UA / RU
Поддержать ZN.ua

Грабли украинской истории

У нас до сих пор нет своего государства, поскольку наше сознание болеет на такой недуг, как зависть и жадность. Именно из-за этих неблагородных черт национальной ментальности мы на протяжении веков не способны объединиться и жить в мире и согласии ради создания Государства.

Автор: Вадим Дышкант

Нынешней зимой Украина деятельно взялась создавать свою новую историю. Делает она это так отчаянно и мужественно, так жертвенно и благородно, что в течение трех месяцев завораживает весь цивилизованный мир. Мы предадим нашу Революцию Достоинства, в который раз опозорим Украину, наконец, недостойно поступим по отношении к живым и погибшим героям, если и в дальнейшем не будем создавать свою историю с таким же вдохновением, с таким же благоволением к Правде и верой в то, что достойны лучшей судьбы.

За эту зиму вокруг нас и в нас самих столько изменилось, что при иных условиях на такие метаморфозы пошли бы годы. Правда, изменились и получили неоценимо важные уроки лишь те, кто готов к изменениям, кто воспринимает жизнь как школу, как прогресс к вершинам духа. Тем же, кто боится выходить из зоны своего психологического и телесного комфорта, кто хочет законсервироваться и жить протухшими политическими, квазикультурными и квазирелигиозными мифами, события Майдана нанесли лишь травмы. Сочувствую им и прошу прощения за созданные украинским народом временные неудобства.

Прошлое

Об опасностях, подстерегающих тех, кто живет в эпоху перемен, предупреждали еще древние китайцы. При всем уважении к их мудрецам отдам-таки преимущество мудрецам индийским - они благословляют на жизнь, лишенную сытого покоя и душевного комфорта. Ибо, как они убеждают, во времена социальных, природных и даже личных психологических катаклизмов узреть свет Истины могут и те, кто еще не домолился до полной святости. Истина становится доступной благодаря тому, что в неспокойные периоды истории занавес майи, как священные Веды называют иллюзорную материальную энергию Бога, поднимается, и окружающий мир, который во времена покоя представляется нам довольно устойчивым, надежным и уютным, проявляет свою подлинную, весьма неустойчивую, ненадежную, трагическую природу. А это людей умных побуждает искать защиту и сокровища в другом мире, "где ни моль, ни ржавчина не уничтожают, и где воры не подкапывают и не крадут".

Иными словами, катаклизмы, угрожающие нашей жизни, разбивают розовые очки и, открывая суть вещей, побуждают к изменению сознания. А раз так, то нынешняя украинская Революция, если посмотреть на ее метафизическое измерение, должна была бы привести нас не только к полной "перезагрузке" власти, не только к изменению самой социально-политической системы, а, прежде всего, к фундаментальным изменениям нашего сознания.

Истинность философского тезиса, соответственно которому сознание предшествует бытию и определяет его, бытие, качество, а не наоборот, как нас учили классики марксизма-ленинизма, прекрасно иллюстрирует украинская история. У нас до сих пор нет своего государства (а нынешняя наша государственная "независимость" оказалась фикцией, что и выяснилось в ходе Революции), поскольку наше сознание болеет на такой недуг, как зависть и жадность. Именно из-за этих неблагородных черт национальной ментальности мы на протяжении веков не способны объединиться и жить в мире и согласии ради создания Государства. Склонность украинцев к сепаратизму, из-за которого мы и прославились как народ негосударственный, имеет, к сожалению, достаточно глубокие корни.

