UA / RU
Поддержать ZN.ua

Американские крылья над Украиной

Нынешняя ситуация в Центрально-Восточной Европе очень похожа на ту, что сложилась в 1920-м, когда страны региона практически остались в одиночестве перед агрессией большевистской России.

Авторы: Оксана Козинкевич, Виктор Кушниренко

Нынешняя ситуация в Центрально-Восточной Европе очень похожа на ту, что сложилась в 1920-м, когда страны региона практически остались в одиночестве перед агрессией большевистской России.

Сегодня, учитывая рост агрессивности Кремля в этой части континента, снова приходится рассчитывать лишь на себя и активное сотрудничество с международным сообществом. Поэтому необходимо активно поднимать идею солидарности как по причинам историческим - вспоминая вооруженное братство поляков, украинцев и американцев на полях антибольшевистской борьбы в 1920-м, так и учитывая нынешние реалии, когда все отчетливее видно, что без взаимной поддержки страны Центрально-Восточной Европы обречены на агрессию России, мечтающей об имперском величии.

В течение последних шести лет благотворительный фонд "Подгорецкий замок" собрал уникальные материалы, связанные с Мерианом Купером и участием американских летчиков в войне с большевиками. 30 мая 2016 г. исполняется 91-я годовщина со дня установления памятника погибшим американским пилотам 7-й эскадрильи им. Тадеуша Костюшко, которые в 1920 г. героически боролись против большевистской орды совместно с польскими и украинскими войсками. За это время обработаны материалы из архивов генерала Владислава Сикорского (Лондон) и Юзефа Пилсудского (Нью-Йорк). Малоизвестная страница из истории Украины, Польши и США стала предметом интереса не только историков, но и ведущих кинематографистов Европы и США.

В этом году, в конце мая, Чрезвычайный и Полномочный Посол США в Украине Джеффри Пайетт планирует впервые за время независимости нашей страны, вместе с представителями Украины и Польши, почтить память американских пилотов, похороненных на "Кладбище защитников Львова", составляющем часть Лычаковского кладбища.

Памятник американским пилотам на Лычаковском кладбище. 2016

События, о которых пойдет речь, происходили во время Польско-советской войны 1920 г., когда на стороне Польши воевали войска Украинской Народной Республики. Тогда Красная армия пыталась через Польшу прорваться в Германию. Ее целью было реализовать идею российских большевиков о мировой революции.

С этими событиями тесно связаны имена Мериана Колдуэлла Купера (1893-1973) и 16 его соратников - пилотов из США. Купер учился в Военно-морской академии, но оставил ее и занялся журналистикой. Однако позже он все-таки решил стать пилотом, окончил в 1917 г. курсы авиаторов в Нью-Йорке и вступил в американский экспедиционный корпус (АЕF), участвовавший в Первой мировой войне в Европе. Отношения с командованием у Купера не сложились, потому что он всегда отстаивал правду и презирал кабинетных офицеров-карьеристов, которые никогда не переводятся в армиях мира. Он отказался от награды, считая, что не имеет морального права принять ее в то время, когда шесть его побратимов погибли в боях, а о них не вспомнили и не отметили. Воевал он в 20-м дивизионе бомбардировщиков (на самолете AIRCO DH.4). Осенью 1918 г. его аэроплан сбили над территорией Германии. Спасая раненого пилота, Мериан получил серьезные ожоги рук и, попав в плен, долго лечился в военном госпитале. Не имея о нем никаких известий, американское военное командование даже объявило о гибели пилота. Но слухи о его смерти, как говорил о себе Марк Твен, были несколько преувеличены. Вскоре после освобождения, 18 ноября 1918 г., Мериан приехал во Францию.

В апреле 1919-го он написал Пилсудскому письмо с просьбой зачислить его в польскую армию. Не дождавшись ответа, Купер в мае выступил с инициативой создать для борьбы с большевиками авиационное подразделение из пилотов, воевавших в Первую мировую на стороне Антанты, но не встретил поддержки. Однако, будучи человеком упрямым, Купер свою идею не оставил.

