Проанализировав, как студенты музыкальных вузов воспринимают фольклорные мелодии разных народов, психологи из Корнеллского университета (США) вместе с коллегами из Финляндии выдвинули гипотезу, что, слушая музыку, человек бессознательно пытается угадать «ход» мелодии.
Эмоциональная реакция на произведение зависит от того, в какой именно мере эти ожидания оправдываются. Человек не должен точно предвидеть развитие музыкальной темы, неожиданные мелодические ходы могут принести даже более острое наслаждение. Музыка — своего рода язык, считают психологи. Если стилистика мелодии совершенно непонятна, а составляющие ее фразы непривычны, слушатель испытает не радость, а скуку или замешательство. Как и от речи на непонятном языке.
Поскольку, согласно выдвинутой гипотезе, музыка обладает некоторыми свойствами языка, ученые полагают, что их выводы распространяются на разные сферы человеческой деятельности, где задействован язык, например, на публицистику или ораторское искусство.