UA / RU
Поддержать ZN.ua

Бессмертие командира "Чорного"

Недавно исполнилось 70 лет со дня трагической гибели одного из самых ярких командиров Украинской повстанческой армии Василия Андрусяка. По воспоминаниям его жены Евгении, он не боялся умереть за идею, сказав как-то: "Я уже могу умирать. То, что хотел сделать, - сделал. Хотел создать повстанческую армию - создал и даже успел жениться...". Каким же запомнился в жизни и борьбе Василий Андрусяк (псевдо "Чорний", "Різьбяр", "Різун", "Грегіт", "Коваль")?

Автор: Роман Якель

Недавно исполнилось 70 лет со дня трагической гибели одного из самых ярких командиров Украинской повстанческой армии Василия Андрусяка.

По воспоминаниям его жены Евгении, он не боялся умереть за идею, сказав как-то: "Я уже могу умирать. То, что хотел сделать, - сделал. Хотел создать повстанческую армию - создал и даже успел жениться...". Каким же запомнился в жизни и борьбе Василий Андрусяк (псевдо "Чорний", "Різьбяр", "Різун", "Грегіт", "Коваль")?

Родился он 11 января 1915 г. в городе Снятыне в Прикарпатье. Был четвертым ребенком в семье. Еще во время учебы в государственной гимназии во времена Второй Речи Посполитой Василий проявил национальное самосознание. Как-то на учебнике по украинскому языку он зачеркнул слово "руська" (книга) и написал "українська". Это не понравилось директору и учителям-полякам, и те засыпали храбреца двойками. К счастью, украинские наставники - учитель языка и религии отец Проць, учитель математики Рудко и учитель Мойсяк - встали на его защиту, и парень продолжил учебу.

В снятынской альма-матер Василий вступил в ряды юношеской секции Организации украинских националистов (ОУН), идеи которой были необычайно популярны среди молодежи. Члены организации распространяли листовки, в которых призывали не повиноваться польской оккупационной власти. А в день Польской конституции 3 мая 1933 г. подпольщики сорвали со здания почты в Снятыне государственный флаг, повесив сине-желтый. Полиция вышла на след бунтовщиков. В доме Андрусяков провели обыск, полиция нашла бумагу, на которой печатали листовки. За принадлежность к ОУН парня исключили из гимназии. Его арестовали и отправили (по информации краеведа Николая Когута) на два года в одиночную камеру Коломыйской тюрьмы.

После освобождения Василий долго пытался найти работу. Практически все более или менее хорошие должности занимали поляки, украинцы на своей земле чувствовали себя униженными: даже на почте и железной дороге не могли занять место почтальона или кондуктора. По воспоминаниям, отец сказал ему: "Умеешь заниматься политикой, так умей и работать". И юноша устроился на работу помощником украинского адвоката в Снятыне.

К веселому и вместе с тем ответственному Василию тянулась молодежь, поэтому неудивительно, что он возглавил возрожденное общество "Сокол" в Снятынском повете (уезде). "Соколята" тренировались, организовывали фестивали, на которых демонстрировали спортивные навыки. В 21-летнем возрасте Василий Андрусяк под псевдо "Чорний" стал руководителем ОУН на Снятынщине. Несколько раз его арестовывала польская власть.

Вскоре после прихода большевиков, в октябре 1939-го, Василия арестовывает уже НКВД. Следствие продолжалось три месяца. Но чекисты были вынуждены его отпустить. А через несколько месяцев, когда Василия снова собирались отправить в застенки НКВД, его спасло то, что он получил в райотделе образования направление учительствовать в селе Зеленое Верховинского района.

В то же время карательные органы провели массовые аресты подпольщиков. Многих побратимов, среди них и брата Александра, замучили в Станиславской (Ивано-Франковской) тюрьме перед самым началом и в первые дни войны - в июне 1941-го. Трагедия постигла всю семью Андрусяков. "Освободители" арестовали мать и отца Василия, сестру Марию, жену брата Александра с детьми. Всех их вывезли в отдаленные районы России…

Перейдя границу и оказавшись на румынской территории (Трансильвания), находившейся в то время уже под властью Венгрии, Андрусяк дважды убегал из концлагеря. Второй побег был успешным. Василий добрался до Вены, где на окраинах города проходил военную подготовку батальон "Роланд", созданный по инициативе ОУН(б) по согласованию с высокими чинами Вермахта. Но когда в июне 1941-го Андрусяк в составе батальона дошел через Румынию до пригорода Одессы, немцы заставили легионеров сложить оружие... В начале июля 1941-го он возвращается в Снятын. Возглавив окружной провод ОУН, начал создавать подпольную сеть в селах Снятынщины и Коломыйщины. За "Різуном" охотилось гестапо, поэтому он был вынужден перейти в глубокое подполье...

