UA / RU
Поддержать ZN.ua

Исцеляла и учила, а не только запрещала и наказывала

Как церковь влияла на жизнь украинцев - об этом рассказывают музейные экспонаты.

Автор: Елена Горишнянская

В Национальном музее истории Украины продолжается выставка "В орбите христианской культуры".

Старопечатные книги и вотивные привески, закладные доски и метрические книги, образцы иконописи и облачения вынесены из музейных фондов. Они рассказывают о том, что церковь не только регламентировала и ограничивала жизнь человека от колыбели до могилы.

Все представленные экспонаты - из фондов Национального музея истории Украины и филиала НМИУ - Музея исторических ценностей Украины. Об изюминках выставки рассказывает ее куратор Максим Яременко, доктор исторических наук, старший научный сотрудник НМИУ, профессор кафедры истории Национального университета "Киево-Могилянская академия".

Куратор выставки Максим Яременко обращает внимание на дарохранительницу

"Эта дарохранительница изготовлена в 1793 г. из материала, который когда-то был тремя лампами, на деньги "доброхотов", о чем говорит выгравированная на ней надпись. Дарохранительницы - обязательный элемент церковной утвари, они были в каждом храме. В гробницах (другое название дарохранительниц) хранили запасное причастие, которое, согласно церковному учению, является Кровью и Телом Иисуса Христа. Существовали требования к материалу, из которого изготовляли этот предмет утвари. Например, в ХVІІІ в. униатских священников обязывали, чтобы дарохранительницы были оловянными, а еще лучше - серебряными. Но, конечно, не везде этих требований придерживались. Материал церковной утвари зависел от возможностей жертвователей, ктиторов и общины. Вот эта гробница - серебряная. Далеко не каждая церковь, тем более в селе, могла похвастаться такой", - рассказывает куратор выставки.

Максим Яременко у Евангелия XVIII века.

Привлекает внимание старопечатная книга с роскошным окладом. По словам куратора, это Евангелие киевской печати конца XVII в. - тогда тираж довольно активно распространяли по церквам митрополии. "Изображение Богородицы на нижней доске - визуальное воплощение концепта Непорочного Зачатия. Дева Мария стоит на полумесяце. Непорочное зачатие Божьей Матери ныне является догмой Католической церкви, но не признается Православной. К тому времени это еще догмой не было, но распространялось как достаточно авторитетное учение Римо-католической церкви. Тем не менее Евангелие - печати православной Киево-Печерской типографии. Такой способ изображения показывает, как на наших территориях происходит творческий "богословский обмен" и выделяет особенности украинской религиозной культуры. Очевидно, книга хранилась в каком-то из киевских храмов. На окладе выгравирована надпись, где указано, что ее уже в ХІХ в. пожертвовали Киево-Печерской лавре. Как видим, несмотря на неправославное и чуждое синодальной имперской церкви оформление, издание долго находилось в храме. А его оформление - это дополнительное свидетельство не только художественного уровня мастеров, но и старание иметь ценнейшее напрестольное Евангелие для богослужения", - подчеркивает Максим Яременко.

Грамота Федора Стефановича, 1742 г.

Среди документов следующей витрины видим подорожную грамоту Федору Стефановичу из Карловацкой митрополии, в части Сербии, находившейся под властью империи Габсбургов. Максим Яременко рассказывает: "Стефанович ехал в 1742 г. учиться иконописи в Киев, который писарь локализовал в "царстве Московском". На самом деле такой государственной единицы уже давно не существовало, была Российская империя. Но в Сербии указали такое название. Эта подорожная грамота является свидетельством широкой огласки о школе иконописи в Киеве в то время".

Куратор указывает на закладочную доску, которая еще не экспонировалась. На ней есть запись о ктиторах. Читаем, что жена гетмана Ивана Скоропадского Анастасия Скоропадская в 1711 г. закладывает церковь Вознесения Господня. Местность не указана.

Напрестольное Евангелие с вкладной надписью

Интересны вкладные надписи. Вот напрестольное Евангелие из переяславского Покровского храма, подаренное полковым цирульником (парикмахером) в 1728 г. По словам М.Яременко, цирульники принадлежали к категории так называемых военных слуг. Они подчинялись непосредственно полковой старшине и занимали не последнее место в социальной структуре. Исполняли, в частности, обязанности хирургов. Мы видим один из способов изъявления набожности верующих - через дарование книг церквам. Из записи мы узнаем также имя местного священника - Иван Бахчевский, которого, не исключено, не удастся отыскать по другим документам.

Популярными когда-то были паломничества к чудотворным святыням. "В Украине было немало икон, считавшихся чудотворными. Мы даже не знаем, сколько. Сейчас об этом готовит исследование моя коллега Наталья Яковенко. Даже в небольших приходских церквах, как в Киеве на Подоле, были иконы с подвесками, т.е. они считались чудотворными. Признательные прихожане, получившие исцеление от чудотворного образа, чествовали его вотивами - металлическими, часто серебряными, табличками с изображениями на них исцеленного органа, лица или металлических изделий в форме исцеленной части тела. Вот мы видим изображения легких, руки, ноги. Язык - это, скорее всего, немой начал говорить. Ухо - глухота. Глаз - болезнь глаз. Вотивы характерны для почитания икон во всех конфессиях на нашей территории - униатской, православной, римо-католической", - говорит Максим Яременко.

