UA / RU
Поддержать ZN.ua

Что дала Реформация Европе и Украине?

В 2017 г. мир будет отмечать 500-летие Реформации. Президент Украины Петр Порошенко подписал указ "О праздновании в Украине 500-летия Реформации". Впрочем, некоторые усматривают в этом шаге президента даже "преклонение перед Западом".

Автор: Петр Кралюк

В 2017 г. мир будет отмечать 500-летие Реформации. Президент Украины Петр Порошенко подписал указ "О праздновании в Украине 500-летия Реформации". Впрочем, некоторые усматривают в этом шаге президента даже "преклонение перед Западом".

Реформация - это важное явление европейской культуры, изменившее ход истории. Профессор теологии Мартин Лютер, прибив к двери замковой церкви в Виттенберге (31 октября 1517 г., накануне дня Всех Святых) свои "95 тезисов" и начав Реформацию, дал старт религиозным и культурным изменениям в Германии и за ее пределами, которые впоследствии привели к социальным, экономическим и политическим трансформациям.

В целом то время является периодом постепенного разрушения традиционного, т.н. феодального, общества и натурального хозяйства, а также - интенсивного развития рыночных отношений, географических открытий, колонизации Америки. Эти процессы заметно изменили не только Европу - они носили мировой масштаб.

В некоторых странах Европы формируются монархические государства с сильной централизованной властью. Происходят трансформации существующих социальных учреждений и возникают новые структуры. В таких условиях не мог не возникнуть вопрос о кардинальных изменениях в христианских церквях, которые и на Западе, и на Востоке играли заметную роль в обществе.

Эти вопросы, собственно, и решала Реформация - общественно-религиозное движение, которое продемонстрировало на духовном и культурном уровнях кризис феодализма и начало становления новых буржуазных отношений. Когда на смену феодальной пришла буржуазная элита, представители последней начинают все больше придавать значение не столько устойчивым общественным ценностям (сословным привилегиям, месту человека в социальной иерархии), сколько новым качествам - инициативности, энергичности, способности действовать нетрадиционно и т.п. Это не могло не вызвать переоценки ценностей, в частности и религиозных.

Если в период Средневековья господствующим был стереотип, согласно которому церковь считалась своеобразной корпорацией, с чьей помощью можно достичь небесного блаженства, а священники играли роль посредников между людьми и Богом, то молодые буржуа, прежде всего ценившие индивидуальные добродетели, такого взгляда уже не воспринимали. Их настроениям более созвучной была мысль, что они получат спасение, т.е. попадут в рай, не благодаря кому-то, а личной верой. Такое мировосприятие служило почвой для распространения реформационных идей.

Известный социолог Макс Вебер в работе "Протестантская этика и дух капитализма" доказывал, что именно протестантизм как порождение Реформации стал главным фактором становления и развития капиталистических отношений. "…протестанты… - писал он, - будь тогосподствующие или угнетаемые слои населения, будь то большинство населения илиего меньшинство - проявляют специфическое стремление к экономическому рационализму…".

Протестантизм, как, кстати, и иудаизм, был ориентирован на книжную религиозную культуру. Верующий должен был овладеть грамотой и читать Библию, которую протестанты считали источником вероучения. Систематическое же чтение книг, как доказали исследования, ориентирует человека на рационалистическое восприятие действительности. Поэтому в протестантских странах развита книжная культура. Соответственно, люди рационалистически, разумно относятся к жизни. Это детально обосновал Маршалл Маклюэн в известной работе "Галактика Гутенберга".

Также протестантизм, ориентируя верующих на постоянное чтение Библии, способствовал развитию школьного образования. Создаваемые протестантами школы заставили и католиков, и православных интенсифицировать образование. Среди католиков популярными становятся иезуитские школы-коллегиумы. На территориях Украины и Белоруссии появляются школы при мещанских братствах. Можно говорить, что Реформация стала стимулом для "образовательной революции" в Европе.

