UA / RU
Поддержать ZN.ua

Героика Чертковской офензивы

Чертковская наступательная операция навсегда войдет в историю военных побед украинцев в XX веке.

Автор: Роман Якель

В течение трех недель июня 1919 года Украинская Галицкая армия (УГА), насчитывающая приблизительно 25 тысяч воинов, заставила отступить по всей линии фронта 40-тысячное войско недавно возрожденной Польши.

Наступлению галицких украинцев предшествовал ряд важных политических событий. Нарушив перемирие, гарантированное государствами Антанты, поляки направили против УГА шесть дивизий генерала Юзефа Галлера и 15 мая 1919 года начали наступление по всему фронту. Затем польское войско продолжало наступление на обоих важных направлениях - на реке Западный Буг около Сокаля и между Львовом и Карпатами. Поляки захватили Самбор и создали угрозу захватить стратегически важный Дрогобычско-Бориславский нефтяной бассейн.

В сложных условиях правительство ЗОУНР (в то время - Западноукраинской области Украинской Народной Республики) отказалось капитулировать. Члены правительства и командование УГА переехали из города Станиславова (сейчас - Ивано-Франковск) в Бучач, где во время совещания в Василианском монастыре подтвердили решение до последнего защищать территорию Галичины. Ситуация обострялась. И уже в начале июня правительственные учреждения отправились из города Бучача в Залещики, чтобы оттуда через Буковину, которую в то время оккупировала Румыния, добраться на Запад. Отступала и армия галичан. Командование УГА отдало приказ: перед переездом на румынскую территорию, ради лучшей подготовки к последнему бою, до 5 июня отступить на линию Скала-Подольская-Лановцы-Мушкарив-Устечко, которую с обеих сторон прикрывали реки Збруч и Днестр. Было приказано провести рекогносцировку местности и построить укрепления. Так УГА оказалась в "треугольнике смерти": с севера наступала польская армия, за Збручом значительную часть территории заняла Красная армия, за Днестром хозяйничала королевская Румыния.

С 2 до 7 июня польская армия заняла последовательно города и городки Галичины - Тернополь, Теребовлю, Копычинцы, Чертков, Ягольницу… Недаром генерал Вацлав Ивашкевич, возглавивший новообразованный Галицко-Волынский фронт, высокомерно заявил, что регулярной украинской армии больше не существует. Хотя последующие недели доказали, что он ошибался, государства Антанты уже поверили в этот факт и 6 июня США возобновили предоставление продовольственной помощи Польше…

В то же время 4 и 5 июня УГА находилась на линии Хоростков-Джурин-Язловец-река Стрыпа и не вступала в бой с врагом. На следующий день командование 3-й Бережанской и 7-й Львовской бригад встретились, вероятно, в районе села Джурин (Чертковский район Тернопольщины), чтобы обсудить сложную текущую ситуацию и дальнейшие боевые действия. И затишье в скором времени переросло в грозу.

Победный марш в двух направлениях

7 июня закончилось терпение сотника Михаила Дыбуляка, и он со своим полком решил атаковать городок Ягольницы, около Черткова, не ожидая подхода основных сил. Вечером этот населенный пункт был в руках галицких стрельцов. На следующий день воины 1-й бригады УСС и 10-й бригады УГА по меньшей мере в четырех местах Черткова обрушили огонь артиллерии на позиции пехоты поляков по оба берега реки Серет. Под вечер польские защитники города начали беспорядочное отступление. Сотня чотаря Ивана Борковского, который со временем стал главой Чешского археологического общества и ректором Украинского свободного университета в Праге, завершила зачистку Черткова от врага.

Канва событий еще не свидетельствовала о широкомасштабных наступательных операциях УГА. 9 июня уполномоченный диктатор ЗОУНР Евгений Петрушевич, услышав от Александра Грекова мнение, что есть шансы на успешное наступление, назначил его главнокомандующим УГА. И генерал-хорунжий решил расширить плацдарм для ведения наступательных действий. Дополнительную территорию можно было получить после освобождения Бучача на западе и Теребовли на севере. Поэтому Второй и Третий корпуса УГА начали наступление в направлении реки Стрыпа. Военный историк Александр Дедык в исследовании "Чертковская офензива" убеждает, что, благодаря удачному обманному маневру сотни поручика Любомира Макарушки, группа подполковника Арнольда Вольфа утром 11 июня захватила город Бучач. Дивизионный генерал Францишек Александрович докладывал в генеральный штаб своей армии: "Противник наступает значительными силами и весьма агрессивен". В боевых порядках Галицко-Волынского фронта образовался большой разрыв между городком Монастыриска и селом Дарахов (35 км).

