UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ «УТЕЧКА МОЗГОВ» ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОБЛЕМОЙ

Когда заходит разговор на тему йодной недостаточности, каждый раз у меня перед глазами всплывает жуткая картинка...

Автор: Лидия Подолян

Когда заходит разговор на тему йодной недостаточности, каждый раз у меня перед глазами всплывает жуткая картинка. В песочнице возится какое-то подобие человека: низкорослое, неуклюжее, с уродливой косоглазой физиономией без малейших признаков интеллекта. Увидев его впервые, мой ребенок с испуга заплакал. Существо, несмотря на свой устрашающий вид, вело себя миролюбиво, и его почему-то особенно привлекало общество малышей. 20-летний детина часами ковырялся в песке игрушечным совочком, издавая какие-то нечленораздельные звуки. Дети из нашего двора к нему привыкли, не обращали внимания на его порой навязчивое присутствие, хотя обижать опасались. Соседи рассказывали, что раньше эта семья жила в местности, где остро не хватало йода в воде и почве. Очень жаль было родителей, к которым судьба оказалась столь неблагосклонной, дав единственного сына-кретина, однако и жить по соседству представлялось малоприятным. К счастью, мы вскоре оттуда переселились.

Ученые утверждают, что дефицит йода в организме приводит не только к нарушению функции щитовидной железы, но также очень плохо сказывается на умственном и физическом развитии. Ликвидация йодзависимых заболеваний к 2000 году является одним из приоритетов ООН. В Украине также разработана соответствующая программа, при Кабинете министров создан координационный совет по ликвидации йодзависимых заболеваний. На архиважную для Украины тему корреспондент «ЗН» ведет разговор с одним из членов этого совета доктором медицинских наук академиком АМН Украины Ю.Спиженко.

- Юрий Прокофьевич, у вас столько званий и должностей (президент Ассоциации фармацевтов Украины, народный депутат и т. д.) и вдруг - член координационного совета по ликвидации йодзависимых заболеваний. Скажите откровенно, вас пригласили в этот совет как «свадебного генерала»?

- Начну свой ответ с вопроса: вам известно много приоритетов Организации Объединенных Наций в области здоровья человека? Ликвидация оспы, полиомиелита и сейчас - йодзависимые заболевания! Мне как хирургу неоднократно приходилось оперировать и наблюдать больных с зобом. Однако только в начале девяностых годов пришло понимание того, что недостаток йода - это не только зоб. Зоб - это небольшая, видимая часть айсберга всей проблемы йодзависимых заболеваний! Недостаток йода, как доказано учеными в последнее время совершенно точно, - это прежде всего умственная отсталость, тугодумство, от едва заметных форм до кретинизма.

В мире на сегодняшний день 43 млн. не просто тугодумов, а неполноценных людей и несколько миллионов кретинов! По оценке экспертов ЮНИСЕФ (Детский фонд ООН), от нехватки йода в мире ежегодно появляется на свет 100 тыс. детей с врожденным кретинизмом. В Украине каждый год открывается еще одна школа для умственно отсталых детей, в дополнение к тем весьма многочисленным, которые уже есть. Уже через два-три поколения это может стать причиной интеллектуального вырождения нации.

Кроме этого серьезного последствия йодной недостаточности, своего рода невидимой «утечки мозгов», нехватка важнейшего микроэлемента в организме приводит к глухонемоте, косоглазию, мужскому и женскому бесплодию и, как известно, заболеваниям щитовидной железы. Вот - спектр нарушений, вызываемых йодной недостаточностью. Понимание важности проблемы и определило мое членство в координационном совете по ликвидации йодзависимых заболеваний в Украине.

- Насколько данный вопрос актуален для нашей страны?

- В Украине более 15 млн. человек проживают на территориях с низким содержанием йода в почве, следовательно, почти треть населения страны подвержена риску получить йодзависимые заболевания. Речь прежде всего о жителях Волынской, Ривненской, Тернопольской, Львовской, Закарпатской, Ивано-Франковской, Черновицкой, Житомирской, Киевской областей, отдельных районов Республики Крым.

Специалисты ВОЗ и ЮНИСЕФ считают, что на земном шаре практически нет территорий, где бы население естественным путем получало достаточное количество йода, хотя его и требуется, казалось бы, ничтожно мало - 150-200 микрограммов в день. То есть за всю жизнь (условно определим ее продолжительность в 75 лет) человеку нужна всего одна чайная ложка йода! Но все дело в том, что йод не накапливается в организме и должен поступать ежедневно, тем более что 2/3 от его поступления выводится с мочой. Поэтому эксперты ВОЗ и ЮНИСЕФ считают, что повсеместно в мире каждый человек, особенно беременные женщины и дети, должны иметь доступ к йодированным продуктам постоянно. Более того, ООН считает, что за случаи снижения умственных способностей у детей, связанные с недостатком йода, правительство стран должно нести персональную ответственность.

Специалисты ООН, ВОЗ и

ЮНИСЕФ подсчитали, что вложенный в проблему ликвидации йодзависимых заболеваний доллар возвращается в казну как минимум 23 долларами. По мнению экспертов ВОЗ, в Украине необходимо йодировать всю пищевую соль.