Вебер подчеркивал, что религия определяет мировоззренческие ориентиры человека и его поведение. Протестантизм нацеливал людей на ответственное отношение к труду. Ведь труд, по мнению адептов этого течения, является служением Богу. Говоря об отношении Мартина Лютера к этому вопросу, Вебер отмечал: "…повседневная деятельность в рамках профессии оценивается им как наивысшее проявление христианской любви к ближнему; Лютер обосновывает это образом, довольно далеким от мирских понятий…". Лютеране исходили из того, что "лучшим способом получить внутреннюю уверенность в спасении считается неутомимый труд в рамках своей профессии. Он и только он развеивает любые религиозные сомнения и дает уверенность в избранности к спасению". Соответственно, по мнению Вебера, "Результатом Реформации как таковой прежде всего было не только то, что значение религиозного вознаграждения за мирской труд в рамках профессии получило, по сравнению с католическим пониманием, намного больший вес". Это касалось и работы, которая считается "непрестижной". Неудивительно, что в протестантских странах обеспеченные люди и их дети не чураются "черной работы". Чего, например, не скажешь о нашем украинском "православном обществе". В целом же, как отмечал Вебер, многие протестанты усматривали в "труде и интенсивной предпринимательской деятельности свою обязанность перед Богом".

Не все исследователи воспринимали представления Вебера о роли протестантизма в утверждении капиталистических отношений. Было у него и много критиков. Но факт остается фактом: страны, где утвердился протестантизм (большинство регионов Германии, Англия, Скандинавия, США), в период Нового времени стали на путь динамичного общественно-экономического развития. И сегодня они остаются мировыми лидерами. Зато страны, где сохранился католицизм, а тем более православие, теряли свои позиции.

Безусловно, культ труда, его рационализация, присущие лютеранству и протестантизму в целом, играли здесь чрезвычайно важную роль. Этот культ нашел неосознанное отражение даже в сформировавшихся в Германии секулярных идеологиях, например, в марксизме. Карл Маркс в труде "Капитал" рассматривал работу как источник добавочной стоимости и в целом богатства. Его соратник Фридрих Энгельс вел речь о роли труда в превращении обезьяны в человека.

В целом Реформация утверждала мысль о богоугодности светской, мирской деятельности. Лютеранство отвергло католическую "шкатулку добрых дел" как единственное средство для спасения, указав на простой и дешевый путь спасения личной верой без посредников. Облегчая фатализм догмата о заведомо определенной судьбе человека (будь то спасение в раю или наказание в аду), кальвинизм дал возможность каждому догадываться о ней. Признаком избранности к спасению считалась успешная деятельность, в т.ч. в бизнес-сфере. Идеологи кальвинизма, идя дальше в реформировании церкви, провозгласили принцип "светского призвания", "мирского аскетизма", ежедневной бережливости как способа накопления богатства. Человеческую жизнь следовало воспринимать как выполнение обязанности и движение к цели, поставленной Богом перед человеком.

Реформация также стала важным фактором становления в Старом Свете национальных культур. В период Средневековья в Европе (как, впрочем, и в других частях мира), несмотря на этнические отличия населения, существовали широкие конфессиональные сообщества со своим сакральным языком и соответствующей культурой. В это время можно говорить о латинской, греческой, старославянской "Европе". Вместе с тем в пределах этнических сообществ каждый социальный слой имел свою культуру. Культура крестьян заметно отличалась от культуры мещан-ремесленников - не говоря уже о землевладельцах-феодалах или духовенстве. В процессе генезиса буржуазных отношений надэтнические конфессиональные сообщества начинают разрушаться. На их место приходят сообщества национальные - со своим национальным языком и культурой. И здесь протестантизм, бесспорно, играл важную роль. Протестантские церкви не претендовали на "вселенскость". Они были партикулярными, ориентированными на определенные государственное или этническое сообщества.

Реформация способствовала становлению в Европе государств национального типа. Протестантизм дал мощный импульс цивилизационному развитию ряда европейских стран, в частности скандинавских. В конце концов, Соединенные Штаты Америки были созданы преимущественно религиозными диссидентами-протестантами, бежавшими в Новый Свет от преследований в Европе.

