UA / RU
Поддержать ZN.ua

ВОЕННЫЙ ВРАЧ В ГРАЖДАНСКОЙ БОЛЬНИЦЕ

В связи с начавшейся коренной перестройкой военно-медицинской службы корреспондент «ЗН» взял инт...

Автор: Валерий Прицкер

В связи с начавшейся коренной перестройкой военно-медицинской службы корреспондент «ЗН» взял интервью у начальника Главного военно-медицинского управления Генерального штаба Вооруженных Сил Украины, главного хирурга Министерства обороны Украины, доктора медицинских наук, профессора, генерал-майора, заслуженного врача Украины Владимира Белого.

- Сейчас начата перестройка военно-медицинской службы. Чем она вызвана и в чем, собственно, заключается?

- Я бы сказал, что идет не перестройка военно-медицинской службы Вооруженных Сил Украины, а ее создание. Нам необходимо в кратчайший срок привести наши потребности в соответствии с нашими возможностями. Военно-медицинская служба Советской Армии была рассчитана на ведение тотальной войны. Естественно, все ее интересы, задачи, структуры были подчинены этому. Изменилась доктрина - изменились интересы, ставятся другие задачи, изменяется структура.

Первым шагом такой реформации является создание региональных военно-медицинских центров. В состав этих центров будут входить мощные поликлиники, укомплектованные в основном врачами общей практики. На одного такого врача будет приходиться 1000-1500 подопечных в зависимости от района, в котором они проживают или несут службу. Все решения по лечению каждого своего подопечного будет принимать и нести ответственность за результаты именно этот врач. В случае необходимости он будет направлять своих подопечных на консультации к специалистам узкого профиля. В медицине сегодня работают врачи более чем 300 различных специальностей. Естественно, что часто больной просто не знает, к какому именно специалисту ему обратиться в данной конкретной ситуации.

Врач общего профиля будет заниматься и профилактикой заболеваний своих подопечных. Поликлиника - первая линия нашей обороны. В ней принимают по направлению врача общей практики специалисты узкого профиля. С ними в случае необходимости врач общего профиля консультируется по вопросам лечения своих больных. Он реализовывает на практике назначения своих коллег, их рекомендации. В поликлинике будет работать дневной стационар.

Госпитальное звено - вторая линия нашей обороны. В Киеве будет находиться главный клинический госпиталь, в состав которого войдут высокоспециализированные и хорошо оснащенные отделения. Гарнизонный госпиталь, где проходят лечение больные с несложными патологиями, для возвращения в строй которых не требуется дорогостоящее медицинское оборудование, мы разместим в Ирпенском бывшем военном санатории ВВС. Там отличные условия - парк, одно- и двухместные номера с удобствами, квалифицированный персонал. Сюда будут поступать из главного клинического госпиталя выздоравливающие. Разница в стоимости койко-мест в главном клиническом и гарнизонном госпиталях составляет приблизительно 10 раз. В главном клиническом госпитале дорогостоящее современное оборудование, необходимое для постановки диагноза, проведения надлежащего лечения, вывода больных из тяжелого состояния. Держать на этой койке больного на протяжении всего периода лечения нецелесообразно.

И, наконец, последняя структурная единица медицинского центра - санаторий в Пуще-Водице, сюда на реабилитацию будут поступать больные из обоих госпиталей. Аналогичные медицинские центры планируется открыть в Одессе и Львове, а несколько позже - в Днепропетровске, Харькове, Николаеве, Мукачево.

Главный клинический госпиталь должен стать основной клинической базой для подготовки военно-медицинских специалистов. Мы создаем Военно-медицинскую академию. Это совершенно новое формирование. Я бы его назвал научно-практически-учебным объединением, которое должно состоять из учебной, клинической и научной баз. Учебная база у нас уже есть - это военно-медицинское отделение при Украинском национальном медицинском университете, которое согласно постановлению Кабинета министров преобразовано в Военно-медицинский институт.

