UA / RU
Поддержать ZN.ua

ВАЛЕРИАНКА ДЛЯ ДИКТАТУРЫ ЧИНОВНИКА

Удивительно, но факт - с прилавков херсонских аптек исчезла… валерианка. Те самые желтенькие таблетки, без которых прежде не обходилась, пожалуй, ни одна семья...

Автор: Маргарита Субтеля

Удивительно, но факт - с прилавков херсонских аптек исчезла… валерианка. Те самые желтенькие таблетки, без которых прежде не обходилась, пожалуй, ни одна семья. В чем же дело - аптечные коммерсанты мух не ловят или спрос пропал?

Ни то и ни другое. Рецидив обычного в прошлом явления стал результатом столкновения региональных, клановых и личных интересов чиновников разного ранга, вожделеющих распределять, разрешать, контролировать…

Предыстория

Лекарствами торговать - дело верное. Потребность в них вряд ли когда исчезнет, занятие непыльное и где-то даже благородное. А главное - прибыльное. Потому-то еще в ранний период реформации хлынул в аптечный бизнес хваткий люд, нередко без специального образования, зато с капиталом. Прилавки заполонил поток мыслимых и немыслимых препаратов, начиная от фирменных, общепризнанных и кончая всевозможными снадобьями сомнительного происхождения. Государственная торговля медпрепаратами, как и следовало ожидать, оказалась неповоротливой - громоздкая структура со строгой соподчиненностью и плановым распределением не шла ни в какое сравнение с мобильным частником.

В дальнейшем попытки сверху преобразовать аптечную систему в нечто рыночное ничего путного не дали. Повсеместно в областных центрах вместо вывесок «Аптекоуправление» появились «Головное производственное областное объединение (ГПОО) «Фармация», и на этом, собственно, преобразования закончились. Правда, собственниками ГПОО стали муниципалитеты. Ни структура, ни функции, ни подчиненность практически изменений не претерпели. О действенной конкуренции, как и прежде, говорить не приходилось.

К примеру, Херсонское ГПОО «Фармация» унаследовало от прежних времен разветвленную аптечную сеть, солидный склад, лабораторию, мастерские по ремонту оборудования, даже небольшую фармацевтическую фабрику. После всяческих пертурбаций все структурные подразделения обрели статус юридических лиц без изменения формы собственности. «Фармация» как единое образование свое существование практически прекратила. В составе Херсонского ГПОО, по сути, остался только склад, весьма приличный автомобильный парк и бумажное право управлять.

Стоит отметить, что бывшие звенья ГПОО, став самостоятельными, довольно быстро поднялись на ноги. Даже развитая параллельная сеть частных аптек не помешала муниципальным работать рентабельно, их товарооборот на Херсонщине по сей день превышает частный сектор (7,05 млн. гривен против 5,17 за первое полугодие с. г.). И это при том, что коммунальные аптеки продолжают изготавливать некоторые лекарства, содержат технологическое оборудование, обслуживают льготников. Вот только незадача - услугами аптечного склада пользоваться не торопятся, обходятся прямыми поставками, работают с оптовыми либо дистрибьюторскими фирмами. Иными словами, посредническое звено «Фармации» оказалось не у дел - кому нужны дополнительные 16 процентов складской накрутки?

Пока государственная аптечная сеть реорганизовывалась, преобразовывалась и определялась, частные фирмы различного калибра и репутации вольготно произрастали на необъятном поле некогда могущественного монополиста. Параллельным курсом шла ускоренная приватизация аптек, которые поразительно быстро вошли во вкус выгоды как движущего принципа рыночной торговли. Последствия не замедлили сказаться - с прилавков исчезли недорогие отечественные препараты, новоявленные хозяева предпочитают торговать готовыми лекарственными формами, а что касается обслуживания граждан льготных категорий, дело оказалось для них хлопотным и неблагодарным - хронически отрицательное сальдо местных бюджетов не оставляет надежд на компенсацию затрат.

Все это дает основание утверждать, что рынок лекарственных средств полностью вышел из-под контроля государства.

Потуги поделить поделенное

В столице наконец-то спохватились и начали в срочном порядке регулировать то, что ранее пустили на самотек… Вышел целый ряд законодательных актов, регламентирующих качество лекарств, их оборот и реализацию. Спору нет - дело нужное. Давно назрела необходимость упорядочить работу аптечных учреждений, да, в конце концов, просто не допускать к торговле лекарствами случайных людей вне зависимости от формы собственности. Ведь не секрет - на рынке медпрепаратов установилась и сохраняется полная партизанщина. К примеру, только за три месяца с. г. Херсонская областная государственная инспекция по контролю качества лекарственных средств закрыла восемь фирм, где обнаружено большое количество просроченных, хранящихся с нарушением правил, а то и просто испорченных лекарств.