Языком религиозной коммуникации в протестантских церквях становятся не сакральные языки, а местные наречия, которые превращаются в национальные языки. Показательно, что Лютер, переведя Библию на немецкий, заложил основы немецкого национального литературного языка. Не осознавая этого, религиозный реформатор создал немецкий "национальный проект", который, впрочем, был окончательно реализован во второй половине ХІХ в. Именно протестантизм стимулировал перевод библейских текстов на народные языки. Что, в свою очередь, вело к появлению и светской литературы на этих языках. "Лютер настаивал на использовании разговорной речи, что глубоко повлияло на немецкое образование", - писал валлийский историк Норман Дэвис.

С разрушением традиционного феодального общества происходило также сближение культур разных социальных сословий в пределах "национальных проектов". Для национальной культуры характерно то, что она, впитывая определенные ценности "старых" надэтнических культур и разных сословных культур в пределах этноса, становится понятной и близкой для "всего народа". Так, в период Средневековья христианство (не только как религия, но и как система культурных ценностей) в полном объеме было лишь достоянием духовенства. Формирование национальных культур требовало, чтобы эта религия (разумеется, в обновленном, "демократическом" варианте) стала достоянием всех социальных слоев. Эту задачу и выполняла Реформация, а также частично видоизмененный под ее влиянием посттридентский католицизм и даже отдельные учреждения в православной церкви. В определенном смысле именно Реформация начала "истинную христианизацию" Европы.

Реформация также стала важным элементом геополитической игры в западно- и центральноевропейских землях во времена раннего модерна. Расколов "латинскую" Европу на две части, она инспирировала многочисленные военные конфликты, зачастую с религиозным идейным "оформлением". Вершиной противостояния между протестантами и католиками стала Тридцатилетняя война (1618–1648), которая завершилась Вестфальским миром. Последний ученые считают событием, которое заложило основы современного мирового порядка - деления на суверенные государства, отличавшиеся от государств имперского типа, и обусловило появление новых принципов международного права. Этот мир де-юре уравнял протестантов с римо-католиками. Был признан принцип "чье государство - того и вера". А в международной политике появилось понятие "Вестфальская система". Она предусматривала обеспечение суверенитета государства на своей территории. Эта система способствовала политической раздробленности германских земель, стала фактором роста влияния Франции в Западной Европе. При этом в Центральной Европе доминирующей силой стала католическая империя Габсбургов (Австрия). Вестфальская система сохранялась до конца XVIII - начала ХІХ в., когда наступила эпоха Наполеоновских войн.

Фауст Социн

Реформацию в своих геополитических играх использовала и Османская империя. Она была заинтересована в том, чтобы христианская Европа в конфессиональном и, соответственно, политическом плане была раздробленной. Поэтому султаны в некоторых случаях оказывали поддержку протестантам. Например, протестантизм всячески поддерживался в зависимом от Османской империи Семиградье (Трансильвании).

В целом Реформация была сложным явлением, которое касалось не только религиозной и культурной сфер. Она влияла также и на экономические, социальные, политические и этнические процессы. Эти влияния часто были непредсказуемы. По крайней мере религиозные реформаторы наверняка не могли знать, какие последствия будут иметь их действия.

Понятие "Реформация" часто ассоциируется с германской Реформацией, которая в основном воспринимается как эталон. На самом деле, германская Реформация - образец проявления буржуазных изменений в общественном сознании и становлении национальных культур. Появившись в Германии как массовое общественно-религиозное движение, она распространилась в Западной и Центральной Европе (прежде всего в германоязычных регионах). Правда, приобретая своеобразные национальные формы.

В некоторых странах реформационные тенденции проявились в неклассических формах. В романских и отдельных славянских католических странах они нашли выражение в деятельности новых или обновленных учреждений католицизма, в частности в деятельности ордена иезуитов. То же самое можно сказать и о славянских православных странах, где реформационные тенденции наблюдаем в деятельности братств, отдельных выдающихся церковных и культурных деятелей.