Руководство академией будет осуществлять ученый совет из ведущих специалистов всех трех составляющих баз. Мы не только не потратим ни копейки на создание академии, но и сэкономим огромные средства за счет исключения дублирующих структур. Только по Киевскому гарнизону экономия составит 1,2 тыс. должностей. В клиническом госпитале мы ликвидировали строгое разделение по специальностям. У нас не будет хирургического и терапевтического циклов. Эти циклы мы объединим, а разделение проведем по нозологиям (заболеваниям). Возьмем, например, такое заболевание, как язвенная болезнь желудка. Ее лечат и консервативным способом, и хирургическим. Лечат совершенно разные люди, которые часто между собой не имеют никакой связи. А ведь они занимаются одним больным. Поэтому мы создаем клинику гастроэнтерологии, в составе которой будут отделения: терапевтическое, плановой абдоминальной хирургии, неотложной абдоминальной хирургии и проктологии. Этим мы добьемся более тесного сотрудничества между терапевтами и хирургами одной клиники, обеспечим преемственность. Больные от этого только выиграют.

Придется реорганизовать войсковую медицинскую службу. Теперь в мирное время военный хирург сможет работать в гражданской больнице, где безусловно, в случае необходимости будет оказывать медицинскую помощь и военнослужащим. Ведь не секрет, что в мирное время у хирургов в частях работы почти нет.

Следующий этап нашей реформы - это этап интеграции с системой гражданского здравоохранения. Я имею в виду не искусственное объединение, а интеграцию. Есть части, в которых военные врачи не имеют возможности заниматься лечебной деятельностью, потому что в местах их расположения нет военных госпиталей. Но этот пробел мы можем восполнить за счет гражданских больниц, находящихся в ведении Минздрава. Военные врачи будут работать в гражданских больницах, где будут принимать и военнослужащих, и гражданских больных. Это пример интеграции. Рассмотрим другой пример. Вокруг военного госпиталя расположены населенные пункты, в которых нет органов Минздрава. Военный госпиталь будет принимать гражданских больных, бесплатно. Гражданские больницы будут бесплатно оказывать помощь военнослужащим. Мы компенсируем недостатки военной и гражданской медицины, используя возможности друг друга.

У нас в стране практически отсутствует эффективная медицина экстремальных ситуаций. Есть ведомства, есть все, что угодно, но нет системы. Ее в СНГ нигде нет. Возьмем, к примеру, войну в Чечне. Куда отправляют раненых? В Москву, Петербург и так далее. Территориальные структуры не функционируют, как будто их нет. Случилась авария с поездом в Башкирии. Больных отправляют в Москву в «Склиф». А почему не подключаются все лечебные учреждения, находящиеся по дороге в Москву? Они достаточно хорошо оснащены, но нет единого руководства, нет единой системы. Мы хотим создать такую систему. Мы считаем, что должны быть территориальные медицинские формирования. 25 административных областей - 25 зон ответственности, 25 территориальных госпитальных баз. Начальник облздрава - начальник территориально-госпитальной базы. Начальник военного госпиталя, находящегося на данной территории, его заместитель. В комплекс войдут все лечебные учреждения, имеющие свыше 300 коек. Мы составили карты на все области. Теперь знаем, сколько в больницах коек, сколько специалистов каждого профиля имеется, каково оснащение больниц. В случае экстремальной ситуации мы не больного будем везти в центр, а из центра направлять необходимые средства усиления.

Созданная система экстремальных ситуаций заменит сотни полевых госпиталей, которые мы должны были бы развернуть в военное время. Примерно 500 госпиталей мы можем уже сократить. Со временем сократим их еще в 5 раз. Не нужно хранить имущество, которое, возможно, никогда не будет востребовано. Не нужно за ним следить, поддерживая в определенном состоянии. Многое не нужно даже заготавливать. Это - колоссальное подспорье.

Все предложенные мероприятия противозатратные, обеспечивающие значительное повышение эффективности военно-медицинской службы.