UA / RU
Поддержать ZN.ua

Этническая история как метаморфоза

Загнанный в подсознание комплекс неполноценности приводит к тому, что игнорируется не только история родной страны, многообразие ее культур, существовавших на ее территории, но и целые этносы, повлиявшие как на внешний облик, так и на процесс возникновения казаков, а значит и украинцев.

Автор: Николай Караменов

Все, кто смотрел открытие Олимпиады-2012 в Лондоне, обратили внимание на интересную деталь. На стадионе была разыграна историческая сценка - деревенский пейзаж с домами и крестьянами, одетыми так, как ходили английские фермеры в XVIII в., превращается в промышленный ландшафт, символизируя первую в мире промышленную революцию. Но нас интересует то, что среди разыгрывающих английских фермеров можно было увидеть темнокожих, выходцев из Африки или островов Карибского бассейна, чего реально в то время в Объединенном Королевстве не было: на 100% ее сельские жители состояли из белых британцев. Чуть позже пред зрителями предстала другая сцена - как в начале 1950-х в Великобританию прибыла первая волна выходцев из Антильских островов, и местный пролетариат пополнился крепкими рабочими руками темнокожих мужчин, своим трудом внесшими немалую лепту в обновление разрушенной немецкими бомбардировками страны.

Еще интересная деталь, касающаяся уже нас: перед началом Евро-2012 несколько англичан спрашивали меня через Скайп - существуют ли проявления расизма в Украине, поскольку СМИ Великобритании подняли шум о том, что на в нашей стране таких проявлений предостаточно. Уже перед окончанием Евро-2012 британские болельщики в Донецке демонстративно похоронили символы расизма. Британцы не заметили расизма, по крайней мере, на стадионах, улицах и в гостиницах. И это правда. Но расизм-то есть, скрытый и давний, и как раз о скрытых, изощрённых его проявлениях и хотелось бы поговорить в данной статье.

Понятно, что в мире практически нет ни одной страны, на территории которой сейчас жил бы народ, населяющий ее испокон веков. На территории Британии до появления племен англов, саксов и ютов жили пикты и кельты. Исходя из последних исторических исследований (см. книгу канадского писателя Фарли Моуэта "От ариев до викингов, или Кто открыл Америку"), пикты были смуглыми, невысокого роста людьми, выходцами из Северной Африки. Они появились задолго до первых волн охотников, имеющих внешность современных европейцев. Постепенно темнокожие люди были ассимилированы охотниками с европейской внешностью, но на окраинах Старого Света этот тип просуществовал до наших дней. Речь идет о лапландцах или как их еще называют, саамах или лопарях, являющихся носителями отдельного, отличающегося от европейского, антропологического типа.

Европейские народы дорожат этнической историей своей страны, поэтому в музеях Швеции, Норвегии, Дании и Финляндии можно увидеть множество экспонатов древней лапландской культуры охотников и оленеводов, ведь предки саамов до прихода германских племен на территорию Скандинавии обитали по обоим берегам Балтийского моря. А их южный ареал расселения доходил до территории нынешних Эстонии, Латвии и Новгородской области в России. Среди скандинавов и сейчас можно встретить черты лапланоидного антропологического типа, чем они гордятся. И отнюдь не пытаются скрыть вкрапления в их кровь генов людей иной расы. Можно ли подобное, то есть о трепетном, уважительном, на крайний случай терпимом отношении к своим этническим корням, к истории своей страны, сказать о нас - современных украинцах?

Возьмем хотя бы факт пребывания в течение долгого времени на территории Украины кочевых народов - от киммерийцев, скифов и сарматов до гуннов, печенегов, берендеев, торков, черных клобуков, половцев и ногайских татар. Последние кочевали на южных просторах Украины еще в XVIII веке.

