UA / RU
Поддержать ZN.ua

ВСЯ СТРАНА — БОЛЬНИЧНАЯ ПАЛАТА

В одном из недавних номеров нашего еженедельника опубликован прелюбопытный материал Украинского центра экономических и политических исследований, создающий обобщенный социологический портрет населения Украины...

Автор: Лидия Суржик

В одном из недавних номеров нашего еженедельника опубликован прелюбопытный материал Украинского центра экономических и политических исследований, создающий обобщенный социологический портрет населения Украины. Из него вырисовывается, в частности, что мы очень трудолюбивый, миролюбивый и домашний народ, отдающий предпочтение таким извечным ценностям, как семья, дом, благосостояние, спокойствие в стране. Усомниться в этом, конечно, никак нельзя. Несколько неожиданным показалось другое. В системе жизненных ценностей (в опросе они заняли около двух десятков позиций) 98,1% опрошенных превыше всего поставили «здоровье». Сколько помнится, раньше наши соотечественники в этом ранжире здоровью отводили лишь третье—четвертое места.

Следует ли понимать этот факт как реальное подтверждение афоризма о том, что истинную цену здоровья мы узнаем лишь тогда, когда его теряем?

На состоявшейся несколько дней назад итоговой коллегии Минздрава Украины, проанализировавшей роботу отрасли за прошлый год, обнародованы данные о состоянии здоровья населения Украины. Ознакомившись с ними, не приходится удивляться переоценке отношения к собственному здоровью, произошедшей у наших сограждан.

Итак, в третье тысячелетие Украина вступает уже не 50-миллионной страной. На начало 2000 года, по оперативным данным, ее население составило 49 млн. 700 тыс. чел. Демографическая ситуация в Украине остается одной из самых кризисных в Европе. Вследствие негативных демографических тенденций наше население ежегодно уменьшается в среднем на 400 тыс. чел. (0,8%). И хотя за 1996—1998 годы смертность несколько стабилизировалась (ее пик пришелся на 1995 год), однако рождаемость продолжает падать: в 1998 г. ее показатель составил 8,3 на 1000 населения, а в 1999-м — 7,8 (см. табл. 1). За период с 1989—1995 гг. средняя продолжительность жизни в Украине сократилась у мужчин почти на 5 лет, у женщин — на 2,6 года. То, что с 1996 года у нас наблюдается некоторое повышение средней продолжительности жизни (на 0,8 года), на фоне демографических «минусов» особого восторга не вызывает.

>

Наряду с ранее уже известными появились новые негативные тенденции в состоянии здоровья населения — увеличение частоты заболеваний крови и кроветворных органов (на 49,2%), мочеполовой системы (на 28,6%). Тревогу медиков вызывает «омоложение» многих болезней, увеличение заболеваемости младших возрастных групп населения. 75% детей имеют одно или несколько заболеваний, абсолютно здоровыми рождаются лишь 15% малышей.

Если в начале 90-х годов Украина по показателям здоровья занимала 40-е место в мире, то на сегодня в этом ранжире она переместилась уже во вторую сотню.

И это не удивительно. Тогда как в развитых странах наблюдается тенденция повышения роли государства в здравоохранении, в Украине происходит наоборот. В настоящее время отрасль не функционирует как единая система — она раздроблена на «удельные владения», в ней много дублирующих структур. По мнению специалистов, сегодня более половины средств в медицине крутятся в «тени».

Хотя реформирование нашего многострадального здравоохранения уже стало «хронической болезнью» отрасли и ведет свой отсчет с 1992 года, до сих пор мы так и не определились, по какому пути пойдем, какая система здравоохранения для нас наиболее приемлема. В мире существует четыре основных типов организации медицинской помощи. Страховая коммерческая, или свободно- конкурентная система, которая, например, присуща США. Нам до нее все равно, что до Америки пешком и вплавь. Страховая некоммерческая, или система Бисмарка. Она сложилась в таких благополучных странах, как Австрия, Бельгия, Франция, Германия, Нидерланды. И хотя многие считают, что лучше этого никто не придумал, однако нам о такой системе можно только мечтать. Третья — государственно-коммерческая — существует в большинстве стран Северной Европы, в Канаде, Великобритании, Испании, Португалии и ряде других стран. И четвертая модель здравоохранения, имеющая место на исторической арене, — государственно-некоммерческая, или система Семашко, которая была присуща странам бывшего Советского Союза.