В попытках государства удержать ускользающий рынок в

95-м году появился, среди прочих, закон «Об обороте в Украине наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров», после принятия которого, дипломатично говоря, в стране возникли «некоторые трудности» в обеспечении отечественного здравоохранения этими самыми психотропными и наркотическими.

Причина проста - согласно ст. 6 закона торговать названными препаратами позволено только государственным предприятиям. А к тому времени в стране уже сложилась вполне дееспособная сеть коммерческих фирм, которые и занимались поставками запрещаемых средств. Да и аптеки стали коммунальными, а кое-где успели превратиться в частные. В Одесской области (традиционно авангардной в части перспективных преобразований) пошли еще дальше - здесь исчезли как государственные, так и коммунальные аптеки. Вот на таком разношерстном фоне и появился запоздалый закон.

Естественно, возникли недоразумения. Как известно, зарубежные поставщики психотропных средств и их аналогов предпочитают иметь дело с мобильными и надежными частными коммерческими фирмами. Казалось бы, чтобы сохранить устоявшиеся связи и не лишать больных нужных препаратов, следует выделить наиболее авторитетные фирмы и опираться на их работу. Разумеется, под строгим контролем. Ан, нет. Ну, никак не могут смириться государственные чиновники с потерей столь жирного куска. По всей видимости, это и стало причиной появления в июле прошлого года постановления Кабмина №707 «О создании государственной акционерной компании «Ліки України». Конечно же, «с целью реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь» органам исполнительной власти и местного самоуправления предписано передать в уставный фонд компании «аптеки из расчета как минимум две - на 50 тысяч населения». А для вящей убедительности к постановлению добавили «Перечень лекарственных средств, закупку и реализацию которых осуществляет исключительно (точнее было бы «монопольно». - М.С.) государственная АК «Ліки України». А это наркотические средства, психотропные вещества (согласно определенного списка Классификатора), прекурсоры (также по списку) и другие - адреналин, медицинские яды и т. п.

Закономерно, местные власти встретили постановление без особого восторга: кому хочется передавать собственность в чей-то уставный фонд, пусть даже компанию родной державы. Комитет по контролю за наркотиками и Минздрав попытались смягчить обстановку и в декабре того же года издали приказ №356, которым уравняли в правах аптеки государственной и коммунальной собственности. Однако, как оказалось, примирить стороны не удалось. Полгода бесплодных дискуссий ничего не дали - компания так и не заработала. Кабмин разразился новым постановлением (№62 от 21.01.98 г.), согласно которому аптеки (по тем же нормативам, что и в постановлении №707) следует передавать «Лікам України» уже не в уставный фонд, а в управление. А для того, чтобы это управление было… ну, очень действенным, потребовал создать во всех областях дочерние предприятия компании, «в том числе на базе существующих объединений (предприятий) «Фармация», подкрепив сие принципиальное требование новой редакцией приложения к постановлению. Теперь уже ДАК «Ліки України» наделена правом «исключительно осуществлять закупку и реализацию» абсолютно всех видов наркотических, психотропных лекарственных средств и их аналогов. Каким образом «Ліки України» собираются клепать «дочерей» из чужой собственности - неведомо. Хотя догадаться несложно: председатель правления ДАК «Ліки України» еще до выхода постановления №62 письмом №4-40/М-1 от 05.01.98 г. поспешил уведомить потенциальных «деток» о целесообразности «лицензирование аптечных учреждений, которые будут переданы в управление компании, осуществить после завершения организации региональных структур компании». Разумеется, единственно с целью экономии бюджетных средств. А так как руководство Херсонского ГПОО «Фармация» в нежных объятиях ДАК «Ліки України» узрело для себя возможность существования, практически вся сеть коммунальных аптек Херсонщины осталась без лицензий.