Параллельно Первый корпус УГА двигался на север Тернопольщины. Удачно спланированное наступление под селом Ивановка расчистило путь к Теребовле. Вечером 12 июня польские подразделения поспешно оставили этот город. На следующий день в украинских руках были городки Коропец, Монастыриска, Подгайцы. А уже 15 июня 11-я бригада УГА продвинулась к Днестру, выйдя на линию Мариямполь-Медуха (сейчас это села Ивано-Франковщины). В руках галичан оказался городок Большевцы. А на окраине Ныжнева 8-я бригада УГА захватила позиции врага, после чего тот отступил на правый берег Днестра. Польское войско охватила паника: если УГА форсирует реку, то оттуда уже близко и до города Станиславова…

Взяты Тернополь и Бережаны!

На северном направлении боевые подразделения генерала Владислава Сикорского не смогли противостоять атакам 4-й и 10-й бригад УГА, и он отдал приказ оставить Тернополь. Пройдет четыре десятилетия, и ветеран УГА писатель Михаил Островерха в воспоминаниях опишет трогательную картину: "Грають наші кулемети. А поручник Іван Балешта з одною гарматою переганяє нашу розстрільну і далеко впереді, перед нашою розстрільною, стає на шляху і, з безпосереднього прицілу, гатить по втікаючих поляках…" ("Свобода", Нью-Йорк, 1959 г.). А тогда,повыводу Александра Дедыка, "здобуття Тернополя ліквідувало загрозу північному флангу УГА. Поляки виявилися затиснутими між галицьким і більшовицькими фронтами і не змогли розгорнути значні сили…"

Но из-за непоследовательного преследования врага, что позволило ему придти в себя после поражений, развернулись кровопролитные бои под Бережанами. 17–18 июня львовским куреням 3-й бригады не удалось закрепиться на горе Лысоне, известной по боям Сечевых стрельцов с царскими войсками в сентябре 1916 года, завладеть городом Бережаны и двигаться к городу Рогатин в определенный главным командованием срок. На бережанском направлении польское командование сосредоточило значительные силы - 15 батальонов пехоты. По планам галицкого командования, 6-я и 11-я бригады УГА должны были взять город в кольцо. Но из-за нерационального распределения сил бой затянулся на несколько дней. 20 июня батареи поручика Степана Когута (7-я бригада) и атамана Ярослава Воеводки (6-я бригада) атаковали врага с обеих сторон реки Золотая Липа и не дали возможности полякам перегруппировать силы. Когда стемнело, польский генерал Зигмунт Зелинский приказал отступать из Бережан… Это был сильный удар по доблестной польской армии. В ночь с 20-го на 21 июня 1919 года ее колонны отошли к городку Рогатин.

Николай Шот

Того же 21 июня польский генерал Вацлав Ивашкевич отдал своим войскам приказ отступать на линию река Стырь -Станиславчик-Турья-Соколовка-Ожидов-Скварява-Гологорка-Вильшаны-Гологоры-Дунаев-река Нараивка. Этот военачальник уже готовил запасной рубеж обороны Львова. Ведь генерал Александр Греков совершил маневр, чтоб отвлечь внимание противника, заявляя, что УГА будет атаковать Львов. Методы ведения информационной войны с врагом применили и украинские газеты, трубившие: "Идем на Львов, на Львов!". Командование и воинов польской армии охватила паника. Сам "начальник" Польского государства Юзеф Пилсудский прибыл 23 июня во Львов, чтобы укрепить дух своего войска.

Судьбу наступления решали в Париже

Правительства западных государств были неправильно проинформированы о наступлении УГА. Они считали, что в Галичине наступают большевики и петлюровцы. И поэтому на мирной конференции в Париже, продолжающей работу, ради защиты гражданского населения от большевистских банд, свое решение сформулировали так: "Уполномочить польское правительство своими вооруженными силами занять территорию Восточной Галичины до реки Збруч…" И хотя это решение пока не влияло на определение Высшим советом послов государств Антанты политического статуса Галичины, тревожный сигнал был получен!

