Памяти профессора Щуцкого Ивана Васильевича — Врача и Гражданина.
В последнее время ему очень нелегко давался каждый шаг, но он не мог себе позволить ходить, опираясь на трость. И хотя донимала невыносимая боль, глаза восьмидесятилетнего профессора излучали жизнелюбие и мудрость. Мужественно боролся с недугом, любил пошутить и по «старорежимной» привычке, здороваясь, целовал дамам руку. За несколько дней до того, как перестало биться его утомленное сердце, зашел в редакцию — принес материалы и документы к запланированной публикации. «О, теперь моя ноша стала легче...» — улыбнулся, взяв в руку портфель, и направился в Министерство здравоохранения, чтобы передать письмо и пухлую папку с документами министру В.Князевичу. До последних дней своей жизни профессор Щуцкий неутомимо работал как советник Национальной комиссии по радиационной защите населения Украины; имея многолетний опыт лечения внелегочных форм туберкулеза, активно участвовал в разработке ряда законопроектов по преодолению эпидемии туберкулеза (ТБ) в Украине, в частности общегосударственной программы борьбы с заболеванием ТБ и преодоления эпидемии мультирезистентного туберкулеза, «О внесении изменений в Закон Украины «О борьбе с заболеванием туберкулезом», подготовил методическое пособие «Защити себя от туберкулеза». Большую надежду возлагал на встречу с министром, чтобы донести до нынешнего руководства медицинской отрасли все эти наработки и собственное видение стратегии преодоления эпидемии, которая приобрела в Украине угрожающие масштабы. Особенно его беспокоило распространение химиорезистентного (устойчивого к антимикобактериальным препаратам) туберкулеза, противостоять которому медицина порой бессильна. Глубокое понимание ситуации, непримиримость к бюрократии и чиновничьей близорукости побудили профессора И.Щуцкого и его коллегу профессора В.Калину выступить с судебным иском против Министерства здравоохранения — о признании противоправным приказа МЗ №610 от 15 ноября 2005 года «О внедрении в Украине адаптированной ДОТС-стратегии». Окружной административный суд г. Киева, рассмотрев дело, признал вышеупомянутый приказ Минздрава незаконным и недействующим (постановление Окружного административного суда г. Киева №5/55 от 03.04.2008 г.). Чтобы отстоять свою правоту в суде, Ивану Васильевичу пришлось потратить слишком много сил...
За эпидемическим порогом
Профессор Щуцкий и его единомышленники выступили не столько против рекомендованной ВОЗ стратегии по выявлению и лечению туберкулеза как таковой (DOTS — Directli Observet Treatment Short course chemotherapie — короткие курсы химиотерапии; «чистая» ДОТС-стратегия разрабатывалась для развивающихся стран Африки и Азии, где отсутствует противотуберкулезная служба, и медпомощь для большинства населения недоступна), сколько против слепого ее копирования и непродуманного внедрения в Украине. При этом учитывались особенности эпидемической ситуации в нашей стране, а упрощенное представление о ДОТС-стратегии как такой, которая позволит «быстро и дешево» поставить заслон эпидемии, привело скорее к отрицательным последствиям, в частности, ускорению разрушения фтизиатрической службы, дальнейшему ее сокращению, ликвидации значительного количества противотуберкулезных учреждений и санаториев. Введенная в Украине так называемая адаптированная ДОТС-стратегия, по мнению истцов, является примитивной «чистой» ДОТС-стратегией, к которой добавили отдельные мероприятия национальной программы. Как показал анализ результатов внедрения пилотного проекта в Донецком регионе, практически все статистические показатели оказались значительно хуже по сравнению с общеукраинскими. Более того, произошел резкий рост заболеваемости ТБ: если в начале 1999 года абсолютное количество больных составляло 3203 человека (64,2 на 100 тыс. населения), то в конце эксперимента в 2003 г. — 4653 (97,8); в 2004 г. — 4525 (96,1); в 2005 г. — 4816 (103,4); при этом в большинстве случаев обнаруживались тяжелые, запущенные формы ТБ, с массивным выделением мультиполирезистентных микобактерий туберкулеза (МБТ). В другом экспериментальном регионе (г. Киев) также наблюдался рост заболеваемости (на 12,3%) и смертности (с 8,7% в 2001 г. до 12,8% в 2005 г. — на 100 тыс. населения). Несмотря на это, Минздрав под давлением заинтересованных лиц и организаций пытается распространить этот провальный эксперимент на всю страну. И вопреки резолюции круглого стола (от 22.02.06 г.) с участием представителей Верховной Рады, правительственных структур и общественности, в которой, в частности, отмечено: «Отменить приказ Министерства здравоохранения Украины №610 от 15.11.2005 г. «О внедрении в Украине адаптированной ДОТС-стратегии»...»
