UA / RU
Поддержать ZN.ua

ВОДКА БЫВАЕТ ПЛОХАЯ И ОЧЕНЬ ПЛОХАЯ

Нашего человека перепить сложно — это знают все народы мира. В любом туристическом раю с ужасом и ...

Автор: Валерий Дружбинский

Нашего человека перепить сложно — это знают все народы мира. В любом туристическом раю с ужасом и почтением рассказывают байки о приехавших из СНГ, которые для разминки выпивают утром бутылку виски или джина, закусывая ломтиком авокадо. Эти подвиги — предмет нашей тайной гордости, причина непоколебимого ощущения превосходства над всем миром. А напоить заморского гостя, какого-нибудь японца или немца, до положения риз — это сатисфакция за все войны, «железный занавес» и суперэлектронику разом. Но французы, испанцы, датчане, венгры, немцы и многие другие народы пьют не меньше нашего — 11—13 литров чистого алкоголя в год на душу населения. Тогда почему в Украине в четыре раза выше смертность от отравлений алкоголем?

С водочным «промыслом» в нашей стране связаны самые широкие злоупотребления. В погоне за скорой прибылью придумывались самые хитроумные, изощренные способы обмана, многие из которых и сегодня поражают своей откровенностью и цинизмом. Но характерно, что немалое их число очень схоже с применяемыми и в наше время методами обогащения в этой области. Взятки, подкуп, подлог, шантаж и обман — все эти методы, видимо, неизменны и переходят из века в век. Меняются лишь историческая обстановка и декорации эпох. Как хорошо обо всем этом сказал Владимир Короленко: «Благодаря водке наше купечество уже в истоках своего существования стало привыкать не к деятельному соревнованию и жесткой, заставляющей думать и считать каждую копейку конкуренции, а к паразитированию и наживе на основе злоупотреблений, воровства из казны, фальсификации и ухудшения качества продукта. Все это продолжается до сих пор». Эти слова были написаны в 1910 году, но, судя по всему, ничего не изменилось и сегодня.

Не погрешу против истины, если скажу, что к неотторжимым порокам человеческой натуры относится именно приверженность к алкоголю. Суровые сухие законы и разнообразные противоалкогольные кампании всегда терпели поражения в неравной борьбе с этим злом. «Будьмо!» — восклицал народ-победитель и тянулся к бокалам, фужерам, стаканам, рюмкам и баночкам из-под майонеза.

Если зло нельзя победить, нужно извлечь из него максимум выгоды. Так, собственно, и было во времена расцвета социализма и плановой экономики. Государство ни на минуту не выпускало из своих крепких рук монополию на производство и реализацию горячительных напитков, табачных изделий. Получая при таком подходе весомую долю в бюджет и направляя из него средства в том числе и на лечение наиболее активных почитателей «зеленого змия».

Плохой водки не бывает, шутили мы еще совсем недавно. Бывает хорошая и очень хорошая. А еще бывает мало. Тогда и в голову не приходило проверять сорокаградусный напиток на цвет и запах, искать на тыльной стороне этикетки заводской штампик. На водку была государственная монополия, и бутылку, купленную в магазине, распивали, не боясь отравиться.

Сегодня язык не поворачивается на такие шутки. Водка бывает плохая и очень плохая. И такой ее бывает очень много. В Днепропетровске объявлена долговременная акция по борьбе с производителями фальсифицированной водки. Такого алкоголя в городе реализуется в двадцать раз больше, чем настоящего. Специализированные предприятия, имеющие лицензии, связаны ценовой политикой по рукам и ногам и не выдерживают конкуренции с «подвалами» — небольшими подпольными цехами, мгновенно окупающими себя.

Правда, нет оснований подозревать, что все украинские ликеро-водочные заводы увлекаются производством неучтенной продукции. Однако, по мнению специалистов, легальные производители с помощью государства способны раз и навсегда снять с себя любые подозрения и, более того, надежно обезопасить свои уважаемые торговые марки от подпольщиков. Для этого не нужно создавать новые структуры, увеличивать сумму акцизного сбора (что, прежде всего, на руку «теневикам» — ведь они тоже исправно повышают цену каждой «левой» бутылки), вводить особые защитные знаки. Специалисты, повторяю, предлагают поступить проще и, в конечном счете, дешевле: установить на всех ликеро-водочных производствах счетчики с фискальной памятью и организовать контроль за показаниями этих приборов. Как это уже давно сделано в США. Там любой завод приступает к работе только после того, как сотрудник налогового ведомства открывает своими (!) ключами производственные помещения, снимает показания со счетчика, которые он сравнивает с предыдущими данными, и разрешает запуск конвейера. Все! Вечером та же процедура повторяется в обратном порядке.

