки в тех первых экспедициях по открытию Антарктиды? Если в составе антарктической экспедиции сэра Роберта Скотта был украинец Антон Омельченко из села Батьки́, что на Полтавщине, а в составе экспедиции Адама Иоганна фон Крузенштерна участвовал украинец из Нежина Юрий Лысянский, то почему бы, например, в составе высокоширотной экспедиции Беллинсгаузена-Лазарева не быть кому-то из украинцев? Возможно, кинодраматург А.Довженко и был первым, кто предположил ответ.
"- Ну, что, Гладкий? - улыбается ему Завадовский. - Вот остров назвали твоим именем! За преданный труд…"
Мало кто догадывается, сколько неожиданного можно найти в этой короткой строчке из киноповести А.Довженко. Оказывается, здесь, на довженковской сцене, разговаривают два наших земляка, именами которых названы три антарктических острова: один - в повести, и два - в реальной жизни.
Дело в том, что по какой-то причине художник усмотрел в Ефиме Гладком украинца. "Когда дело затрагивало любые вопросы, все матросы, конечно, сразу же поворачивались в сторону Ефима Гладкого, старого моряка, который уже ходил вокруг света на "Рюрике", пишет Довженко в киноповести.
К величайшему сожалению, творческое предположение художника об участии Е.Гладкого в экспедиции О.Коцебу на "Рюрике" не подтверждается архивными документами. Но был ли этот моряк-рекрут украинцем? Возможно. Документы не сохранились. Зато как удивился бы художник, если бы ему рассказали, что распыленные по разным уголкам мира воспоминания о втором персонаже диалога, - капитан-лейтенанте Иване Ивановиче Завадовском, начнут складываться в удивительную мозаику.
В одном конце интернет-вселенной историки пишут, что "Завадовские - это "малороссийский (украинский) графский и дворянский род", в другом - "козацко-старшинский, позже дворянский и графский род герба "Равич" или "были и другие дворянские роды Завадовских, возможно, общего происхождения с графским", или что "Завадовские" были в списке "Малороссийские фамилии из числа генеральной старшины и полковников войска Малороссийского до 1764 года".
Так или иначе, доподлинно известно, в частности, следующее. Родился будущий мореплаватель в 1780-м на Полтавщине (? - см. ниже); умер в 1837-м и похоронен в Одессе. В 1792 г. в Херсоне был создан Черноморский кадетский корпус, который позже, во время переезда конторы Черноморского адмиралтейского управления, перевели в Николаев. (Теперь это Николаевское Черноморское штурманское училище.) Спустя четыре года, 1 января 1796-го, И.Завадовский становится в нем кадетом и учится до 1798-го. Потом годы службы. (Много интересного - о сыновьях, крещении и дворянстве - сделал достоянием гласности историк-энтузиаст с Николаевщины В.Христенко). В 1815 г. будущий мореплаватель крестит старшего сына, Михаила, в "с. Крутьков Гадячского повета Покровской церкви". В 1817-м в том же храме крестит младшего сына Александра. Сегодня это Церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы в углу Крутьки села Сары Гадячского района Полтавской области. Позднее внук мореплавателя (от сына Михаила) займет должность губернского старосты города Гадяч. В заметках к биографии сына мореплавателя Михаила историк вспоминает, что он был "из дворян Полтавской губернии, православный". Таким образом, снова Полтавщина. Оказывается, "Крутки, село" упоминается и в перечне опорных населенных пунктов Гадячской первой (полковой) сотни - в сводке об устройстве Войска Запорожского или "Крутков, село" - в памятке XVIII в., так называемом Румянцевском описании. Действительно, такое может быть: Крутки-Крутков-Крутьки (наше время). На карте "Гадяч" Российской Империи (1869) есть, в частности, Гадяч, Крутьки, Сары, а также два хутора "Завадовскаго". Таким образом, опять, Гадяч, Крутьки, Сары, да еще и два хутора. И в 1815 г., и в 1817-м во время крещения сыновей мореплавателя крестным отцом был Степан Федорович Война. В зарубовской сводке 1648–1782 годов в перечне гадячских полковых судей упоминается Федор Петрович Война. То есть, вероятно, это отец (?) Степана Федоровича Войны. Так что - опять Гадяч, Гадячский полк.
Благодаря приведенным выше фактам появляется возможность добавить к биографии мореплавателя (ну хотя бы из киноповести) несколько дельных предположений. Первый сын родился, когда мореплавателю было 35 лет. Для старых времен - явление обычное. Так что отец будущего мореплавателя, тоже Иван Завадовский, мог бы быть примерно 1745 (?) года рождения. Тогда, очень приблизительно, годы жизни отца - например, 1745–1805? То есть предполагаем, что судья Ф.Война и И.Завадовский
(отец будущего мореплавателя) знали друг друга, служили где-то рядом во времена Гетманской Украины. Возможно, там и стали дворянами?
Вообще, получение дворянства - очень сложный процесс, условия которого были заложены, в частности, Гадячским договором (1658), Коломацкими статьями (1687), петровско-екатерининско-потемкинскими административно-военными реформами (1708–1775 гг. и далее), нацеленными на измельчение, переформатирование и фактически полное уничтожение Запорожской Сечи. Определено, что это преобразование (в "запорожскую магнатерию", "новороссийское дворянство", "черноморское дворянство") состояло из нескольких главных процессов: получения и упрочения земельной собственности, получения российских служебных рангов и, наконец, нобилитации.