- То, что йод играет важную роль в нашей жизни, в общем-то известно, но то, что его роль в развитии умственных, интеллектуальных способностей столь высока, думаю, известно далеко не всем. Не могли бы вы остановиться на этом подробнее?

- Особенно важен йод беременной женщине. При закладке мозга у ребенка в случае недостатка йода нейроны недоразвиты, уменьшено их количество. Сам мозг меньшего веса, чем должен быть в норме. В результате не формируются те внутримозговые связи, которые и обеспечивают нормальное развитие мозга и его дальнейшее функционирование. К сожалению, коррекция таких нарушений в дальнейшем бесперспективна. Поэтому очень важно, чтобы в первые месяцы и годы жизни ребенок получал достаточное количество йода. Это ему необходимо для роста организма, формирования иммунитета, эндокринной и других систем, быстрого умственного развития.

Для нас, взрослых, недостаток йода проявляется широко распространенным «синдромом хронической усталости», когда мы сонливы, практически не способны к обучению, переобучению, имеем резко сниженную физическую форму.

- Понятно, что недостатка йода не должно быть ни у кого: ни у беременных, ни у детей, ни у взрослых. Как же решается эта проблема в большинстве стран мира, где осознали важность профилактики йодзависимых заболеваний?

- Достаточно просто: йодированием всей пищевой соли, которую употребляет население, йодированием кормов и соли для животных, йодированием воды, применяемой для орошения различных сельскохозяйственных культур. В большинстве стран мира до 80% йодной недостаточности устраняется за счет так называемой скрытой йодизации, когда йодированная соль добавляется в продукты питания. Основной же путь к устранению йодной недостаточности, особенно для бедных стран, - это йодирование всей пищевой соли. Кстати, бытует мнение, что йодированная соль изменяет цвет, вкус и другие свойства домашней консервации. И что вообще при добавлении йода соль становится менее соленой! Это не более чем досужая выдумка. Специально проведенные исследования в Польше, Чехии, Словакии и у нас, в Украинском НИИ питания, полностью опровергают это расхожее мнение.

- Но у нас с йодированной солью, как говорится, напряженка. В последние годы она напрочь исчезла с магазинных прилавков. Как сегодня обстоят дела с ее производством в Украине?

- Это очень непростой и по нескольким причинам достаточно непонятный для меня самого вопрос. Казалось бы, Украина имеет огромное количество лучшей соли в Европе! До 1992 года ее добывали и продавали 8 миллионов тонн, на сегодняшний день только около двух миллионов. Это при том, что производство соли было и есть монополией государства! Мы не только потеряли рынки сбыта йодированной соли в Болгарии, Чехии, Словакии, России, но и не обеспечиваем себя качественной йодированной солью. Мы имели два завода по производству соли «экстра» выварочным методом, но уже в течение нескольких лет заводы не работают, принимаются только постановления Кабинета министров по их реанимации. К тому же мы в течение семи лет в независимой Украине пользовались ГОСТом бывшего Союза, предписывающим йодировать соль летучим соединением KI, а не KIO 3 , как это рекомендуется международными организациями. Что нам мешало изменить союзный ГОСТ - для меня большая загадка. Как и то, что наши солевики, несмотря на постановления Кабинета министров, продолжают поставлять йодированную соль, где йод есть только в надписи на упаковке, но не в соли!

- Что вы имеете в виду?

- В октябре и ноябре этого года в Киев приезжали три представительные международные делегации, которых очень интересовал вопрос йодирования соли в Украине и ее доступности населению. Это - заместитель генерального секретаря Организации Объединенных Наций госпожа Керол Беллами, эксперт ЮНИСЕФ по странам Восточной Европы профессор Г.Герасимов и, наконец, президент, вице-президент и члены исполнительного совета фонда «Киванис», того самого фонда, который финансирует всю программу ООН по ликвидации йодзависимых заболеваний в мире, затрачивая на эти цели до 20 миллионов долларов в год.

Так вот, все они оказались неудовлетворенными состоянием дел по ликвидации йодзависимых заболеваний в Украине. Особенно их обескуражил тот факт, что в магазинах Киева продается очень много соли из-за рубежа, в частности из Беларусии и даже США, а в йодированной соли, производимой нашими заводами, при выборочной проверке, не оказалось йода!.. Второе, что было отмечено приезжими экспертами, - это непонимание важности проблемы йодзависимых заболеваний высшим руководством страны и Министерства здравоохранения. Некомпетентность Минздрава Украины была особенно неприятна, когда обсуждался вопрос о проекте закона по профилактике йодзависимых заболеваний. Накануне представителям фонда «Киванис» был вручен проект упомянутого закона на английском языке, а на следующий день руководством Минздрава было заявлено, что такого проекта нет! Будучи людьми деликатными, они промолчали, но в заключительной беседе просто не находили слов, чтобы как-то объяснить эту вопиющую некомпетентность и непонимание важности всей проблемы.