Херсонская область, несмотря на мощный прессинг, оказалась строптивой и (одна из четырех «неохваченных» в Украине) свои аптеки отдавать не спешит, чем вызвала гнев высокопоставленных государственных мужей. А гнев этот, как известно, чреват…

Укрощение строптивых

Дошло до абсурда. В раздел запрещенного перечня «аналоги» попали многие привычные и жизненно необходимые лекарственные средства. Как оказалось, всем известный корвалол - препарат крайне «опасный», ибо там наличествует в виде компонента фенобарбитал. Не меньшую угрозу представляют пенталгин и седальгин, потому как в их составе имеются следы кодеина (кстати, в таблетках от кашля этот препарат тоже содержится). Такими же страшными и требующими контроля исключительно со стороны ДАК «Ліки України» являются ноотропные препараты, которые применяются в неврологической практике для улучшения обменных процессов в головном мозге. По заверению специалистов, эти препараты безопасны, не вызывают возбуждения и привыкания к ним также не происходит. А вот потребность в них немалая - по данным Минздрава Украины в 1997 году в стране зарегистрировано порядка 10 миллионов человек (пятая часть населения!), нуждающихся в этих лекарственных средствах. Следует добавить, что лекарства этой группы зачастую назначают и больным гипертензией II-III степени.

Но самым злостным наркотиком, судя по всему, стала… валерианка. Ирония судьбы - экстракт валерианы тоже угодил под графу «аналоги». Борщаговский химико-фармацевтический завод поставляет ее только «Лікам України». А раз на Херсонщине нет подразделений ДАК «Ліки України», значит гражданам означенный товар не нужен. И все тут.

Позвольте возразить чиновникам и иже с ними, скажет недоумевающий читатель, коммунальная собственность - не что иное, как разновидность государственной, какие могут быть проблемы?.. Наивно думать, что официальные лица не улавливают надуманности ситуации. Еще более наивно полагать, что в постановление вкралась недоработка. Все это изощренное лукавство имеет простое объяснение: идет целенаправленное лоббирование интересов определенного клана столичных чиновников по созданию очередного монопольного монстра.

Темень в конце тоннеля

Проблем в организации торговли и обращения лекарственных средств более чем достаточно. Самая большая из них - бюджетная задолженность за обслуживание льготных категорий граждан. На Херсонщине, к примеру, долг только коммунальным аптекам приближается к 600 тысяч гривен. Из-за чего аптеки, понятное дело, рассчитаться с поставщиками не могут. Дело дошло до арбитражных разбирательств - на одну из коммунальных аптек Херсона, которой, в свою очередь, город задолжал 50 тысяч, подан иск.

Не стоит перечислять великое множество заморочек и препон, стоящих перед аптеками любой формы собственности. Но позвольте полюбопытствовать - а что, вхождение в ДАК «Ліки України» эти проблемы снимет? Весьма сомнительно. Как сомнительны спекуляции на потребности обездоленных слоев общества в дешевых, а значит, доступных лекарствах. Да когда же это надуманная посредническая структура способствовала снижению цен? Ведь сегодня средняя наценка на лекарственные средства (кроме тех, цены на которые регулируются) в коммунальных аптеках не превышает 30-35 процентов, а только услуги аптечного склада (повторюсь) увеличивают ее на 16 процентов. Не по этой ли причине цены в муниципальных аптеках, случается, превышают цены в частных? К этому стоит добавить, что частная фирма «Крок», к примеру, более года обслуживала чернобыльцев, за что и заимела на 17 тысяч неоплаченных Фондом рецептов. К слову, «Крок» все лекарства продает пенсионерам и ветеранам со скидной 10 процентов. За счет своих прибылей.

Вряд ли кто согласится, что само только пребывание аптеки в собственности государственной (читай: ДАК «Ліки України») гарантирует квалификацию и добросовестность персонала. А как сменили вывеску и стали собственностью коммунальной, или, того хуже, частной, - все, доверять им никак нельзя. Во избежание, так сказать. А для чего тогда инспекция по надзору за качеством лекарственных средств, комитет по контролю за обращением наркотиков и тому подобные структуры?

Кто бы стал возражать - пусть в наших городах будут аптеки всех форм собственности: и государственные, и муниципальные, и частные. Пусть себе конкурируют на наше здоровье. Но почему при этом, создавая сеть «Ліки України», нужно отдавать им то, что принадлежит области, городу, району? Стройте, господа хорошие, приобретайте, развивайте - кто против? Но такой подход, как видно, чиновничью рать не устраивает. Отсюда и весь сыр-бор.

Есть и еще один маленький нюанс. В уставе ДАК «Ліки України» вскользь упоминается о предстоящей приватизации структур, переданных в уставный фонд компании. Но, как оказалось, приватизировать-то будет нечего: на момент создания компании в государственной собственности во всей Украине осталось всего-навсего 14 аптек в разных регионах да две аптечные базы. Отсюда и ноги растут - идет драка с дальним прицелом на передел собственности. И пока радетели за наше здоровье эту собственность делят, нам, сограждане, валерианку придется доставать по блату. Как в былые времена.