Классическая Реформация, претерпев определенные трансформации, распространилась в Польском королевстве и Великом княжестве Литовском, в состав которых входила значительная часть украинских этнических земель. Протестантские конфессии стали влиятельными на территориях Трансильвании; под властью ее князей находились украинские земли за Карпатами. Соответственно, здесь становятся популярными реформационные идеи, которые нашли отражение даже в протестантской литературе. На некоторые отголоски Реформации наталкиваемся и в Молдавском княжестве, где тогда проживало много украинцев.

Реформационное движение стало реальностью в Украине. Правда, здесь оно приобрело специфические черты, которые не всегда отвечали классическим образцам.

В XVI - первой половине XVII в. возник вопрос о необходимости изменений в православной церкви Украины. Эти изменения отчасти инспирировались реформационными влияниями, шедшими преимущественно с Запада, - влияниями гуситов и их преемников "чешских братьев", лютеран, анабаптистов, кальвинистов, различных течений унитариев, в частности социниан, и т.п.

Участниками классических реформационных изменений были многие украинцы. Некоторые из них стали известными фигурами в истории протестантизма. Прежде всего это касается Станислава Ореховского и Юрия Немирича.

Станислав Ореховский

Не без влияния протестантов на украинских землях распространяется практика свободной интерпретации библейских текстов, в т.ч. и светскими людьми. Появляются библейские переводы на разговорный язык. Светские люди начинают вмешиваться в религиозные дела. Все больше поддерживается идея светского патроната над церковью. Она даже начинает реализовываться на украинских землях. Также и другие реформационные идеи, в частности идея спасения личной верой, в открытой или скрытой формах становятся достоянием православных мыслителей.

Впрочем, Реформация в Украине не вылилась в "открытые" формы. Протестантские громады на украинских землях, преимущественно кальвинистские и унитарианские, фактически были маргинальным явлением. Многими украинцами они воспринимались как "чужие".

В конце XVI в., после заключения Берестейской унии в 1596 г., увлечение протестантизмом, популярность его идей в православной среде начинают постепенно спадать. Это было связано и с упадком протестантизма в Речи Посполитой, и с усилением консервативных тенденций в православной церкви в Украине, где в 1630–1640-е гг. происходили изменения под руководством киевского православного митрополита Петра Могилы. Но это были изменения не в духе Реформации, а преимущественно в духе посттридентского католицизма.

Украина не смогла реализовать свой "реформационный шанс". На то были различные причины - реакция католическая и православная, преследование протестантов властью Речи Посполитой в XVIІ в., Хмельнитчина, в огне которой погибло много протестантских громад.

И все же зерна, посеянные протестантами, дали всходы - они "проросли" внутренним реформированием православной церкви в Украине. Хотя эта внутренняя реформационность постоянно приглушалась, она все равно давала о себе знать на протяжении длительного времени - вплоть до середины ХІХ в. Так или иначе она проявлялась в деятельности и творчестве представителей религиозно-философской мысли XVIII в. - Феофана Прокоповича, Григория Сковороды и др.

Внутренняя реформационность украинского православия была одним из иммунитетов, которые не давали появиться в Украине XVII–XVIII в. собственным оппозиционным к православию сектам, как это было, например, в России.

Лишь окончательная русификация украинского православия в ХІХ ст., которая сопровождалась, в частности, устранением мирян из церковной жизни, послужила причиной популяризации в Украине течений позднего протестантизма, прежде всего баптизма. Однако, как видим, это был протестантизм западного образца, а не образца российского. Что опосредованно свидетельствует, что Реформация в Украине была внутренним явлением и в целом отвечала западноевропейскому типу.

Конечно, в нынешних условиях мы не можем вернуться на 500 лет назад и реализовать свой "реформационный шанс". Ведь мир за это время заметно изменился. Однако к некоторым реформационным ценностям могли бы обратиться украинские церкви. Это и "живая", а не формализованная религиозность, и почитание книжности, в частности на родном языке, и культ труда. Хочется, чтобы именно на эти моменты украинцы обратили внимание.