В то же время шла отчаянная борьба за станцию Плугов (Золочевский район Львовщины). 5-й бригаде УГА противостояли шесть батальонов пехоты комбинированной дивизии генерала Владислава Сикорского. Но под вечер 21 июня галичане все же ее захватили. А 9-я бригада галицкой армии успешно продвигалась на северо-запад вдоль бывшей австро-российской границы. Отбросив эскадроны полка уланов, она заняла городок Подкамень.

В течение последующих дней армия галичан наступала по всему фронту: 22 июня 5-я бригада УГА вошла в Золочев, 1-я бригада УСС взяла городок Дунаев (Золочевский район), гуцульский курень поручника Григория Голынского (8-я бригада) утром 24 июня занял Рогатин… Но давала о себе знать усталость бойцов и старшин, измотанных тяжелыми боями и длительным маршем, нехватка оружия и снаряжения…

Но пока части Первого корпуса УГА под командованием полковника Осипа Мыкитки быстро продвигались на север - к городу Броды, почти не встречая сопротивления. А враг сосредоточил основные силы в центре фронта, пытаясь прикрыть подходы ко Львову через Перемышляны и Бибрку. Но не обошлось и без значительных потерь со стороны УГА. Так произошло во время переправы через реку Гнилая Липа. Но благодаря поддержке воинов атамана Романа Дудинского, 3-й курень УГА вышел к реке Свирж на Львовщине. А подразделения 8-й бригады добрались к городку Букачевцы (Рогатинский район Ивано-Франковщины).

Штаб Главного командования УГА осознавал, насколько важно своевременно начать Перемышлянскую операцию. Потому что ее задержка открыла бы правое крыло Третьего корпуса для ударов противника. Тем более что контратака комбинированной дивизии генерала Владислава Сикорского отбросила галичан от городка Гологоры (Золочевский район Львовщины).

Поэтому Перемышлянскую операцию готовили Первый (командующий - подполковник Осип Мыкитка) и Второй корпуса (командующий - полковник Мирон Тарнавский). Части Третьего корпуса под командованием Антона Кравса должны были нанести фланговый удар главной группировке войск генерала Вацлава Ивашкевича. И командование польской армии, сознавая весь масштаб опасности, подтянуло свои резервы - элитную 6-ю дивизию стрельцов и воинов группы подполковника Даниэля Конаржевского. В результате в составе польского Галицко-Волынского фронта насчитывалось уже свыше 40 тысяч бойцов. Им противостояло немногим более 18-ти тысячи штыков УГА…

Однако судьба Чертковской офензивы решалась на международном уровне. 25 июня руководители государств Антанты санкционировали оккупацию Галичины и позволили применить для этого прекрасно оснащенную армию генерала Юзефа Галлера, которая формировалась во Франции из этнических поляков - бывших военнопленных австро-венгерской армии, граждан Франции, США, Бразилии. Через три дня командование польского войска получило об этом телеграмму из Парижа от руководителя своей военной миссии генерала Тадеуша Розвадовского. Украины на карте Европы творцы Версальской системы не видели.

На успех рассчитывала операционная группа "Буг" под командованием генерала Владислава Енджеевского. На рассвете 28 июня начал наступление 1-й батальон 15-го полка пехоты, который вскоре взял городок Ожидов (Буский район Львовщины). Отчаянный бой шел вблизи села Белый Камень (Золочевский район Львовской области), в результате которого три польских батальона пехоты, при поддержке двух батарей, разгромили один курень 9-й бригады УГА… "Галерчиков" ободрял Юзеф Пилсудский, лично прибывший на фронт. Упорно защищаясь, подразделения УГА были вынуждены отступать по всему фронту…

Отход за Збруч

Главнокомандующий УГА Александр Греков знал, что не удастся получить достаточного количества боеприпасов ни из Румынии (она была связана военными соглашениями с Польшей), ни от Действующей армии УНР, ни от большевиков. И поэтому 5 июля командование УГА приняла решение перейти на территорию Надднепрянской Украины.

А 15 июля началось новое наступление польской армии. На следующий день УГА и длинный поток гражданского населения начали переходить реку Збруч. Так завершился героический этап Чертковской офензивы - операции, вдохновляющей на победы поколения защитников Украины - и бойцов УПА, и современных воинов, которые уже шестой год сражаются с пророссийскими боевиками, поддерживает Кремль, на Донбассе…