UA / RU
Поддержать ZN.ua

«ЮРЬЕВ ДЕНЬ» ДЛЯ РАЙОННОГО ТЕРАПЕВТА

3,4 млн. евро — столько потребуется на реализацию начавшегося недавно проекта ТАСIS «Профилактические и первичные меры здравоохранения в Украине»...

Автор: Татьяна Галковская

3,4 млн. евро — столько потребуется на реализацию начавшегося недавно проекта ТАСIS «Профилактические и первичные меры здравоохранения в Украине». В его рамках предполагается разработать эффективную модель предоставления первичной медпомощи населению и внедрить ее, для начала, в трех областях страны. Что будет представлять собой сама модель, пока не афишируется, хотя предположить несложно.

Как известно, во всем мире наиболее эффективной считается организация первичной медслужбы на основе общей практики или семейной медицины. И хотя в каждой стране есть свои отличия, в общем модели сходны. В последнее время реформированием системы здравоохранения по европейскому стандарту занимается большинство постсоветских стран. Так, в Эстонии достаточно оперативно отказались от участковой службы, вывели врачей общей практики из состава поликлиник и предоставили им финансовую и юридическую самостоятельность. Став арендаторами и получив право найма среднего и младшего медперсонала, такие врачи сохранили возможность пользоваться консультативной базой поликлиники на основе оплаты помощи специалиста. Свою попытку пойти по европейскому пути сделала и Россия, правда, несколько неудачную. Врачи общей практики, преимущественно сидящие в поликлиниках, не стремятся лечить больных нетерапевтического профиля и по старинке направляют их к узким специалистам.

Аналогичная ситуация наблюдается и в Украине. Формально обеспечение медицинской помощью у нас достаточно высокое: об этом говорят цифры, приведенные на презентации проекта. Ряд показателей, таких, как, скажем, уровень госпитализации, амбулаторное посещение, количество лечащих врачей, в среднем чуть выше, чем в странах Центральной и Средней Европы. Однако медицинская служба при крайне низком финансировании остается неэффективной, основная часть средств направляется на дорогостоящее стационарное лечение и специализированную амбулаторную помощь. При этом, отмечается в сборнике «Стратегические направления развития охраны здоровья в Украине», квалифицированная медпомощь становится все менее доступной (платить узкому специалисту способен не каждый), все больше людей умирает так и не получив адекватное лечение (13,5% случаев), растет число тяжелых и запущенных заболеваний, 50—70% больных госпитализируются ургентно.

Причин такого положения несколько. Это и структурная раздробленность первичной медико-санитарной помощи, при которой многие службы занимаются лечением одних и тех же больных, часто дублируют друг друга: например, поликлиники и стационары, женские консультации и роддома и т.д. И чрезмерное участие в предоставлении первичной помощи врачей-специалистов, к которым пациенты обращаются по своей инициативе, часто не совсем понимая, к кому же ему нужно обратиться. Ведь на уровне участкового врача больной удовлетворяет менее половины своих потребностей. Между тем в развитых странах ситуация прямо противоположная. Скажем, в Голландии 80% проблем пациентов решают врачи общей практики, «семейные врачи», которые считаются мини-специалистами во всех областях — педиатрии, хирургии, терапии, дерматологии и так далее. Только через «семейного врача» можно обратиться к узкому специалисту или получить направление в стационар. Причем, даже если пациент готов заплатить за консультацию, он должен предварительно побеседовать со своим врачом. И, наконец, полное отсутствие действенных механизмов ответственности врача за судьбу пациента и его здоровье. В ряде стран этот вопрос решен достаточно успешно: к примеру, в Болгарии раз в полгода пациенты имеют право на так называемый «юрьев день» — смену лечащего врача.

Собственно говоря, опыт эффективной организации медслужбы уже имеется. Причем не только в отдельных медучреждениях. К примеру, в Житомирской области был поставлен довольно интересный эксперимент по предоставлению услуг пациентам на всех уровнях. Первичная помощь оказывалась в небольших амбулаториях, где имелось все необходимое для приема больных и проведения несложных операций. Там же проводились и все необходимые мероприятия перед помещением больного в стационар: осмотр, флюорография, анализы и т.д. В результате в больницу человек приходил полностью подготовленный (дубляж анализов не требовался) и проводил там ровно столько времени, сколько требуется для основного лечения. После больницы пациент вновь поступал в ведение врача общей практики, который и завершал процесс реабилитации.

Какой в итоге станет отечественная первичная медпомощь, мы узнаем, скорее всего, через два года — примерно на такой срок рассчитан проект. Включающий, помимо всего прочего, переподготовку и обучение медиков для работы в системе общеврачебной практики, ликвидацию «белых пятен» в законодательстве, разработку эффективных механизмов оплаты медицинских услуг.