Вскоре в одном из парижских кафе он познакомился с майором Седриком Фаунтлероем, бывшим ковбоем, машинистом, автомехаником, а в то время - солдатом Иностранного легиона. Там, за чашкой кофе, все и началось. Молодые, авантюрного нрава, они не представляли себя в спокойной размеренной жизни. Эти двое мужчин приняли решение, повлиявшее на всю их будущую судьбу, - создать для борьбы с коммунистическим нашествием в Украине и Польше эскадрилью и дать ей имя Тадеуша Костюшко – героя польского и американского народов, руководителя Национального восстания 1794 г. против России и американского генерала в войне за независимость Соединенных Штатов в 1776-1783 гг.

Читателю, несомненно, будет интересно, почему американцы решили защищать вместе с украинцами и поляками их земли. Ответ находим в воспоминаниях Мериана Купера: "Мы, ветераны мировой войны, пройдя все фронты, снова приближались к фронту совсем иному, неизвестному для нас. Опять речь шла о борьбе, но с дикими людьми, варварами с Востока". Большинство из них представляли себе Польшу и Украину как нечто романтическое, нуждавшееся в освобождении из-под гнета Российской империи.

То, что народы Европы, после стольких лет скитаний и войн, заслуживают создания независимых республик, было искренним убеждением Мериана. Замысел пилотов поддержал шеф военной польской миссии во Франции генерал Тадеуш Розвадовский. Купер и Фаунтлерой хорошо осознавали важность дела и возможные последствия, ведь на кону стояли их жизни. Но ими руководили отвага и патриотизм, стремление остановить московскую орду в ее наступлении на цивилизованную Европу. К смельчакам присоединились еще шесть пилотов: Джордж М.Крауфорд, Кеннет О.Шревсбери, Эдвард К.Корси, Карл Кларк, Эдвин Л.Нобль, Х.Келли. Позже - Хармон Рорисон, Эдмунд Грейвс и Эллиот Чесс. Самому старшему, К.Кларку, было 33 года.

Сначала они не знали, где именно воевать и на каких самолетах. Путешествие в Польшу пилоты совершили за свой счет. 24 сентября 1919 г. они инкогнито прибыли в Варшаву, где их представили маршалу Польши Юзефу Пилсудскому. Маршал не поддержал намерений американских пилотов. Возможно, он недооценивал важность авиации в боевых действиях. Но сдержанный прием польского руководителя не изменил намерений американцев, и 16 октября 1919 г. они выехали во Львов, откуда прибыли на аэродром в Левандовке. Через два дня их присоединили к 7-му дивизиону военно-воздушных сил Польши под командованием Седрика Фаунтлероя. Так появилась эскадрилья им. Тадеуша Костюшко.

Купер за штурвалом самолета во время съемок фильма Кинг Конг. 1933

Дивизион под Львовом получил новые самолеты: три - Fokker-EV и 12 самолетов "Альбатрос", затем появились итальянские Ansaldo Bollila, которые часто попадали в аварии и представляли опасность для жизни пилотов.

Первый бой состоялся 5 марта 1920 г. Лейтенант Рорисон, возвращаясь из разведывательного полета, обнаружил большую концентрацию красных войск и три бронепоезда в окрестности Бара. Он обстрелял их из двух пулеметов со своего "Альбатроса" да еще и бросил вручную несколько бомб. "Little Rory gave the communists hell! (Малый Рори устроил коммунистам ад!)" - написал он в рапорте командиру.

Тон в дивизионе задавали американцы, у которых за плечами был огромный боевой опыт. Для польских пилотов все только начиналось. Задачи получали самые разные, но все ответственные. Особенно важными были их сообщения о перемещении красных. Американские пилоты применили новую тактику ведения боя с российской кавалерией, которая заключалась в неожиданной атаке и обстреле на очень малой высоте вдоль вражеской колонны на марше. Это вызывало не только большие потери врага, но и панику среди лошадей и, как следствие, беспорядок на марше конницы.

Эскадрилья успешно вела бои с большевистской пехотой и флотом на Днепре у Триполья. Дивизион постоянно передвигался по Украине и имел 12 баз в аэропортах вдоль линии от Львова до Белой Церкви.

Мериан Купер и его собратья полюбили Украину, их поражала врожденная интеллигентность и вежливость простого люда Житомирщины. Особенно молодых, ведь каждый вечер у них была возможность общаться, а затем изучать украинский язык, знакомиться с культурой и бытом народа. "В долине у реки собирались группы украинских ребят, превосходно одетых в прекрасную национальную одежду. Садились вместе и при свете луны пели свои необычайно красивые украинские думы и песни, порой всю ночь" - вспоминал Купер.

