UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЗАЧЕМ НУЖЕН ГЛАВНЫЙ ВРАЧ?

Отечественное здравоохранение уже не первый год топчется на месте, никак не решаясь на глубокие перемены, которые ждет не дождется украинское общество...

Автор: Олег Перетяка

Отечественное здравоохранение уже не первый год топчется на месте, никак не решаясь на глубокие перемены, которые ждет не дождется украинское общество. Чем вызвана такая нерешительность? Некоторые специалисты считают, что причина всех бед нашей медицины объективная: не хватает финансовых средств. Это очевидно, но списывать свои промахи исключительно на кого-то, на обстоятельства стало нашей старой традицией. Почему-то не принято говорить, что успех дела во многом зависит от руководителя, от его профессионализма, умения организовать коллектив, создать команду единомышленников. Не в этом ли кроется одна из основных причин того, что до сих пор украинское здравоохранение так и не может оторваться от прежних организационных, управленческих стереотипов?

Унаследованные от административно-командной системы подходы в управлении отраслью базируются на порочной кадровой политике, когда в качестве критерия выбора кандидата в кресло руководителя учреждения или органа управления основной ценностью считалось его умение исполнять решения сверху, лояльность и личная преданность начальству, сочетающаяся с повышенной требовательностью к подчиненным и умением организовать работу персонала. До распада Союза стратегия развития отрасли формировалась в Москве, поэтому происходила определенная селекция медицинских менеджеров для работы в центральных органах. А иерархическая управленческая лестница на местах строилась за счет подбора прежде всего руководителей-исполнителей.

Государственная независимость обнажила острую потребность как в топ-менеджерах государственного уровня, умеющих принимать ответственные, самостоятельные и эффективные решения стратегического характера, так и в руководителях отдельных лечебных учреждений. Дефицит специалистов-организаторов в сфере оказания медицинской помощи сразу же отразился на деятельности всего отечественного здравоохранения. Предложенный еще в советское время эксперимент по переходу отрасли к новому хозяйственному механизму, предполагавший замену старых экстенсивных методов на интенсивные, ресурсосберегающие, базирующиеся на хозяйственном расчете методы, благодаря появившейся в отраслевом министерстве возможности самостоятельно поруководить был благополучно «похоронен». Большинство «реформаторских» начинаний МЗ тех лет сводилось лишь к сокращению больничной сети и медицинских кадров. Отсутствие профессиональной менеджерской подготовки отчетливо проявлялось в том, что руководители по всей отраслевой вертикали свое предназначение видели лишь в расходовании бюджетных средств. Неумение управлять лечебной сетью и отдельным медицинским учреждением обычно оправдывалось отсутствием достаточных ресурсов и кивками в сторону вышестоящего руководства, не способного обеспечить нужный объем финансирования.

За годы независимости в украинском здравоохранении сложилась печальная традиция: каждые год-полтора кресло руководителя отраслевого министерства осваивал новый претендент. Кадровая чехарда на высшем управленческом уровне сопровождалась периодической перетряской руководителей по всей отраслевой вертикали, а эффективность работы системы здравоохранения объективно снижалась. В чем же проблема? Ответ на поставленный вопрос практически на поверхности. Во-первых, отрасль не имела и до сих пор не имеет рациональной системы подготовки руководящих кадров, во-вторых, здравоохранение, как существенный блок социальной политики, стало разменной картой в борьбе различных политических сил.

Часто выпускник медицинского вуза слышит напутственное предостережение: «Будешь отлично учиться — станешь настоящим врачом, не сможешь лечить — будешь учить, не сможешь учить — будешь руководить». Не в этом ли корень многих бед в организации нашего здравоохранения, когда десятилетиями игнорировалась сама мысль о необходимости специальной подготовки медицинских менеджеров?.. Высшая медицинская школа готовит профессионалов для медицинской практики, но специализации по управлению и организации здравоохранения практически не существует. Вот и становятся главврачами медицинские специалисты-практики, не имеющие менеджерской подготовки, «стерильные» от бациллы управления. Традиция готовить руководителей здравоохранения из специалистов-лечебников на курсах повышения квалификации за один-два месяца давно себя изжила, но другого высшая медицинская школа так и не придумала. И получается, говоря словами известного специалиста по менеджменту Л.Дж.Питера: «У нас очень хорошего врача, доктора Эскулапа, назначили директором. Он был практикующим медиком, теперь он практикующий дезорганизатор».

Свою некомпетентность в вопросах управления ощущают и главные врачи. Многие из них, чтобы не терять специальной квалификации, в качестве «запасного аэродрома» «бронируют» для себя лечебную должность. Отсутствие достаточных управленческих знаний медицинские руководители компенсируют получением практического организаторского опыта, сопровождающегося частыми ошибками, которые нередко больно отражаются на деятельности всего руководимого ими коллектива. Часть организаторов здравоохранения свое предназначение в лечебном учреждении видят в роли «добытчика», «толкача». Медицинским персоналом обычно почитается главный врач, который может оказывать давление на системы медицинской помощи и имеет достаточное влияние на властные структуры по «выколачиванию» бюджетного финансирования.

Врач, ставший «главным», нередко собственным примером подтверждает универсальный принцип Питера: «В иерархии каждый индивидуум имеет тенденцию подниматься до своего уровня некомпетентности». Здесь не помогает и формальная аттестация руководителей лечебных учреждений, где рост квалификации определяется длительностью пребывания в кресле главврача. Например, исследование, проведенное несколько лет назад заведующим кафедрой социальной медицины, управления и экономики здравоохранения Одесского медуниверситета профессором В.Журавлем, показало, что из 257 принятых организаторами здравоохранения управленческих решений 92%, изученных на основании экспертной оценки, были некачественными. Руководители лечебных учреждений, имевшие первую и высшую аттестационные категории, при решении типичных практических задач в большинстве случаев (более 67%) принимали неудовлетворительные управленческие решения.