По мнению министра здравоохранения В. Москаленко, «у нас на сегодня в общих чертах сохранилась советская система охраны здоровья с ее вертикальным административно-командным принципом руководства отраслью». Правда, эта система уже не имеет ни действенных (в свое время) рычагов управления, ни необходимого государственного финансирования. Поэтому если бы не добротный каркас, она бы уже рухнула. Как ее «реставрировать», какое «здание» здравоохранения хотим увидеть в результате проводимых реформ, мы на государственном уровне так и не решили. Общественное объединение «Пульс Украины», пытаясь подтолкнуть реформу, предложило модель системы организации медицинской помощи, «вписывающуюся» в рыночные условия и в то же время социально ориентированную. Под какое сукно ее положили?

Сегодня новое веяние — переход к страховой медицине. Во главу угла реформирования отрасли ставится государственное обязательное медицинское страхование. Как будто после принятия такого закона в здравоохранение откуда-то устремится финансовый поток. Закон, безусловно, нужен, но с ориентацией на перспективу. А сейчас на существенную практическую отдачу от него надеяться не приходится, поскольку необходимой для этого экономико-финансовой основы нет, и в одночасье завтра она не появится. Это, в принципе, понятно. Проект этого закона уже года три «обкатывается» в верховных структурах и пока не находилось смельчака оседлать его как главного «конька» реформ. Кстати, Минздрав ныне пристально изучает опыт (и, естественно, ошибки) внедрения страховой медицины в странах ближнего и не столь отдаленного зарубежья. С пользой ли — это нам еще предстоит узнать.

За несколько лет на верховном уровне не смогли определиться и с гарантированным объемом бесплатной медицинской помощи. Сегодня государство все еще продолжает обещать то, чего реально не может. И незначительное увеличение госбюджетного финансирования здравоохранения в этом году (на 10% по сравнению с 1999-м) это фактически капля в море. Особенно учитывая нынешнее зачастую совсем нищенское положение лечебных учреждений, особенно на периферии, а также то, что медицина становится все более высокотехнологичной сферой деятельности, а значит, дорогостоящей.

Если раньше с целью экономии средств руководство отрасли шло путем сокращения и урезания, то сегодня речь идет о развитии сети, особенно в сельской местности, наиболее пострадавшей от прежних «реформ», а также об оптимизации сети лечебных учреждений. Минздраву наконец-то удалось выяснить, что же собой представляет так называемая ведомственная медицина, т. е. лечебницы разных ведомств — «государств в государстве». Всего таких учреждений на территории нашей страны около 200. Нередки случаи, когда поблизости функционируют два или три лечебных учреждения, одинаковых по профилю, с полным «набором» специализаций и служб, дублирующих одна другую. Разница только в том, что эти комплексы находятся в разном подчинении. А будь они в одних хозяйских руках, никто бы не стал так разбрасываться ресурсами. Поэтому идея создания «единого медицинского пространства» очень здравая, но, надо сказать, трудно разрешимая. Один из предыдущих министров попытался было «наехать» на одно ведомство, — так его потом чуть по судам не затаскали. Нынешнее руководство здравоохранения поступает более мудро: по его предложению создан межведомственный координационный совет, который и занимается этим направлением реформы. Каким будет кпд его деятельности — сомневаться не приходится.

Наряду с разрухой и безденежьем в государственном здравоохранении у нас формируется негосударственный сектор медицины. Развивается он очень динамично и, не в пример сфере образования, действует вне контроля со стороны главного медицинского ведомства страны, профессиональных объединений медиков. На сегодня в стране имеется 1095 учреждений негосударственной медицины. Это приблизительно 8—10% от общего объема медицинских услуг. Нынешнее руководство здравоохранения намерено способствовать развитию негосударственного сектора в отрасли с тем, чтобы «создать здоровую конкуренцию государственным лечебным учреждениям и «разгрузить» бюджет». По мнению министра, сектор альтернативной медицины может быть увеличен до 15%.

Предполагается также возобновить платные услуги «на цивилизованной основе». Все возвращается на круги своя?..

* * *

Человеку свойственно привыкать ко всему, приспосабливаться к трудностям, в ущерб себе и своему здоровью. По некоторым наблюдениям, положение, сложившееся в нашем здравоохранении, некоторыми медиками и управленцами от медицины начинает уже восприниматься как некая данность нашей сложной действительности, почти как… норма.

Но если это норма, что же тогда патология?