- Юрий Прокофьевич, меня, откровенно говоря, удивляет, что в деле профилактики йодзависимых заболеваний Минздрав ведет себя отстраненно. Помогает ли министерство в работе совета?

- Я думаю, что этот вопрос скорее не ко мне, а к министру и его заместителям. Что же касается помощи, то существует общепринятое мнение, которое разделяю и я. Хороший начальник - это такой, который не мешает работать. А если он еще и помогает, тогда ему просто цены нет! Не надо помогать, давайте не мешать работать друг другу! И стараться выполнять постановления правительства, которые касаются каждого из нас, например о создании координационного экспертного комитета по вопросам качества и безопасности продуктов питания (постановление Кабинета министров от 30 августа 1995 года №702 по данному вопросу полностью не выполнено. - Прим. ред.). И тогда, я уверен, что, несмотря ни на какие трудности, интриги, вольное или невольное непонимание медицинским руководством Украины многих нынешних стратегических проблем здравоохранения, со временем они будут решены в Украине. Тем более что в решение проблемы йодной недостаточности очень энергично включилась министр семьи и молодежи В.Довженко и многие другие люди, казалось бы, далекие от этого важного дела.

Уверен, что и Президент, и премьер, и председатель Совета национальной безопасности обратят внимание на основные проблемы, имеющие важнейшие социальные последствия для страны в целом и для каждого человека в отдельности. Тем более что в декабре 1992 года Украина в числе других 159 стран мира подписала Всемирную декларацию по питанию и план действий к ней.

Трудное переходное время… Тем не менее ряд проблем носят действительно государственный характер и затрагивают национальную безопасность страны. К ним, несомненно, относится проблема «утечки мозгов», вызванная йоддефицитом. И что самое главное, эту проблему можно решить быстро, эффективно и с небольшими затратами, которые окупятся в десятки раз в самое ближайшее время. Понятно, что мы, почти как всегда, опоздали к отправке поезда с мировым сообществом, постараться бы успеть вскочить в последний вагон, чтобы решить проблему йододефицита в Украине не к 2000 году - это уже не реально, а хотя бы к 2005 году. Это особенно важно для нас, жителей Украины, огромное число которых пострадало от так называемого «йодного удара» и на территории которого большое количество атомных электростанций, от которых ни нам, ни нашим детям и внукам никуда не деться. Поэтому для нас устранение йодного дефицита важно вдвойне.

- Очень конкретный вопрос. Вы можете назвать место, куда бы мог прийти любой человек и, сдав анализ, убедиться, что у него с «йодом» все в порядке?

- К сожалению, я такого места вам назвать не могу. Знаю, что киевский институт эндокринологии и обмена веществ в течение последних лет по разным линиям гуманитарной помощи получил четыре лаборатории для определения йодной недостаточности. Знаю, что этим же институтом делается небольшое количество исследований у жителей районов, пострадавших от аварии на ЧАЭС, и что практически у всех обследованных содержание йода в моче резко понижено! Но куда можно прийти сделать сегодня анализы на йодную недостаточность, не знаю. Хотя таких мест в Украине и в Киеве должно быть не одно и не два, а десятки!

- Вы упомянули о приезде в Украину нескольких представителей международных организаций, занимающихся ликвидацией йодзависимых заболеваний и финансирующих решение этой проблемы. Они реально помогают Украине или только советуют, что и как нам надо делать?

- За Украиной ЮНИСЕФ в течение нескольких лет, а именно начиная с 1995 года, резервировала деньги фонда «Киванис». В 1995 году это было 500 тысяч долларов США, в 1996-м - 200 тысяч, а в 1997-м - 180 тысяч. Из всех этих денег, из-за нашей, мягко говоря, нерасторопности, мы получили только в этом году оборудование для йодирования, упаковки соли и реактив KIO 3 на сумму примерно 150 тысяч долларов. Остальные деньги безвозвратно пропали!

ЮНИСЕФ и фонд «Киванис» готовы и в дальнейшем финансировать как программу ликвидации йодзависимых заболеваний, так и целый ряд других программ. Например, ликвидацию железодефицита у детей, молодых матерей и стариков. Однако до внесения инвестиций по любому проекту они хотят убедиться в понимании самой проблемы в стране в наличии соответствующей законодательной базы. Только в таком случае мы можем рассчитывать на их помощь.

- Безразличие государственных мужей к проблеме йодзависимых заболеваний, конечно, понять трудно, тем более что некоторые из них, насколько мне известно, т. е. имели йодзависимое заболевание. Как бы вы могли прокомментировать это?

- Никак! Я врач, и для меня понятие врачебной тайны - это не абстракция, а вполне конкретная и реальная вещь, и я никогда не обсуждаю болезни людей даже с коллегами, если для этого нет специального профессионального повода.

Государственные проблемы, без сомнения, требуют и государственного решения, но для этого надо сначала понять, что они действительно государственные. А пока такого понимания нет, каждый наш читатель должен осознать проблему сам и подумать о возможностях индивидуального ее решения.

- Благодарю вас за интервью. Хочется надеяться, что проблемы, поднимаемые вами, привлекут внимание высшего руководства страны и выведут из летаргии руководство Министерства здравоохранения.