UA / RU
Поддержать ZN.ua

ВМЕСТО КЛЯТВЫ — КОДЕКС

Мир постепенно отказывается от клятвы Гиппократа. Врачебная элита США и Европы не устает говорить о ее несовременности...

Автор: Дарья Аверченко

Мир постепенно отказывается от клятвы Гиппократа. Врачебная элита США и Европы не устает говорить о ее несовременности. Ведь в присяге ничего не говорится об этических проблемах, связанных с развитием генетики и прочих наук. Наше время нуждается в новой хартии, в основе которой должны быть интересы пациента.

Украинские специалисты тоже взялись расширить профессиональную этику врача до биоэтики, этики личности, ответственной за свою деятельность. Первым «Этический кодекс врача» разработало Украинское врачебное общество (УВО) во Львове. Правда, распространялся кодекс только на членов общества, а следило за его соблюдением опять же львовское УВО.

Поэтому общественная организация «Инициативы в общественном здравоохранении» предложила свой проект, разработанный при поддержке Международного фонда «Відродження», — «Этический кодекс украинского врача» (авторы О.Насиннык, Л.Пыриг, С.Вековшинина, В.Кулиниченко). Документ состоит из преамбулы и пяти разделов: общие положения, основные принципы медицинской этики и деонтологии, обязательства врача по отношению к пациенту, взаимодействие медработников и представителей других профессий, выполнение профессиональных обязанностей. Согласованный со львовскими коллегами, этот кодекс планируется в качестве общеукраинского.

На прошлой неделе кодекс обсуждали философы, медики, биологи, общественные деятели и журналисты. Все они единодушно отмечали: документ запаздывает. Ведь общество давно поняло, что клятв и юридических норм в законах недостаточно для ответа на вопрос: «Что такое добро и зло в медицинской деятельности?» Именно поэтому после Второй мировой войны международное содружество приняло документы не столько правового, сколько нравственного характера. Одним из них стала «Хартия о правах пациента». В конце 90-х кодексы приняли французские, канадские врачи, медики Туниса. В 1999 г. Россия заменила «Присягу врача Советского Союза» (утвержденную в 1971 г.) «Клятвой врача». Теперь медработники провозглашают ее, получая диплом. Наконец и у нас появился проект документа, систематизирующего нравственные ориентиры врача.

Однако вряд ли кодекс заработает без осознания врачами необходимости подобного документа. А добиться этого не так просто. Например, в статье 7(4) кодекса указано: «Медпомощь не может преследовать исключительно коммерческие цели. Врачу не позволяется... распространять с целью прибыли лекарства, устройства, продукты и т.п. Врачу запрещается вести прием пациентов, давать медицинские советы или назначения в коммерческих помещениях или в любых прочих местах, где продаются лекарства, устройства или продукты, которые он выписывает или использует». И это в то время, когда официальная зарплата врачей — в среднем 160 грн., то есть вдвое ниже установленного прожиточного минимума...

Проект кодекса не следует воспринимать лишь как свод ограничений для врачей. Прежде всего он призван помочь специалистам. Известны случаи, когда пациент-суицидент требует у психотерапевта права на эвтаназию. И врач не всегда знает, как разрешить эту моральную дилемму для себя. Теперь он может обратиться к кодексу. В статье 23 указано: «...Участие медицинского работника в эвтаназии недопустимо». Это значит — борьба за жизнь, вопреки желанию пациента, продолжается.

Что касается общественности, то все опрошенные уверены в необходимости введения «Этического кодекса украинского врача». В то же время многие первые читатели кодекса обратили внимание и на его недостатки: сложный язык, нечетко определены термины, нет толкований понятий «этика» и «деонтология». А в аннотации сказано «для широкой общественности».

Существование кодекса факт, безусловно, положительный, но проект пока сырой. В частности не вполне понятна статья 6 «Твори благо» (раздел 2). Критериев «блага» вы не найдете, и кто будет оценивать, сотворил врач «благо» или нет, не ясно. Понятие «достоинство» должно употребляться втрое больше, чем в нынешнем проекте, поскольку за период тоталитаризма многие врачи просто забыли его значение.

Неясно, кто будет следить за соблюдением кодекса. Если этим займется государство, то, скорее всего, появится еще одна «комиссия на взятках». Очевидно, лучшими проверяющими могут стать сами пациенты. Когда общественность объединится в общества, сформирует комиссию, напишет выводы и порекомендует возбудить дело в суде, медик поймет, чего стоит этический кодекс. Ведь от его соблюдения будут зависеть престиж и карьера.