UA / RU
Поддержать ZN.ua

ВЕНЕРА БЫ ПРОСЛЕЗИЛАСЬ...

Этот конфликт разгорелся в Харькове год назад сразу на нескольких уровнях — властном, профессиональном, юридическом и личностном...

Автор: Валентина Гаташ

Этот конфликт разгорелся в Харькове год назад сразу на нескольких уровнях — властном, профессиональном, юридическом и личностном. Не разрешен он и по сию пору.

Кроме изложения событий, привожу здесь аргументы вовлеченных в противостояние людей. Это — главный врач кожно-венерологического диспансера №13, заслуженный врач Украины Тамара Гудкова, начальник городского управления охраны здоровья, пульмонолог Любовь Костенко, директор департамента юридических услуг и судебной защиты юридической фирмы «Инюрполис» Роман Москаль и директор Института дерматологии и венерологии АМНУ, профессор Иван Мавров.

Несколько слов о предыстории конфликта. В середине 90-х по решению горисполкома в Коминтерновском районе Харькова был открыт кожно-венерологический диспансер №13, получивший статус юридического лица. Как отмечено в документе, «…с целью улучшения качества медицинского обслуживания». За ним было закреплено свыше 170000 человек взрослого и детского населения Коминтерновского и частично Червонозаводского районов. В общем в городе была создана сеть из нескольких таких диспансеров — с определенной структурой, задачами, объемами работ и материально-технической базой.

В 2000 году Кабинет министров предписал передать городские специализированные медицинские учреждения, в том числе районные кожвендиспансеры, на областное финансирование. Во многих городах так и сделали. Харьков решил пойти другим путем. В марте 2001 года горсовет постановил реорганизовать шесть кожно-венерологических диспансеров (КВД), в том числе и №13, в отделения районных поликлиник.

Замечу, что эта служба впервые в Украине была создана именно в Харькове, поскольку здесь существует известная в медицинском мире школа венерологии, работает профильный институт. И, как видите, по иронии судьбы именно здесь КВД было решено превратить в отделения. Кстати, тоже под флагом «обеспечения эффективного и доступного для населения города медицинского обслуживания».

И вот тут конфликт выплеснулся наружу.

Апелляции к Киеву

Главные врачи диспансеров, а также директор НИИ дерматологии и венерологии посчитали, что реорганизация ухудшит и так достаточно напряженную эпидемиологическую ситуацию. Медики обращались в различные инстанции, от мэра города до Кабинета министров и Президента, с просьбой не реорганизовывать районные КВД. «Сложившаяся в Харькове сеть лечебно-профилактических учреждений дерматовенерологического профиля, — писали они, — позволила на фоне ухудшения социально-экономических условий жизни населения сдерживать темпы роста венерической заболеваемости».

Два КВД города являются клиническими базами Харьковской академии последипломного образования и Харьковского медицинского университета. Кроме того, во всех КВД Харькова проводится внедрение и апробация новейших методик диагностики и лечения кожных и венерических заболеваний, которые разрабатываются Институтом дерматологии и венерологии АМН Украины и внедряются по всей Украине. Дерматовенерологическая служба Харькова совместно с институтом и кафедрами составляет единое медицинское пространство, позволяющее сдерживать темпы роста венерической заболеваемости и эффективно осуществлять мониторинг. Она занимает сейчас ведущее место среди других областей Украины.

Предложение управления охраны здоровья Харькова по переводу КВД в отделения территориальных поликлиник повлечет за собой развал четко налаженной организационно-методической, лабораторно-диагностической и патронажной работы Харькова по оперативному санированию очагов венерических, заразных кожных заболеваний и болезней, передающихся половым путем, что создаст условия для неуправляемого роста вышеперечисленных инфекций.

— Следует иметь в виду, что Харьков является крупным индустриальным магистральным центром, приграничным городом с высокой миграцией и населением около полутора миллиона человек, — напоминали медики, — где каждый КВД обслуживает население, по численности равное таким областным городам, как Сумы, Полтава, Чернигов, Черновцы и другие.

Просьбу медиков сохранить диспансер поддержали и власти Коминтерновского района.

Ответы из Киева внушали медикам надежду. В частности, в мае 2001 года на имя главы Харьковского горсовета Михаила Пилипчука пришло письмо из Министерства здравоохранения Украины. Минздрав соглашался, что «…реорганизация КВД может ухудшить оперативность выявления источников заражения венерических больных, бытовых и половых контактов, ухудшить качество лабораторно-диагностического процесса, а также приведет к практически полной утрате созданной материально-технической базы».

— В соответствии с этим, — сообщалось в письме, — на аппаратном совещании МЗ рекомендовано приостановить закрытие специализированных учреждений дерматовенерологической службы.