Джордж Кравфорд в кабине Balill

Летом 1920-го 27-летний командарм красных Михаил Тухачевский издал приказ наступать, в котором есть такая сатанинская реляция: "...по трупу белой Польши идет дорога к всемирному пожару... На наших штыках принесем свободу угнетенному человечеству...". Борьба обострялась, фронт был прорван, и все зависело от того, остановят ли кавалерию Буденного на бродовско-львовском направлении. 23 июня 1920 г. эскадрилья им. Т.Костюшко вернулась на аэродром во Львове, чтобы держать оборону города под командованием генерала Вацлава Ивашкевича. Летчики совершили удачную операцию и нанесли большие потери российской кавалерии на реке Стыр. Но июль был месяцем значительных потерь и для эскадрильи: в частности, 13 июля не вернулся из полета капитан Купер, и никто не знал, что с ним произошло, и жив ли он. А 16 августа не вернулся самолет капитана Келли...

Оценивая борьбу американской эскадрильи против большевиков, можем с уверенностью утверждать, что она была весьма успешной. Вот сухая статистика обстрела Первой Конной армии Буденного, содержащаяся в приказе №17 от 1.09.1920 г.: "Эскадрильи 5, 6, 7 "Костюшко" и 12 под командованием авиационного корпуса 6-й армии майора-пилота Фаунтлероя осуществили 16 и 17 августа 1920 г. 129 вылетов, во время которых было сброшено 7 700 кг бомб и отстреляно 6 700 пулеметных патронов" (воспоминания Мериана Купера). И это только за два дня.

Самолет-охотник Albatros с эскадры им. Т.Костюшко над Львовом 1920

Писатель Исаак Бабель, воеваший в армии Буденного, в рассказе "Эскадронный Трунов" описал смертельную атаку "машин эскадры майора Фаунтлероя" на большевистскую конницу. По его мнению, бой авиационного корпуса 6-й армии с кавалерией Буденного проходил с высоким уровнем совершенства и с наилучшими результатами. Это подтверждали показания пленных буденовцев и перехваченная американцами телеграфная депеша Буденного к российскому правительству от 24 августа 1920 г.: "В последней битве под Львовом полки кавалерии нашей армии понесли большие потери со стороны враждебных аэропланов, которые, летая целыми эскадрильями, состоящими из 12 аэропланов, бомбили нашу армию с воздуха и обстреливали нашу кавалерию пулеметным огнем".

Мериан Купер. 1920

"Так спасли Львов, а с ним, возможно, и Польшу" - вспоминал Купер. В Замостье и Ланцуте большевикам противостояли в тяжелых боях воины Симона Петлюры. Тогда Пилсудский сказал: "Если украинцы не будут стоять насмерть, то наша защита рассыплется как песок". И они стояли до конца, и большинство из них пали смертью героев, хотя, к сожалению, и до сих пор нет им памятника. А ту битву в истории справедливо называют "Чудом под Варшавой".

Американские пилоты перед демобилизацией. Львов. 1921

Быстротечное время не смогло стереть в памяти боевых друзей образ бесшабашного пилота Купера. Война закончилась, но Соор, как его тогда называли собратья-американцы, продолжал быть темой разговоров. Настоящий герой: отважный, неординарный в принятии решений, душа общества, у него на счету было 70 вылетов. "Посмертно" получил звание подполковника. И уже во второй раз слухи о его смерти были "несколько преувеличены".

А что же произошло с Купером? 13 июля он самостоятельно атаковал большой отряд кавалерии Буденного под Ровно. Пулеметная очередь с тачанки повредила двигатель его самолета, и он вновь попал в плен. Если бы буденновцы узнали, что к ним попал американский доброволец Купер, смерть его была бы неизбежна, поскольку за его голову красные обещали большое денежное вознаграждение. Но Мериан "родился в рубашке". К тому же на нем был комбинезон без опознавательных знаков, только с биркой, на которой было вышито: Frank Moisher. На смешанном польско-украинском языке ему удалось убедить буденновцев, что он обычный рабочий из Чикаго, которого "затянули в буржуазное войско". В дополнение в качестве доказательства пролетарского происхождения показывал обожженные еще в 1918-м руки, а форму, говорил он, ему дали в штабе Красного Креста. На удивление ему поверили, но приказали хорошо выпороть и отправить к Буденному. Тот предложил Куперу перейти на сторону большевиков и стать инструктором в авиационном подразделении. Можно предположить, что он согласился, но только для того, чтобы через два дня сбежать. Его поймали и в течение 10 месяцев переводили из тюрьмы в тюрьму.