Помню, как в начале смутных 1990-х зашел в школьный кабинет истории и заметил на стене выпущенную уже в независимой Украине карту, на которой был показан этнический ландщафт нашей родины в начале того же XVIII в. С удивлением увидел, что на территории южных областей Украины кочевали ногайские татары Джамбайлукской, Едисанской и Буджакской орды. Территория Украины в течение нескольких веков была их родиной, а в конце XVIII века во время завоевания южноукраинской степи войсками Суворова ногайцы были большей частью уничтожены. Остатки этого этноса подверглись депортации в Турцию, на Северный Кавказ и степи Приволжья (на территории РФ проживают более 103 тыс. ногайцев, 2010 г.). Можно с уверенностью сказать, что целая этническая общность с ее специфической культурой степных номадов в Украине канула в Лету.

В архивах остались записи очевидцев этой кампании по завоеванию степных пространств Северного Причерноморья, где упоминается о жестокости россиян и о том, что в ногайских поселениях после входа в них солдат оставалось лежать до 10 тыс. ногайцев. Но речь не идет о жестокости, которой в те времена хватало на всех континентах, а об осмыслении жителями Украины собственной этнической истории. Есть ли литература о ногайцах? Очень поверхностная и общая. Можно сказать, что о культуре, подробной истории ногайцев Северного Причерноморья мы не знаем ничего. В музеях Запорожской и Херсонской областей еще можно встретить немногочисленные экспонаты, относящиеся к быту ногайцев. Понятие "дикий", которым многие историки до сих пор характеризуют ногайских татар, - некорректное и больше говорит о псевдоевропейском менталитете современных ученых.

Естественно, нужно учитывать, что в основе такого отношения может лежать обида, ведь ногайцы не единожды совершали набеги на украинские и русские села и города. Но можно ли точно сказать, кто больше совершал таких набегов - ногайцы на украинцев или запорожцы на ногайцев? Известно ведь, что когда запорожцы находились в большой нужде, они не гнушались походами за ясыром на украинские села, а пленников потом продавали крымчакам или генуэзцам. И североамериканские индейцы нападали на белых поселенцев, а известные всем апачи прославились тем, что занимались работорговлей: захватывали белых пленников и продавали их в Мексике перекупщиком, отвозивших рабов гнуть спину на серебряные рудники. С некоторого времени индейцев в США любят, гордятся, если находят в своей родословной индейские корни. Военный вертолет американских ВВС получил назавание "Апач", а у десантников существует ритуал - во время прыжка с парашютом выкрикивать имя известного и непокорного вождя апачей-чирикахуа Джеронимо. Можно ли такое представить у нас?

Примечательно, что воинская культура степных индейцев, больше всего прославившихся в войнах с "бледнолицыми", и даже уничтоживших в 1876 г. полк генерала Кастера, сложилась в прериях в середине XVIII века. Ранее огромные степные пространства Северной Америки были очень редко заселены, и только под давлением восточных племен, вытесняемых белыми поселенцами, предки лакотов, шаенов и арапахов начали осваивать прерии. Этому способствовало распространение лошади в Северной Америке. Ногайцы еще в XVI в. перекочевали в южные области нашей отчизны не самовольно: их оттеснили в причерноморские степи воинственные калмыки, которых, в свою очередь, изгнало с их земель многочисленное земледельческое население Китайской империи.

Еще в 1980-х в СССР было опубликовано исследование российского этнолога Аверкиевой "Индейское кочевое общество" о культуре степных племен Северной Америки. Будет ли издана когда-нибудь у нас книга с таким, например, названием - "Ногайское кочевое общество на территории Украины"?

Скрытый, завуалированный расизм вытекает, во многом, из представлений, что азиатское - всегда плохо. Поскольку ногайцы были тюркоязычными и в плане антропологии ближе к монголоидной расе, о них позволительно ничего не помнить. У нас приверженность европейскому образу жизни довольно часто экстраполируется на внешность человека.

Кто-нибудь задавался вопросом: если у каждого народа есть свой героический эпос и исторические песни (у нас думы о казаках), то какой героический эпос существовал у ногайских и крымских татар, родиной которых, волею судьбы, тоже стала Украина? В Интернете об этом ничего не найти, кроме некоторых упоминаний. Были ли у ногайцев исторические песни, воспевающие их удалых героев? Всем известно, о чем рассказывается в думе о казаке Голоте, который гулял возле города Килии (территория Буджакской орды), а после убил богатого татарина, забрав у него ценные вещи. Почему чего-то подобного не могло быть у ногайцев? Почему в наших школьных учебниках нет ни одной сказки ногайских или крымских татар? А в учебниках истории ничего не говорится о заселении причерноморских степей кочевниками, об истории Крымского ханства, тогда как история греческих колоний на территории Крыма и Северной Таврии изучается? Киевлянин по рождению Максимилиан Волошин писал о крымской Киммерии: "Весь трепет жизни всех веков и рас живет в тебе. Всегда. Теперь. Сейчас". Сбылось ли его пронзительное напоминание "сейчас"?