Наша песня хороша…

Однако горздрав остался при своем мнении. Под напором обстоятельств главврачи районных КВД сдались и перешли «под крыло» районных поликлиник Харькова. Кроме Т.Гудковой. Ей тоже сообщили, что КВД № 13 реорганизуется в отделение городской поликлиники № 19 Харьковского производственного объединения «Радиореле». Но она решила отстаивать диспансер и подала иск на решение горсовета о закрытии своего диспансера в областной хозяйственный суд. Проиграла дело. Подала иск в Кассационный суд Харькова. Тоже проиграла.

Здесь я хочу заметить, что все специалисты-дерматовенерологи, с которыми я беседовала, приветствовали усилия Т.Гудковой «добиться справедливости» через Минздрав, администрацию Президента и другие властные структуры. Но ее обращение в суд вызвало, что называется, неоднозначную реакцию. Были и такие мнения: «Не нужно было выносить сор из медицинской избы», «она права, но зачем это сутяжничество», «зря это Тамара Александровна…». Увы, пока далеко не все граждане считают суд цивилизованным методом решения подобных споров…

Но Гудкова решила идти до конца — подала иск в Верховный хозяйственный суд Украины.

Рассмотрев дело, 11 декабря 2001 года суд вынес решение в ее пользу, поскольку (цитирую): «…исполнение решения присоединения КВД № 13 к другому учреждению охраны здоровья на правах структурного подразделения фактически приведет к сокращению существующей до этого сети учреждений охраны здоровья вопреки требованию статьи 49 Конституции Украины».

Вскоре состоялась новая сессия горсовета. Ее решением так называемые ТМО — территориально-медицинские объединения — преобразовываются в райздравотделы и уже в этих как бы совсем новых реалиях жизни КВД №13 вновь решают присоединить как диспансерное отделение к той же 19-й поликлинике. То есть, наша песня хороша, начинай сначала.

В начале февраля в КВД пришла ликвидационная комиссия. К тому времени строптивую Гудкову из ее состава, где она состояла в качестве главы ликвидируемого учреждения, исключили. Но Тамара Александровна к тому времени уж пошла искать справедливость по второму кругу, вновь обратившись в Хозяйственный суд в Харькове, и комиссия отступила. Новое судебное заседание состоится в марте. До этого срока действие нового решения Харьковского горсовета приостановлено.

Итак, прошел год с начала этого конфликта. Обе стороны по-прежнему уверены в своей правоте.

Тамара Гудкова: ломать — не строить

Наш диспансер обслуживает большой и сложный в медицинском отношении промышленный район, где расположены предприятия и молодежные общежития. Сейчас это бедный район — многие предприятия не работают, люди подрабатывают где могут, торгуют на вещевых рынках. А там, где бедность и скученность, там, как известно, туберкулез, сифилис и СПИД.

Если КВД рассеют по поликлиникам, диспансеры потеряют многие из своих нынешних функций. В том числе, например, не сохранится дневной стационар нашего диспансера, где бесплатно оказывается врачебная помощь малоимущим жителям района, не будет бесплатной экспресс-диагностики на сифилис всем, кто к нам обращается, поскольку все это финансируется за счет нашего хозрасчетного кабинета. Перестанет существовать патронажная служба.

Если говорить в общем, объем и задачи работы диспансера и поликлинического отделения разные в принципе. Ситуацию с присоединением КВД к поликлиникам можно сравнить разве что с прикреплением суда к райотделу внутренних дел.

Нельзя сбрасывать со счетов и опасность заражения других пациентов поликлиники. Чесотка, лишаи, сифилитическая сыпь… Недаром нам, работникам КВД, доплачивают 15% за вредность. Из-за опасности заражения, по распоряжению санэпидемстанции все наши врачи застрахованы на случай заболевания.

Любовь Костенко: законы противоречат друг другу

— Любовь Федоровна, в чем, с точки зрения руководителя горздрава, заключается суть этого конфликта?

— Дело в том, что два закона — о местном самоуправлении и Бюджетный кодекс вступили в определенное противоречие.

— В чем состоит это противоречие?

— По закону о местном самоуправлении мы можем иметь все медицинские учреждения, которые есть у нас сейчас. И даже больше. Мы имеем право проводить реорганизации, поскольку собственником коммунальных медицинских учреждений считается городской совет. В частности, помещения КВД и все, что есть в помещении, вплоть до шприца, принадлежат городу. А Бюджетный кодекс предписывает специализированные медицинские учреждения, в том числе и КВД, передать на другой уровень финансирования — областной. Это лишает город специализированной медицинской службы. Этот конфликт может быть разрешен только с изменением Бюджетного кодекса.

— Вы считаете, что кодекс будет изменяться в пользу самоуправления?

— Думаю, да. По сути получается, что мы должны высвободить власти района от их прямой обязанности финансировать КВД, хотя те обслуживают именно их жителей, и передать диспансеры облгосадминистрации. Но на уровень областного управления передали сейчас столько лечебных учреждений, что они повисли, как груши в урожайный год. Сегодня областное управление охраны здоровья просто не в состоянии финансировать районные лечебные учреждения. Я не могу в такой ситуации просто передать КВД на область и самоустраниться.