События последних месяцев вынудили меня обратиться к основательному историческому исследованию профессора Николая Чубатого "Історія християнства на Руси-Україні" (Том 1 до 1353 г., Рим-Нью-Йорк, 1965). Прежде чем перейти к христианским временам, автор основательно исследует нашу историю, предшествовавшую крещению Руси-Украины. Ссылаясь на многочисленные свидетельства зарубежных историков, он пишет: "Во времена наступления Гуннов (IV в. н.э.), среднеазиатских варваров на Европу, (...) на исторической арене появляются первые исторические предки Украинцев - Анты". Дальше Чубатый объясняет, кто же они такие: "Византийские писатели описывают нам образ жизни и характер Антов, из чего видно, что Анты своим образом жизни - это настоящие предки Русинов-Украинцев. Они управляли демократическим путем. Предводителей своих выбирали на сходах, так же все дела публично решали на вечах. Из-за этого их власть шаткая, а политика химерическая... Анты весьма храбры и воинственны, однако между собой несговорчивы. Антские племена объединяются в союзы в годину опасности, чтобы после нее жить снова своей отдельной жизнью". Знакомый портрет?

Этот портрет приобретет еще более четкие черты, если вспомним нашу дальнейшую историю: несговорчивыми между собой оказались и князья Руси-Украины, что приводило к постоянным распрям и войнам, и гетманы, тянувшие Украину кто куда, пока Богдан, "неразумный сын", не положил Неньку под ноги Москве. И наша более близкая история опять же свидетельствует о той самой несговорчивости. В 1918 г. вместо того, чтобы объединить свои усилия и завоевать для Украины государственную независимость, украинцы воевали кто за кого: одни доверились Скоропадскому, другие Директории, свергнувшей Гетманат, третьи вступили в ряды Красной армии, четвертые вместе с батькой Махно воевали на просторах Гуляйполя против всех... Не смогли объединиться украинцы ради создания своего государства и в годы Второй мировой войны. Даже УПА оказалась расколотой на две фракции - мельниковцев и бандеровцев. Эти сепаратистские настроения были настолько глубоки, что руководители Украинской повстанческой армии не смогли прислушаться к самому митрополиту Андрею Шептицкому, призывавшему всех к единству в борьбе против внешнего врага.

Этот враг победил благодаря тому, что на его стороне оказался враг внутренний - несговорчивость потомков антов. Ну и, наконец, есть пример оранжевой революции, о печальной перспективе которой я предупреждал еще тогда, когда судьба Майдана 2004-го не была решена, и все, как и теперь, каждую ночь ожидали штурма. В одной из статей я писал, что оранжевые победят бело-синих, однако настоящие проблемы придут к соратникам Ющенко, когда они начнут делить власть и перессорятся между собой. В той же статье речь шла о том, что вследствие генетически наследованной несговорчивости оранжевые не только украдут у народа надежду на обещанное еще десять лет назад европейское будущее, но и разрушат веру в саму возможность выстроить на земле Руси-Украины нормальное, цивилизованное государство. Так оно, к сожалению, и случилось. Понадобилось девять лет, чтобы причиненные оранжевыми неудачниками раны зарубцевались, и у нас проснулось усыпленное отчаяньем достоинство. На новый Майдан мы вышли уже немного умнее, но все такими же несговорчивыми.

Настоящее

Странно слышать разговоры о том, что Майдан за три месяца своего существования не достиг цели. Цели, поставленной перед собой Майданом, не достигла пока что вся Украина. Что касается улиц Киева, огражденных высокими баррикадами, то на них сформировался отдельный городок, что-то вроде Ватикана в Риме. Майдан достиг своей цели в тот момент, когда в центре украинской столицы создалась, по выражению одного журналиста, Территория Свободы. Здесь крайне быстро самоорганизовалась своя социальная инфраструктура, включающая все необходимое для того, чтобы не только поддерживать жизнь, но и продуцировать и транслировать на весь мир идеалы Правды и Справедливости. На Майдане есть все, что нужно для нормального существования: жилье, пусть пока что не весьма комфортное, питание, медицина, войско, даже искусство...

Майдан стал маленьким государством в государстве, в котором воплотилась наша мечта об отсутствии коррупции и милиции, творящей надругательство над людьми вместо того, чтобы их защищать; об отсутствии врачей, лечащих за взятки; об отсутствии власти политиков... На Майдане политики не являются хозяевами ситуации, они здесь учатся слушать народ и служить ему. Майдан воплотил мечту каждого человека о взаимопомощи и солидарности, о жертвенности как основном принципе жизни и о служении другим как цель, как основной мотив всех наших действий...