Опять обратимся к Бабелю, оставившему в дневнике запись о встрече с одним из американцев: "Франк Мохер, сбитый летчик-американец, босой, но элегантный, шея как колонна, ослепительно белые зубы, костюм в мазуте и грязи". Со второй попытки Куперу удалось бежать из России вместе с двумя поляками. Перешли границу в Латвии, затем добрались до Польши. И вот 8 мая 1921 г. на перроне Варшавского вокзала Купер отрапортовал Фаунтлерою, что готов продолжать служить в дивизионе им. Т.Костюшко. 10 мая 1921-го Юзеф Пилсудский наградил всех американских пилотов орденом Virtuti Militari.

С большой благодарностью и уважением следует относиться к каждому из 16 пилотов США, которые боролись за независимость украинцев и поляков, не надеясь на награды, ибо были они настоящими рыцарями Духа и Долга. Долга искоренить коммунистическую нечисть, не дать злу распространяться по миру, остановить его любой ценой, даже ценой собственной жизни, как это сделали Эдмунд Грейвс, Артур Келли, Г.Мак Каллум.

Возложение венков к могиле американских пилотов представителями Посольства США в День памяти. Май, 1936 год

Похоронены они на Лычаковском кладбище. 30 мая 1925 г. погибшим открыли памятник (авторы Ю.Ружинский и Ю.Стажинский). Надпись была высечена на двух языках - английском и польском: "Американцам, которые погибли, защищая Польшу в 1919-1920 гг.". В 1970-х коммунистическая власть уничтожила памятник американцам. На месте оскверненных захоронений построили гаражи и хозяйственные здания. Только в годы независимой Украины памятник, как и весь военный мемориал, был почти отреставрирован. Сегодня осталось только восстановить надпись на английском языке.

Вернувшись на родину, Купер продолжал жизнь "солдата удачи" - авантюрист, путешественник, исследователь, журналист, кинематографист, продюсер и борец с коммунизмом. Изучал жизнь горилл, что побудило его написать сценарий фильма о гигантской обезьяне по имени Кинг-Конг. Фильм снял вместе с другом Шодсаком (1933). Тогда Купер не отказал себе в возможности сняться в сцене воздушной атаки. Кроме того, у него хорошо шли дела в бизнесе, он инвестировал средства в авиакомпанию Pan Am и некоторое время руководил ею.

Звезда Мериана Купера на Голливудской аллее славы

Вторая мировая война также не обошла Мериана Купера. Он возглавлял штаб генерала Клера Ченнолта, затем стал заместителем начальника Военно-воздушных сил США на Тихом океане. В 1950-м получил звание бригадного генерала. После войны вернулся в кинематограф, участвовал в создании фильмов "Полет в Рио", "Форт Апач", "Маленькие женщины" и др. Ему принадлежит идея создания уникального дуэта актеров-танцовщиков Джинджер Роджерс и Фреда Астера.

Его талант в 1949 г. увенчала премия "Оскар" за фильм "Могучий Джо Янг" в номинации "Лучшие спецэффекты". Еще один фильм - "Тихий человек", продюсированный Купером, был представлен в номинации "Лучший фильм" в 1953 г., но премии не получил. Зато Мериан Купер был награжден за этот фильм почетным "Оскаром".

Вот таким необычайным человеком был Мериан Купер. Его полная приключений жизнь закончилась
21 апреля 1973 г. Этот яркий человек внес свой вклад в нашу историю, так не стоит ли во Львове назвать хотя бы улицу его именем?

Особая благодарность - Ежи Гоффману и Ежи Михалюку (Zodiak Jerzy Goffman film) за предоставленные фотоматерилы и профессиональную консультацию при подготовке этого материала.