Только один пример. В соответствии с тем же Бюджетным кодексом горздрав был вынужден отдать на финансирование области два Дома ребенка к тем двум, которые у них уже есть. Область теперь с ними финансово не справляется. К тому же Бюджетный кодекс не пересмотрел передачу коммунального имущества. В результате получается, что оперативное управление остается за городом, имущество тоже принадлежит городу, главного врача назначает город, а финансировать учреждение должна область.

— Кто теперь будет финансировать КВД, ставшие отделениями поликлиник?

— Районы. Дерматовенерология в виде КВД стоит городу почти полтора миллиона гривен. Таким образом область эти деньги сэкономила.

— Пострадают ли пациенты?

— Думаю, что нет. В 80-е годы кожно-венерологических диспансеров как таковых не было, врачи принимали пациентов в районных поликлиниках. Эта структура, кстати, с тех времен сохранилась в двух районах Харькова и поныне. Это очень удобно. Больные, которые приходили в поликлинику, особенно к смежным специалистам — гинекологам, урологам или на профосмотр, при малейшем подозрении могли сразу же обратиться к дерматовенерологам. Некоторые специалисты считают, что работать в многопрофильной поликлинике легче. На мой взгляд, существование КВД в общем только ухудшает работу по выявлению этой патологии.

— Бывшие КВД, ставшие отделениями, имели статус юридического лица. Он у них останется?

— Нет. КВД теряют статус самостоятельного юридического лицо, присоединившись к поликлиникам. Сейчас, хотим мы того или не хотим, идет реорганизация медицинской отрасли. Взять хотя бы такой факт: с 1995 года по рекомендованным нормативам Минздрава город сократил почти 6000 коек. Уменьшилось количество лечебно-профилактических учреждений. Реорганизация КВД идет в этом общем русле. Сегодня государству невыгодно иметь такую сеть мелких разрозненных учреждений.

Иван Мавров: Харьков требует особого подхода

— Иван Иванович, как вы думаете, сейчас, спустя год после начала конфликта, повлияет ли реорганизация КВД на качество работы дерматовенерологов?

— Конечно, повлияет. Остается только надеяться, что благодаря своей высокой квалификации и компетентности они справятся с ситуацией. Есть и еще одна сложность — психологически, из-за ложной стыдливости, наши люди в обычную поликлинику не готовы идти с этими болезнями. Кожвендиспансеры — это была стройная, профессионально работающая служба. Но знаете, городские власти тоже нужно понять — их, наверное, вынуждает на такой шаг финансовая ситуация.

— А если, допустим, над нами не висит дамоклов меч финансовой ситуации?..

— Такие крупные города, как Харьков, требуют особого подхода, в том числе к медицинской отрасли. Особого статуса. За тем же КВД №13 закреплено 170 тысяч жителей. Это население такого города, как Черновцы. Харьков — это огромный полуторамиллионный мегаполис, крупнейший железнодорожный узел, приграничный город с постоянной миграцией! А нынешнее положение вы знаете — туберкулез растет, сифилис растет, СПИД растет просто катастрофически. Харьков обязательно должен иметь такие специализированные учреждения, как кожвендиспансеры.

Роман Москаль: закон есть закон

Перед тем как выносить вопрос о такого рода реорганизации на городскую сессию, нужно было, на наш взгляд, провести как минимум независимую социальную экспертизу. Например, с помощью такой авторитетной научной организации, как Институт дерматологии и венерологии, или любого другого НИИ этого профиля в Украине, СНГ или даже Европе. Существующее законодательство проведение такого рода экспертиз предусматривает.

По нашему мнению, и суд с нами согласился, реорганизации, которые могут иметь необратимые последствия, нужно также согласовывать с Министерством здравоохранения. Только после экспертизы, которая бы всесторонне обосновала целесообразность реорганизации, и согласия коллегии Минздрава можно было бы принимать какие-то решения.

Однако реорганизация не могла быть осуществлена и с формально-правовой точки зрения. В соответствии со статьей 49 Конституции Украины сеть медицинских учреждений, существовавших на 28 июня 1996 года (дату принятия Конституции), не может быть сокращена. А КВД №13 уже существовал, поэтому не может быть сокращен ни путем реорганизации, ни путем ликвидации, при которых он теряет свой статус самостоятельного медицинского учреждения. Это является нормой императивного характера, она не может применяться двояко и должна соблюдаться всеми: от органов местного самоуправления до министерств и ведомств Украины.

***

Народная мудрость советует нам семь раз отмерить, прежде чем один раз отрезать. Этот совет особенно актуален в наше время повсеместных реорганизаций, оптимизаций и реформ. Тем более в области медицины, где цена непродуманности — здоровье и сама жизнь человека.