Пришло время объективно признать: руководитель здравоохранения требует специальной менеджерской подготовки, которая включает комплекс научных дисциплин, граничащих с вопросами практического здравоохранения. Главврачу нового типа требуются знания и навыки в различных сферах — управления (владение методами анализа, планирования, прогнозирования и обработки данных, организации и мотивации труда, управления, статистики, кибернетики, психологии); производства и реализации услуг (хорошая осведомленность в вопросах маркетинга, финансирования, технологии, администрирования); в непроизводственной сфере (владение основами экономики, политики, социологии, трудового права и социального обеспечения). Эти знания не должны быть отрывочными, бессистемными. Убежден, главных врачей нужно отбирать и готовить, как и врачей других специальностей, еще на этапе первичной специализации.

Разве можно считать экономически разумным в течение нескольких лет учить лечебному делу медицинского специалиста, который набирается практического опыта по врачеванию, чтобы в конце концов назначить его «главным»? Ведь он при этом не имеет фактических знаний и навыков в управленческой деятельности. Не государственный это подход к формированию элиты специалистов-организаторов здравоохранения. Структурно-функциональная трансформация отрасли требует наличия подготовленных руководителей, способных принять адекватные управленческие решения, организовать деятельность персонала на достижение поставленной цели. Теперь такие понятия, как «компетентность», «самостоятельность», «инициативность», «творческий поиск», должны стать непременным качеством любого медицинского менеджера.

Другой проблемой современного здравоохранения стала его политизация. Втягивание медицинской общественности в политические игры — наша объективная реальность. Например, последние президентские выборы памятны активным разыгрыванием «медицинской» карты за голоса избирателей. Спущенная «сверху» так называемая общественная инициатива за здоровую нацию «Пульс Украины», подписанная Президентом Украины Декларация по реализации программы реорганизации медицинской помощи «Перспектива-2010», выполнив свое предвыборное предназначение, канули в Лету.

В «Основах законодательства Украины об охране здоровья», принятых в 1992 году, правовое поле здравоохранения планировалось формировать на следующих основных принципах: на многоукладности экономики и многоканальности финансирования отрасли, объединении государственных гарантий с демонополизацией и привлечением предпринимательства и конкуренции в сфере медицинской помощи, децентрализации государственного управления отраслью, развитии самоуправления медицинских учреждений и самостоятельности работников здравоохранения на правовой и договорной основах. Прошедшее десятилетие ни на йоту не приблизило нас к реализации этих принципов. А в Конституции Украины закреплен популистский принцип о «безоплатности» оказания медицинской помощи в государственных и коммунальных учреждениях здравоохранения без ответственности государства за реализацию данного принципа. Итогом экономического нигилизма и неразвитости правового поля в сфере медицинской помощи является нынешний углубляющийся системный кризис в отрасли.

Органы отраслевого управления стали непременной составляющей структурой исполнительной власти. Закон Украины «О местном самоуправлении» положил начало процессу децентрализации и разграничения властных полномочий с перенесением их из плоскости вертикальных связей в рамки горизонтальных отношений. В отрасли эти перемены привели к усилению тенденций огосударствления медицинской помощи, появлению новых органов отраслевого управления уже на уровне города, района. Экономическая зависимость лечебных учреждений от воли медицинских чиновников еще больше усилилась.

Огосударствление здравоохранения сопровождается моральной деформацией сознания в медицинской среде. Государство, декларируя бесплатность здравоохранения, фактически сделало медицинский персонал заложником неправовых отношений, создало условия для бурного расцвета теневого медицинского бизнеса. Специальные исследования, проведенные в Одессе, показали: недостаточное финансирование бюджетного здравоохранения способствовало тому, что больничный персонал для выполнения своих функциональных обязанностей вынужден использовать частные, но нелегальные платежи от клиентов. Это фактически означает, что в Украине и правительство, и население негласно поддерживают теневую экономику.

Коррупция на всех уровнях управления отраслью уже стала притчей во языцех. Здравоохранение неизменно лидирует в коррупционных рейтингах. Это напоминает айсберг, где «безоплатность» и крепостные отношения в медицинской сфере, как видимая легальная верхушка, скрывают огромный пласт неправовых отношений. Поэтому руководитель, не имеющий профессиональной подготовки, вписывающийся в структуру криминальных или кумовских отношений, является наилучшей кандидатурой для сложившейся системы отраслевого управления.

Переход здравоохранения в новое качество, отражающее экономические реалии рыночных отношений, правовые механизмы самостоятельного хозяйствования медицинских учреждений, предъявляет совершенно иные требования к руководителю лечебного учреждения, органу отраслевого управления, к подготовке и переподготовке медицинских менеджеров. Главный врач должен знать, уметь и использовать современные технологии управленческого процесса, обеспечить реализацию принятых решений, организовать работу медицинского коллектива по достижению оперативных, ситуационных и стратегических целей. Менеджерские качества главного врача могут проявиться лишь в условиях предоставления лечебным учреждениям юридической и экономической самостоятельности, при включении государственных структур, отвечающих за исполнение бюджета, в договорные отношения с медицинскими учреждениями, при формировании внебюджетных источников финансирования сферы медицинской помощи. А это предполагает проведение глубокой трансформации организационных основ здравоохранения, требующих взращивания нового поколения медицинских руководителей.