UA / RU
Поддержать ZN.ua

И снова о гетманских сокровищах

Нынешняя независимая Украина является правопреемницей УССР и, соответственно, унаследовала ее права и обязанности по международным соглашениям. Унаследовала она де-юре и право требования относительно фондов П.Скоропадского в Германии.

Автор: Павел Сацкий

Когда упоминают о гетманских сокровищах, в голову сразу приходит история о положенных в английский банк средствах наказного гетмана Украины Павла Полуботка. На сегодняшний день они уже якобы составляют сумму, способную спасти экономику Украины. Но это всего лишь красивая легенда, так вдохновляющая представителей творческих профессий. А тем временем известна более реалистичная история долга перед Украиной. Хотя он и не достигает заоблачных размеров, но имеет под собой довольно крепкую правовую основу. Речь идет также о гетманских сокровищах - сокровищах Павла Скоропадского.

29 апреля 1918 г. потомок древнего старшинского казацкого рода П.Скоропадский при поддержке немецких оккупационных войск становится гетманом с диктаторскими правами, а Украинская народная республика превращается в Украинское государство. Это государственное образование имело довольно призрачную "самостійність", находясь под прессом многочисленных врагов, в том числе и внутренних. "Независимость" поддерживалась штыками оккупационных немецко-австрийских войск, пренебрегавших, по сути, суверенитетом нашего государства и интересовавшихся исключительно его ресурсами.

Однако у П.Скоропадского были планы наполнить суверенитет Украины реальным содержанием, и частью этого плана было создание собственной финансовой системы со стабильным курсом украинского карбованца. Курс последнего, по соглашению с Германией и Австро-Венгрией, должен был составлять 1 к 1⅓ немецкой марки и 1 к 2 австрийским кронам. Этот курс был заложен еще в результате переговоров между финансовыми учреждениями УНР, Германии и Австро-Венгрии, то есть до установления власти П.Скоропадского. И он не был искусственным: Украина и Германия 24 апреля 1918 г. подписали соглашение о выпуске украинских денег; одновременно велись переговоры о предоставлении кредита Центральным державам для обеспечения их украинской валютой под закупку товаров в Украине. Кредитное соглашение заключили 15 мая 1918 г., согласно которому Германия и Австро-Венгрия получили по 200 млн украинских карбованцев кредита. Кредитом был обеспечен относительно стабильный курс украинской валюты; на эти деньги Центральные государства закупали и вывозили продовольствие и сырье.

После падения гетманской власти 14 декабря 1918 г. за право стать наследницей Украинского государства П.Скоропадского развернули как военную, так и дипломатическую борьбу УНР (Директория) и УССР во главе с Христианом Раковским. В то же время Германия, где находились деньги украинского кредита, вынуждена была заключить Версальский мирный договор (по которому она взяла на себя финансовые обязательства перед победителями), и ее финансовая система попала под жесткий мониторинг международных учреждений. В начале 1919 г. Украина оказалась в водовороте гражданской войны, а Германия - в "объятиях" экономического и политического хаоса.

Австро-Венгрия и ее правопреемники погасили перед Украиной большую часть кредита, а вот немецкое правительство сообщило Посольству УНР в Берлине вербальной нотой от 10 апреля 1919 г. о прекращении выплат. Немецкая сторона выдвинула контрпретензии относительно ущерба, нанесенного ей при эвакуации войск с Украины (в частности и Красной армией), затрат во время оккупации и т.п. Главным ее аргументом стала постоянная неопределенность ситуации с политической властью на территории Украины и сомнения в правопреемственности Директории УНР. Но следует отметить, что Украинское государство П.Скоропадского получило статус субъекта международного права исключительно благодаря Германии, и потому за последней оставалось приоритетное право определять его наследника.

Эпопея с гетманскими деньгами на протяжении 1919 г. продолжалась лишь в форме двустороннего обмена нотами между украинской и немецкой сторонами. Берлин заявлял, что значительная часть территории Украины находится под контролем непризнанного ею правительства, которое нанесло, к тому же, колоссальный ущерб Германии. На такое заявление украинская сторона ответила, что московское большевистское правительство Германия на самом деле уже признала - согласно Брест-Литовскому договору от 3 марта 1918 г., и оно же является оккупантом на украинских территориях. А потому вся ответственность за ущерб, причиненный им немецкой стороне, ложится на Советскую Россию. В вопросе ответственности непризнанного немецкой стороной правительства на украинских территориях можно предположить, что Германии было весьма на руку образование большевиками в Харькове 10 марта 1919 г. украинского советского государства - УССР.

Ситуация вокруг украинских фондов в Германии меняется в 1920 г. с установлением полноты контроля над украинскими территориями советской властью. Правительство УССР 20 июня 1920 г. по радио, из-за отсутствия других каналов связи с иностранными государствами, объявило МИДу Германии ноту о том, что ему известно стремление правительства УНР получить средства П.Скоропадского, и предупредило Германию, что оставляет за собой право вытребовать эти средства. Поэтому в 1920 г. эпопея вокруг гетманских сокровищ в Немецком государственном банке получила принципиально иное содержание.

В этом году посольство УНР ставит вопрос о выплате правительству в изгнании 50 млн марок помесячными платежами по 2–3 млн марок. На это немецкий МИД ответил, что не может передать их правительству в изгнании, поскольку доподлинно неизвестно, какое именно правительство является правопреемником правительства П.Скоропадского, а территория Украины в это же время находится под контролем Красной армии. Соответственно, Германия должна окончательно определиться с правопреемником Украинского государства и именно с его правительством вести переговоры о признании за ним права требовать фонды Украинского государства. Посольство УНР мотивировало правопреемственность своего правительства тем, что немецкое правительство согласилось аккредитовать как посла (вместо Федора Штейнгеля от Украинского государства) представителя УНР Николая Порша, признав этим УНР правонаследником гетманской Украины. Но как ни старались представители посольства УНР доказывать в своих нотах нелогичность позиции Германии, все было напрасно. Немецкая сторона не приняла во внимание факта признания правительства УНР сразу после падения П.Скоропадского.