Благодаря этим достижением Майдан стал территорией, свободной от нынешней преступной власти. Никто из обнаглевших украинских вельмож, кроме представителей их спецслужб - не государственных, как оказалось, поскольку служат они не государству, а господствующему клану, на Майдан ступить не смеет (присутствие шпионов и провокаторов - одна из проблем Майдана). Помните кадры десятилетней давности, когда Янукович и Путин во время парада на Крещатике стояли на трибуне, и московский царь отказался принять от нашего тогда еще премьер-министра конфетку? Как презрительно он тогда ухмыльнулся на жест уркагана с конфетой во рту, который с тюремных нар поднялся на высшие ступени украинской власти? Помните, как стыдно было в тот момент за Украину? Что ж, благодаря Майдану у нас есть сатисфакция. Можете теперь представить Путина и Януковича на Майдане (хотелось бы, конечно, их там увидеть в окружении народа, но это мечта, вероятно, невыполнимая)? Майдан - это уже не земля тиранов, им в страну Достоинства путь закрыт.

Таким образом, Майдан, на который не может ступить нога преступных политиков, своей цели достиг. И если Украина хочет, чтобы на ее территориях не было места таким политикам, как Янукович или Путин, то она вся должна превратиться в Майдан, являющийся отныне моделью будущего государства.

Правда, в той бочке меда, которой стал Майдан, снова появилась ложка дегтя украинской несговорчивости. Уже и здесь - споры между различными политическими и общественными организациями, между умеренными и радикалами, между патриотами украиноязычными и патриотами русскоязычными и т.п. Поэтому возникает вопрос: следует ли воевать с нынешней преступной властью, рискуя жизнями сотен, а может, и тысяч людей, если новая власть рано или поздно снова прибегнет к преступлениям? Пусть не таким очевидным и грубым, но от этого не менее отвратительным. Поскольку продиктованные завистью и жадностью политические амбиции принудят носителей этих амбиций творить новое беззаконие. Ведь власть пьянит, а утративший трезвость не может быть законопослушным.

Будущее

Формат этой статьи не позволяет изобразить то будущее, которое было бы достойно людей, уже почти три зимних месяца творящих на Майдане новую украинскую историю. Так что, оставив тему нашего будущего для отдельного разговора, подчеркнем лишь то, что Украина должна измениться коренным образом и начать создавать новый тип цивилизации. Понимаю, что сегодня такая перспектива может показаться фанаберией, однако немало факторов жизни человечества указывают на то, что его будущее под угрозой. Потому оно - и не за предрасположенной к диктатуре политикой Москвы и других тоталитарных государственных образований, угрожающих нам с Востока, и не за радикальным либерализмом Запада. Экономические, политические, общественные, экологические, наконец, онтологические кризисы, охватившие мир, понуждают нас к изменению самой парадигмы бытия, к изменению сознания. Если мы этого не сделаем, то и в дальнейшем будем наступать на те же грабли несговорчивости (а в условиях глобализации - уже в мировом масштабе), которые до кровавых ран будут бить нас по тупому лбу.

О том, что Майдан может повлиять на геополитическую ситуацию в целом мире, сейчас уже говорят европейские политики. Страх Кремля перед Майданом - лучшее свидетельство перспективы глобальных геополитических изменений. Так позволим и себе сделать прогноз: изменив парадигму бытия и став колыбелью новой цивилизации, Украина переформатирует как минимум карту Евразии. Но об этом - в следующей статье.

Давайте держаться с достоинством, поскольку мы этого достойны!

P.S. Эта статья была написана еще до трагических событий 18-20 февраля. И время лишь подтвердило ее актуальность: Майдан своей цели все-таки достиг - правда, слишком дорогой ценой, - и теперь почти вся Украина стала Майданом. Это хорошая весть. А нехорошая та, что наши политики продолжают снова "жить своей отдельной жизнью".