UA / RU
Поддержать ZN.ua

«ЗАДЕРЖАННЫЕ» ДЕТИ

В последнее время вопросы охраны психического здоровья вызывают интерес не только специалистов - врачей-психиатров, психологов, психотерапевтов, представителей смежных специальностей...

Автор: Наталия Коляденко

В последнее время вопросы охраны психического здоровья вызывают интерес не только специалистов - врачей-психиатров, психологов, психотерапевтов, представителей смежных специальностей. Социальный аспект данной проблемы, связанный с ростом прежде всего пограничной психической патологии, привлекает внимание различных слоев общества. Особо важными представляются психопатологические расстройства у детей, профилактика и своевременное квалифицированное лечение которых позволяют сформировать морально и интеллектуально здоровую личность, предупреждают серьезные социальные последствия.

В этом аспекте обращает на себя особое внимание группа психических нарушений, обозначенная в Международной классификации болезней десятого издания (МКБ-10) как «легкие интеллектуальные расстройства». В эту рубрику, наряду с олигофрениями, относят отклонения, именуемые аббревиатурой ЗПР (задержки психического развития). Однако такое отождествление представляется неверным, ведь олигофрении - это результат глубоких нарушений головного мозга, приводящих к необратимым дефектам интеллекта, тогда как ЗПР являются пограничной интеллектуальной патологией, и при своевременном и адекватном медико-педагогическом и медико-социальном вмешательстве могут быть полностью компенсированы. ЗПР и олигофрении различаются уровнем и локализацией нарушений головного мозга, клинической картиной расстройства, а главное - прогнозом заболевания.

Таким образом, актуальность проблемы ЗПР не вызывает сомнений. Однако на сегодняшний день, учитывая вышеупомянутые особенности классификации и дифференциации этих расстройств, мы даже не имеем представления о реальном количестве детей с ЗПР по Украине. Их объединение под одной рубрикой с олигофрениями, отождествление детей, способных к обучению с необратимо слабоумными, приводит к тому, что детям с ЗПР не оказывается своевременная дифференцированная медико-педагогическая помощь. Попадая в школы для умственно отсталых, «задержанные» дети теряют возможность интеллектуального развития и остаются действительно слабоумными. В обычной же школе они, хоть и догоняют сверстников интеллектуально, без необходимого внимания и индивидуального педагогического подхода социально дезадаптируются, невротизируются, несут на себе клеймо «трудных», «ленивых». Пытаясь компенсировать социальную депривацию, в подростковом возрасте они начинают принимать алкоголь и наркотики, становятся агрессивными, совершают антисоциальные поступки. Правда, у нас существуют и специализированные педагогические учреждения для детей с ЗПР, однако в столице, например, всего одна такая школа, в пригороде - несколько специализированных классов, а также один коммерческий детский сад на окраине города. В то же время значительное количество детей остается без необходимой медицинской, педагогической, социальной помощи.

Причиной ЗПР нередко является педагогическая запущенность, так называемый «синдром Маугли», когда ребенок, даже имея определенные материальные блага, не получает необходимого внимания со стороны «занятых» родителей или равнодушных опекунов. Однако чаще всего задержки формирования интеллекта возникают на резидуально-органическом фоне как результат поражения мозга внешними, прежде всего экологическими факторами, в том числе радионуклидами. У детей Припяти, облученных внутриутробно, выявлено достоверное увеличение распространенности психических нарушений, главным образом, за счет ЗПР (до 77%), резидуально-органических нарушений и неврозоподобных расстройств в сочетании с поражением вегетативной нервной системы. По мнению экспертов ВОЗ, идентификация нарушений развития у этих детей позволит в будущем исследовать предполагаемые генетические эффекты в последующих поколениях. Это еще один результат чернобыльской катастрофы, касающийся интеллектуального потенциала нации.

Таким образом, внимание специалистов к вопросу классификации легких интеллектуальных нарушений, проведение соответствующих медико-статистических исследований должно привести к более дифференциальному и эффективному подходу к расстройствам психического здоровья у детей. Своевременными представляются создание соответствующей комплексной государственной медико-социальной программы, разработка и внедрение современных методик терапевтической, педагогической, социальной помощи, подготовка высокопрофессиональных специалистов всех уровней, создание специализированных медико-, педагогических реабилитационных центров. Такая деятельность, безусловно, требует соответствующих финансовых затрат, что при нынешней экономической ситуации в стране видится проблематичным. Однако вложение средств в обеспечение здоровья будущего поколения является лучшим их сбережением. Своевременный, адекватный, дифференцированный индивидуальный лечебно-педагогический подход к детям с задержками психического развития, помощь в решении социально-адаптативных проблем дадут им возможность восстановить и сохранить интеллектуальное, психическое здоровье, стать полноценной общественно полезной личностью.