На протяжении 1920 г. стало очевидно, что Германия в вопросе признания того или иного субъекта международного права как единственного государства, имеющего суверенитет над украинскими территориями, пытается тянуть время. С апреля и по 12 октября 1920 г. продолжалась советско-польская война. Только 18 марта 1921 г. был заключен окончательный Рижский мирный договор между Польшей и РСФСР и УССР. То есть первым государством, находившимся в Версальской системе международных отношений, стала именно Польша, признавшая УССР и суверенитет советского правительства Украины над украинскими территориями. Соответственно, шансы правительства УНР в изгнании получить средства П.Скоропадского становились все призрачнее.

После заключения Рижского договора отношения между УССР и Польшей обостряются из-за протестов с украинской стороны по поводу деятельности на польской территории украинской военной эмиграции. Польша, в свою очередь, предъявляла обвинение УССР в подготовке подразделений из числа галичан для интервенции на подмандатную Польше Восточную Галичину и осуждала работу Закордонного отдела (Закордота) ЦК КП(б)У, направленную на диверсионно-подрывную деятельность во Второй Речи Посполитой. В этот самый период правительство УССР через Наркомат иностранных дел РСФСР заявляет претензию Франции: дескать, она оказывает давление на Германию, чтобы та передала деньги П.Скоропадского правительству УНР для подготовки военной интервенции на территорию УССР. Очевидно, опасения советского правительства Украины были обоснованными, хотя до сих пор нет возможности ни подтвердить, ни опровергнуть факт такого давления со стороны Франции относительно средств Украинского государства. Наступает 1922 г. Дипломатический календарь в этом году насыщен интересными событиями, среди которых ключевое - конференция в Генуе, которая должна была решить вопрос послевоенного восстановления экономики Европы и интеграции Советской России в систему международных отношений. И Германия, и РСФСР на этой конференции начали самостоятельную игру против правил, выработанных странами-победителями - членами Антанты. Фактически Советская Россия направляет работу конференции в ином, чем было предусмотрено в ее начале, русле и, в конце концов, заводит процесс переговоров в тупик, выдвинув грандиозные контрпретензии за интервенцию стран Антанты в ходе гражданской войны. Это был ответ на их требование выплатить компенсацию за долговые обязательства царского и Временного правительств.

16 апреля 1922 г. в городе Рапалло между Германией и РСФСР был заключен договор. Его главный результат - восстановление дипломатических отношений между РСФСР и Германией, взаимный отказ сторон от военных претензий и закладка фундамента для сотрудничества между государствами. Рапалльский договор вызвал необычайный резонанс на Генуэзской конференции, поскольку подрывал основы Версальского договора, а именно: отказ Германии от договора, заключенного с советским правительством в Брест-Литовске, и право Советской России на получение из Германии репараций. Восстановление дипломатических отношений фактически реанимировало признание Германией Советской России по Брест-Литовскому договору, а отказ РСФСР от военных претензий закладывал новые принципы отношений между странами двух принципиально различных социально-экономических систем. Страны Антанты считали себя обманутыми.

Сразу после заключения Рапалльского договора началась работа по распространению его действия на советские республики, находившиеся в союзных отношениях с РСФСР. УССР и РСФСР еще 31 декабря 1920 г. подписали Рабоче-крестьянский союзный договор. Наконец, был заключен договор о распространении действия Рапалльского договора на шесть союзных с РСФСР республик. Первым в перечне субъектов договора среди советских республик значился представитель УССР, за ним после слов "а равно" шли представители еще пяти республик. Этой формулой подтверждалась значимость статуса признанной Брест-Литовским договором Украины (УНР) и правопреемственность УССР. Во второй статье договора было зафиксировано, что УССР и Германия сохраняют за собой право на определение размера и порядка ликвидации взаимных претензий, возникших в период пребывания на украинской территории кайзеровских войск. УССР не сняла своих, задекларированных в 1920 г., претензий на фонды П.Скоропадского в Германии. Этим она, сохранив актуальность вопроса, сделала невозможным выдвижение претензий на эти фонды со стороны правительства УНР.

В 1923 г. большевики ликвидировали Наркомат иностранных дел УССР, и Советская Украина уже не имела иной институционной возможности заявлять претензии на фонды П.Скоропадского, кроме как при посредничестве Наркомата Советского Союза, созданного на базе Наркомата РСФСР. А отказ РСФСР от военных претензий по Рапалльскому договору делал некорректной постановку российской стороной вопроса о бывших долгах. Поэтому вопрос этих фондов был фактически похоронен в институционной паутине внешней политики СССР. Но УССР так и не отказалась от претензий на средства П.Скоропадского, а Германия признала ее право требовать эти средства. Часть их (200 млн крб), как следует из переписки между посольством УНР и МИДом Германии, была компенсирована до 10 апреля 1919 г., а в июне 1920-го украинская сторона озвучивала сумму в 50 млн марок. Нынешняя независимая Украина является правопреемницей УССР и, соответственно, унаследовала ее права и обязанности по международным соглашениям. Унаследовала она де-юре и право требования относительно фондов П.Скоропадского в Германии, а потому потенциально Украина может войти почетным членом в какой-либо из международных клубов кредиторов. Долго дело делается. А еще, говорят, "дурень думкою багатіє". Как знать...