Вот такую историю мог бы рассказать в довженковской киноповести "Антарктида" один персонаж другому: украинец капитан-лейтенант украинцу матросу 1-й статьи. Сегодня мы знаем даже больше: во время этой экспедиции к Южному полюсу именем Завадовского был назван антарктический остров, а позднее, в советские времена, - еще один.
Дальше… К 1819-му Иван Завадовский продолжал служить на Черном море, откуда и попал в экспедицию к Южному полюсу (1819–1821). В 1825–1828 гг. командовал Дунайской флотилией (о чем потом написали на его могиле). Похоронен в Одессе (место погребения не сохранилось). Интересная деталь: минерал с острова Завадовского хранится у дальних родственников мореплавателя в Николаеве.
Может, их, наших земляков, было и больше, кто знает. О территории, с которой собирали рекрутов для флота во времена экспедиции Беллинсгаузена, мало что известно. В наши дни лишь на 23% списка экипажей обоих шлюпов можно найти в интернете хоть какие-то ссылки. Кто были те люди и откуда? Команду для шлюпов "Восток" и "Мирный" набирали в 1818 г. Вероятно, большинство были простолюдинами. Интересный факт отметил историк Е.Швед: "…в жестокий век аракчеевщины… за время кругосветного плавания [Беллинсгаузен] не применил ни разу телесное наказание по отношению к подчиненным ему матросам". Обратите внимание, читатель, это происходило после французско-российской войны 1812 г. и до отмены крепостничества (1861–1886). Из дневников Ф.Беллинсгаузена видно, что офицеры и другие участники экспедиции набирались на добровольных началах, но, конечно, с некоторыми условиями, в частности относительно возраста и опыта. Таким, как уже упомянутый матрос Ефим Гладкий, платили 13 рублей
11 копеек годовых, капитану - 5000, капитан-лейтенанту -
780 рублей. (Это есть в воспоминаниях М.Лазарева.)
Вообще, в Российской империи с начала XVIII в. и по 1874 г. действовала рекрутская повинность; армию и флот содержали преимущественно Московская, Казанская, Санкт-Петербургская, Архангелогородская, Азовская, Киевская, Сибирская, Смоленская, Орловская, Тульская и Калужская губернии; после 1850 г. (до призыва на флот) присоединились Астраханская, Вологодская,
Эстляндская, Екатеринославская, Костромская, Новгородская, Олонецкая, Саратовская, Таврийская, Херсонская и Ярославская губернии. При этом границы губерний менялись, а упомянутый список не является полным. Город Николаев, где в 1796–1798 гг. учился будущий капитан-лейтенант Иван Завадовский, входил в состав той или иной из перечисленных губерний.
Если вспомнить, что наш соотечественник, мореплаватель Юрий Лысянский, родом из Нежина, то к списку можно добавить и Черниговщину, после 1764-го входившую в состав Первой Малороссийской губернии. Начальник экспедиции, Ф.Г.Т. фон Беллинсгаузен, уроженец Лифляндской губернии. Благодаря письмам математика Н.Лобачевского, включенным в произведение татарского писателя Джавада Тарджеманова, доподлинно известно, что "в экспедиции было человек десять татар… многие из Казанской губернии". С большой вероятностью, набирали людей также из Московской и Санкт-Петербургской губерний. Таким образом, наверное, первый, хотя и весьма приблизительный, список губерний, откуда могли происходить члены экспедиции к Южному полюсу: Азовская, Архангелогородская, Казанская, Киевская, Калужская, Лифляндская, Московская, Орловская, Первая Малороссийская, Санкт-Петербургская, Сибирская, Смоленская и Тульская губернии. Среди участников - русские, прибалтийские немцы, евреи, поляки, украинцы и другие (точно не определено).
Творческая инициатива Александра Довженко о почтении памяти простых участников экспедиции в Антарктиду была уникальной. Он создал киноповесть "Антарктида", где персонифицировал 37 участников экспедиции, и киносценарий "Открытие Антарктиды". Фактически это были первые украиноязычные художественные произведения об экспедиции Фабиана Готтлиба Тадеуса фон Беллинсгаузена.
К величайшему сожалению, и киноповесть, и киносценарий не были реализованы. (Более того, киносценарий утрачен.) В ноябре 2005 г. в Санкт-Петербурге, в программе кинофестиваля независимого кино, была заявлена кинолента "Антарктида" - неизвестный фильм по сценарию А.Довженко (1935–2005)". Речь идет о кинопроизведении, собранном художником-авангардистом О. Котельниковым из найденных им рисунков 1930-х годов, выполненных художником Максимовичем. И, что интересно, титулкой кинопроизведения служила заставка к киносценарию А.Довженко. (Единственная страница, которая сохранилась!?) Интересно, что в 1962 г. киностудия имени А.Довженко сняла первую украинскую цветную широкоформатную ленту "Закон Антарктиды", с выездом в Антарктиду, на полярную станцию "Мирный". (Там речь шла о спасении бельгийской антарктической партии.)
Все это вместе учит критичнее относиться к устаревшим историческим конструкциям о заполярных широтах, помогает переосмыслить забытый киносценарий Александра Довженко "Антарктида", призывает творческих людей не забывать об украинцах - первопроходцах Арктики и Антарктики, активнее создавать нечто новое, просветительское, в частности в медийной, научной, вики-, кино- и артсреде.