…Если взять более ранних тюркских кочевников (торков, берендеев, черных клобуков), то они еще во времена Киевской Руси приняли православие и стали служить киевским князьям. Но об этих самобытных этносах практически ничего не известно. А ведь многие исследователи высказывают мнение, что именно эти степные номады, смешавшись со славянским элементом, стали этнической основой будущих запорожских казаков. Еще в советских монографиях по истории возникновения былин можно было прочитать, что существовал цикл былин торков, и на некоторые сюжеты из этого цикла историки делали ссылки. Но кто, кроме нескольких исследователей из России, имеющих доступы к архивам, его читал? Данные былины создавались в среде витязей Киевской Руси, которые происходили от торков, берендеев или черных клобуков. Почему, когда говорят о восточном влиянии на процесс возникновения запорожских казаков, упоминают лишь о черкесах, забывая о других народах?

Черкесы – тюркскоязычный народ. И на тюркском, в зависимости от диалекта, "чер кесы", "шер кесы", и "шер кеши" означает "вооруженные люди". То есть, если черкесами или черкасами называли казаков и украинцев Центральной Украины еще в XVIII в., то не потому ли, что в их культуре, да и в генотипе прослеживалось заметное тюркское влияние?

Загнанный в подсознание комплекс неполноценности приводит к тому, что игнорируется не только история родной страны, многообразие ее культур, существовавших на ее территории, но и целые этносы, повлиявшие как на внешний облик, так и на процесс возникновения казаков, а значит и украинцев. Игнорируется тот факт, что в расовом отношении восточные славяне являются своеобразным переходным типом от западных европеоидов к монголоидам. В западноевропейской классификации расовых типов восточных славян называют особым термином - "восточные европейцы". У восточных славян более круглое и более плоское лицо, нежели у жителей Западной Европы. В англоязычном мире употребляется термин "strong bone structure" для описания внешности, традиционно считающейся на Западе привлекательной. Часто это внешность с ярко выраженной структурой скул и более круглым овалом лица. Как раз такие черты нередко встречаются среди восточных европейцев, являясь следствием смешения генотипов первобытных охотников-монголоидов с охотниками-европеоидами, в том числе и на территории современной Украины.

Известно, что некоторые черепа запорожцев, погибших в 1648 г. в битве под Желтыми Водами во время Национальной революции под руководством Богдана Хмельницкого, были реконструированы. Кто видел реконструкцию их лиц, должен был обратить внимание на татарские черты запорожских казаков. И сегодня многие украинцы несут в себе черты некогда смешавшихся с восточными славянами тюркских кочевников, перешедших, как было сказано выше, служить киевским князьям.

В известной и нашумевшей книге "Сумерки Европы" Освальд Шпенглер дал характеристику культурам и цивилизации, которые, переняв некоторые внешние атрибуты западноевропейской культуры, по сути своей остались далекими от европейского рационализма. Такие культуры он назвал магическими, а процессы внешнего подражания европейскому образу жизни - метаморфозами. Иными словами, если сравнить развитие ряда цивилизаций с процессами, происходящими в горных породах, то напрашивается такой пример. Кристаллическая горная порода, вкрапленная в другие, более твердые, со временем растворяется и вымывается. Ее место заполняет другая порода, например, глина. Под давлением толщи горных пород глина приобретает форму некогда растворенных кристаллов, но кристаллами не является…

Так и с культурами, менталитетом, да и в целом с мироощущением человека. Не хотелось бы, чтобы мы заполняли место, которое только по форме отображает западноевропейские ценности, а реально наполняли его другим, далеко не цивилизованным содержанием.