Весной 1943-го Василий Андрусяк получил приказ Краевого провода ОУН перейти в Черный лес вблизи Станислава и там создавать подразделения Украинской народной самообороны. Он организовал боевую группу из 17 чел., а в сентябре - отряд "Різуна" (новое псевдо Василия Андрусяка) насчитывал уже 45 бойцов. Подпольщики вели борьбу на нескольких фронтах, вступая в бои с превосходящими силами противника. Осенью 1943-го они разгромили немецкие подразделения, отправлявшие молодежь на принудительные работы в Германию. А в ноябре того же года отряд стал сотней УПА "Змії", насчитывавшей уже 135 бойцов. Немецкое командование так и не смогло добиться исполнения приказа - до зимы 1944-го очистить Черный лес от уповцев.

На начало 1944-го Василий Андрусяк становится командиром куреня "Скажені" (четыре сотни общим количеством в 600 воинов), который провел несколько успешных боев сначала с немцами, а затем с красными партизанами Шукаева и Калугина в апреле-мае 1944-го.

После этого куренной Василий Андрусяк получил приказ от краевого военного штаба УПА идти в рейд на запад. Во время похода произошел знаменитый бой с немцами и венграми на горе Лопата возле города Сколе (Львовщина). 9 июля повстанцы отразили многочисленные атаки врага, в которых немцы потеряли более 150 человек только убитыми.

Когда нацисты отступили и очистили Галичину, уповцы провели несколько кровопролитных боев с большевиками, не давая им грабить местное население и вывозить людей в Сибирь. Курень Андрусяка нападал на Богородчаны, Войнилов, Лысец, Большовцы и другие тогдашние райцентры Станиславщины, громил военные гарнизоны и истребительные батальоны НКВД.

30 октября 1944-го НКВД начал широкомасштабную акцию по очищению Черного леса от повстанцев. Утро 1 ноября стало для куреня "Скажені" трагическим. В бою с большевиками погибли 27 повстанцев.

На Рождество 1945-го разрывная пуля, выпущенная гебистом, ранила "Різуна" в руку. Но уже через 12 дней командир руководил боем около села Глубокого Богородчанского района.

Весной 1945-го произошла реорганизация УПА. Василия Андрусяка назначили командиром тактического отделения "Черный лес" ВО-4 "Говерла", который объединял пять куреней (в целом свыше трех тысяч повстанцев) и охватывал большую территорию боевых действий - Станислав, Надворную, Богородчаны, юг Калушского района. Курени "Черного леса" проигнорировали призыв правительства УССР до 20 июля сложить оружие. Против них были брошены десятки тысяч чекистов и военных. Как отмечает Николай Когут в книге "Командир Різун", в боях сотни теряли 50–60% личного состава. До весны 1946-го в рядах тактического отделения "Черный лес" осталось всего около 1300 бойцов.

24 февраля 1946-го к Черному лесу около села Грабовка Калушского района в расположение сотни Запорожца, где несколько дней находился командир "Різун" в ожидании приказа отойти вглубь Карпат, ворвалась спецгруппа НКВД. Завязался кровопролитный бой. Многие воины полегли в первые же минуты. Не вырвался из окружения и 31-летний "Різун"... Его жена, медсестра УПА Евгения Андрусяк, была уверена, что "раненый командир застрелился - над левой бровью была рана от пули, все лицо было в крови". Прикрывая отход командира, погибли также политвоспитатель "Боян" (Борис Ковач), охранник "Воробей" (Михаил Матияшин) и трое неизвестных воинов. Приказом Украинского главного освободительного совета Василий Андрусяк был награжден Золотым крестом боевой заслуги І степени и повышен до звания полковник (посмертно). А 10 марта Евгения родила сына, назвав его именем мужа - Василий...

Уже два десятилетия на малой родине командира УПА действует Музей национально-освободительной борьбы им. Василия Андрусяка. Значительная часть экспозиции посвящена знаменитому воину. Посетители могут почувствовать дух повстанческого времени и вместе с тем оценить мужество своих земляков, воюющих в Донбассе с российскими оккупантами и коллаборационистами. Документы и материалы словно говорят: дело "Різуна" продолжают потомки. В Снятыне командиру установлен памятник (автор - профессор Львовской академии искусств, скульптор Иван Самотос). Сегодня монумент воспринимается как символ: героическая борьба украинского народа за государственность и достойную жизнь продолжается.