В советские времена самогон был постоянным другом и спутником пьющего человека. Согласно данным Госкомстата СССР, даже в 1988 году, когда еще не угас накал партийной битвы с пьянством и алкоголизмом и суды пачками штрафовали и сажали негодяев-самогонщиков, в Советском Союзе было произведено 160 миллионов декалитров этого народного напитка (на Украинскую ССР приходилось 48 миллионов декалитров).

Уж чего только не делали у нас с самогонщиками: и облавы на них устраивали, сажали, конфисковывали их продукцию. Сколько, в общем-то, безобидных по жизни мужиков увела по этапу та проклятая народом 146 статья УК, карающая «за изготовление».

Переход к рынку, появление в свободной продаже самой разнообразной, дешевой и зачастую очень качественной (особенно в сравнении с «табуретовкой») импортной водки постепенно, но весьма солидно снижало потребление самогона в Украине.

Теперь же кривая самогоноварения стремительно идет вверх. Особенно в селе. Селяне переходят на «алкогольное самообслуживание». Притом, чем беднее население, тем активнее идет в ход именно этот капитал. Ведь все меньше и меньше становится предприятий, особенно сельскохозяйственных, готовых выдавать зарплату. Вместо нее, как правило, расчет мешком-другим сахара. Нередко такой товар идет и на погашение долгов по пенсиям.

В подобной ситуации даже самому законопослушному гражданину трудно удержаться от соблазна, чтобы хоть раз не перевести сахар на самогон. О моральном аспекте этой проблемы вовсе забыли. Статистика «пьяных» преступлений растет день ото дня.

И вообще, трудно представить себе украинскую хату без чарки доброй самогонки. Не сегодня она родилась и не теперь вести речь о ее пользе или вреде. Обнищавшие люди ищут спасения в этой огненной воде. Кто — создавая свой бизнес, кто — топя в ней свою горькую жизнь.

Это наш народ-умелец, знающий толк не только в доброй чарке, но и в доброй шутке, сочинил:

— Отчего сегодня пьют?

— Да зарплаты не дают.

— Ну а если бы давали?

— Что, не пили бы? Едва ли!

Наш народ и не думает бросать пить. Вот как он сам иронизирует на эту тему: «Ничто не дается нам так дешево и не ценится так дорого, как клятва: «Завязал!»

А в печати все больше пишут о «полезности» употребления водки при, например, сердечно- сосудистых болезнях. Недавно весьма солидная украинская газета опубликовала «рекомендации» одного доктора медицинских наук. Не могу не привести фрагмент из его статьи: «Выпивка — это очень интересная вещь. Не случайно, чокаясь за столом, люди говорят: «Будь здоров!» В этом — сермяжная правда. Лет шесть назад возник «французский парадокс». Американцы-прагматики, которые начинают день с пробежки, глотают витамины и едят куриные грудки с минтаем, в десять раз больше страдают сердечно-сосудистыми заболеваниями, чем французы, которые предпочитают «брюссельский пирог» из гусиной печени, жареную птицу, свинину, курят черный табак, пьют море красного вина. Выяснилось, что дело как раз в сухом красном вине, которое содержит ферменты, вымывающие из крови холестерин. И если раньше говорили, что надо пить ну, может быть, один стакан красного сухого вина в день, то я советую — пять-шесть. Причем важно выпивать стакан на ночь, потому что пик закупорки сосудов приходится на 5—6 часов утра. Но полезны также водка и пиво. В разных дозах и по разным поводам. Пиво — кладезь витаминов. И от него не толстеют!! Толстеют от закуски к пиву. А водка важна во всяких экстремальных ситуациях — при обморожении или сердечном приступе. При приступе надо немедленно выпить 100 граммов водки или хорошего коньяка. Важно еще, как именно вы пьете водку. Надо ее разбавлять или ее запивать. Тогда ты облегчаешь атаку на органы. Надо есть и запивать, а не пить и закусывать. Если хочешь остаться трезвым, съешь бутерброд с салом или «морской вариант»: прованское масло, красное вино, перец, соль — смешать и выпить. Потом можно пить, сколько угодно».

Я показал эту статью Николаю Михайловичу Амосову. Он схватился за голову: «Как! И подобную чушь подписывает доктор медицины?! Вывод один: он состоит на содержании у водочных королей».

Вот и решайте, кому верить, братцы-выпивохи. Нынче Кабмин и соответствующие ведомства обещают ликвидировать самогоноварение и «левую» водку. Мой опыт подсказывает, что всякое телодвижение властей по наведению порядка на алкогольном рынке неизбежно заканчивается ростом цен на любимый народный продукт. Чокнуться можно, честное слово.