Вотива с изображением глаз, XVIII века.

"Одна из чтимых чудотворных икон была в Ахтырке. Представленная на выставке икона и есть тип Ахтырской Богородицы, - показывает куратор. - К чудотворным иконам и в монастыри, где они были, ходили и чтобы изгнать бесов. Церковь знает такие случаи. Овладение бесами людьми и их изгнание Иисусом Христом описано и в Евангелиях. Нынешние священники говорят, что в части случаев обращение не по адресу, нужна помощь психиатра, однако есть и случаи одержимости нечистым. Молитвенное чинопоследование на изгнание беса также мы видим на выставке".

Никогда раньше не показывали представленные фрагменты метрических книг. ЗАГСов у нас не было вплоть до XX в. В ХІХ - начале ХХ в. их роль выполняла церковь. По словам М.Яременко, ведение метрических книг для церкви было способом контролировать церковную дисциплину овечек-прихожан. В метрических свидетельствах христианских конфессий фиксировали крещение и венчание прихожан, а также их смерть. Случается, что первые листы таких книг художественно оформлены цветными орнаментами и сценками (например, венчания). На выставке видим титульные листы униатских метрических свидетельств ХVІІІ в. из Подолья. Рядом - нательные кресты.

Метрические книги с Подолья, XVIII век. Дискос, XVIII век. Потир Ивана Равича, XVIII век.

Стекло витрины отражает блеск драгоценной церковной утвари - серебряного с позолотой потира XVIII в. известного киевского золотых дел мастера Ивана Равича, а также дискоса со звездицей.

Интересны старинные кресты-энколпионы XI–XIII в., между створками которых могли храниться частицы мощей.

Отдельные витрины посвящены роли церкви в развитии у нас образования, науки и музейного дела. "В НМИУ сейчас хранится немало экспонатов бывшего Церковно-археологического музея Киевской духовной академии. Коллекции последнего содержали не только церковные древности. На выставке экспонируется папская печать-булла конца XVI в., пергаментная марка российско-американской компании - ими рассчитывались за товар. Сотрудница музея Елена Радионова определила ее принадлежность ЦАМ по номеру. Рядом - монета Владимира Ольгердовича второй половины XIV в. Вероятно, чеканилась в Киеве. Такой экземпляр тоже был в ЦАМ", - рассказывает М.Яременко.

Тетрадь с лекарственным советчиком духовных лиц, начало XIX в.

О церкви и образовании можно рассказывать много и интересно. "Знания передавались по-разному. Вот лечебник. На первый взгляд может показаться, что это так называемая традиционная народная медицина. На самом деле владельцами таких руководств, и этого в частности, были и духовные лица. Вот читаем рецепт от фебры, то есть лихорадки: "Следует взять вина рейнского рюмку (обратите внимание - недешевый продукт), всыпать толченой горчицы три чайные ложки и перемешать". Видим также записи от сухот (чахотки), духоты, антонова огня, больных глаз и т.п.", - расшифровывает старые надписи куратор.

Обращаем внимание на выпускной альбом Киевской духовной академии начала ХХ в. В центре между профессорами видим Николая Петрова - выдающегося исследователя украинской литературы, одного из первых академиков УАН. По правую сторону - отец Михаила Булгакова.

Облачение папы римского Иоанна Павла II

На выставке экспонируется богослужебное облачение Папы Римского Иоанна Павла ІІ. Куратор рассказывает, что его подарили НМИУ во время визита Папы в Украину.

Украинской вышивкой украшено богослужебное облачение Патриарха Владимира (Романюка), стоявшего у истоков УПЦ Киевского патриархата.

Облачение патриарха Владимира (Романюка)

Максим Яременко объясняет, что стремился представить не саму церковь как структуру, а то, как она влияет на разнообразнейшие сферы жизни людей в Украине. "Мы показываем, как распространяется христианство, как влияет церковь на жизненный цикл человека от колыбели до могилы, как печется о душой, как стимулирует прихожан к богоугодным делам. Важно знать о влиянии церкви на образование, науку и музейное дело. Последний тематический блок выставки - церковь и искусство. На наших землях процветала иконопись, были искусные золотых дел мастера, которые изготовляли утварь; нарядно печатались и оправлялись литургийные книги. Женские монастыри известны как центры шитья. Особым мастерством отличались вышивальщицы Фроловского монашеского центра", - рассказывает куратор выставки.

На выставке представлены также образцы иконописи из Галичины, Подолья, Киевщины.

Иисус Христос, XVIII века., Киевщина

"Хотим напомнить о том, что Украина - многоконфессиональное государство, а не только православное. И эта многоконфессиональность присуща нам уже очень давно. С древнерусских времен здесь были верующие Западной церкви, позже - протестанты и греко-католики. Все это, безусловно, обогатило украинскую культуру", - подытоживает Максим Яременко.