В своем судебном иске профессоры И.Щуцкий и В.Калина отмечают, что выполнение приказа МЗ №610 приведет «к полному разрушению фтизиатрической службы, стремительному росту заболеваемости туберкулезом и повышению смертности от него в два-три раза». Обеспокоенность специалистов далеко небезосновательна.
Как свидетельствует статистика, количество больных ТБ в Украине ежегодно увеличивается на 38—40 тысяч человек. В 2007 году заболеваемость (по данным аналитически-статистического справочника МЗ «Туберкулез в Украине») составляла 79,8 на 100 тыс., а смертность — 22,6, тогда как, к примеру, в таких европейских странах, как Германия, эти показатели равняются, соответственно, 8,00 и 1,00; в Италии — 7,00 и 1,00; Финляндии — 9,00 и 1,00; Франции — 12,00 и 1,00; США — 5,00 и 0,52. По данным Института фтизиатрии и пульмонологии, на сегодняшний день в Украине примерно 90% взрослого населения являются носителями МБТ. В 2007 г. впервые за последние десять лет заболеваемость всеми формами активного туберкулеза в сельской местности превысила аналогичный показатель среди городских жителей.
В последние годы все больше регистрируется случаев потери чувствительности микобактерий туберкулеза к антимикобактериальным препаратам. На сегодняшний день частота первичной химиорезистентности составляет около 20%, а вторичной — 75%. Почти у 10% больных, у которых впервые диагностировали туберкулез, наблюдается множественная устойчивость к противотуберкулезным препаратам (ПТП), то есть лечить таких пациентов практически нечем. Такая ситуация, по мнению фтизиатров, в значительной степени порождена нерегулярными поставками лекарств, отсутствием стандартизированных схем лечения, а также быстрым ростом заболеваемости ТБ, в частности, с множественной устойчивостью к лекарствам, в местах лишения свободы. Каждый год в пенитенциарной системе Украины насчитывается до 12000 заключенных, больных активной формой туберкулеза. Показатель заболеваемости ТБ в местах лишения свободы примерно в 50—70 раз превышает аналогичный показатель среди гражданского населения. Исправительные учреждения превратились в рассадник инфекции, откуда она разносится по территории Украины.
По поводу угрожающей ситуации с туберкулезом бьют тревогу врачи-фтизиатры, и почти не проявляют беспокойства политики. Наши государственные мужи проникаются проблемами СПИДа (хотя известно, что больные синдромом приобретенного иммунодефицита зачастую умирают от туберкулеза), заместительной терапии для наркозависимых, внеплановой вакцинации против кори и краснухи, тогда как уже более десяти лет у нас бушует эпидемия ТБ, уносящая ежегодно свыше десяти тысяч жизней — по уровню смертности от туберкулеза Украина занимает первое место в Европе!
Более того, как бы время от времени ни пугали нас угрозами различных эпидемий, даже пандемий (птичьего гриппа, атипичной пневмонии — SARS и т.п.), самой распространенной сейчас инфекционной болезнью, от которой в мире умирает больше людей, нежели от всех инфекционных и паразитарных болезней вместе взятых, является туберкулез. При этом самый высокий уровень заболеваемости ТБ и смертности от него — среди ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом.
Как известно, с 1993 года ВОЗ заявила о том, что туберкулез представляет глобальную опасность. После относительно непродолжительного периода стабильности в странах Восточной Европы и бывшего Советского Союза, наступившего после открытия и клинического применения противотуберкулезных препаратов, потерпели крах утопические надежды на ликвидацию этой коварной инфекции.
В Украине ситуация с туберкулезом начала вызывать беспокойство медиков с 1990 года. В 1993 г. состоялся I съезд фтизиатров и пульмонологов Украины, на котором ученые-клиницисты и врачи констатировали отрицательные тенденции в эпидпоказателях. Съезд направил соответствующие обращения президенту, Кабинету министров и Верховной Раде. Специалисты предостерегали: если правительство не предпримет решительные меры, то ситуация и в дальнейшем будет ухудшаться. Однако никакого ответа не получили, а уже через два года произошло то, о чем предупреждали медики: неудержимое нашествие полчищ палочки Коха превысило так называемый эпидемический порог. С того времени все мы находимся в зоне повышенного риска относительно туберкулеза.
По данным Минздрава, сейчас на диспансерном учете состоит 585110 человек. Кстати, в 2000 году их насчитывалось 660820. Странно, не так ли? При том, что эпидемическая ситуация все эти годы развивалась по восходящей (см. график), в статистике МЗ наблюдается противоположная тенденция. Интересно, куда исчезли почти сто тысяч больных, ранее находившихся на диспансерном учете? Вылечились или...? А может, пополнили контингент тех, кто вообще оказался вне внимания противотуберкулезных учреждений? Сколько их — никто доподлинно не знает. Впрочем, по оценкам экспертов, количество больных может достигать миллиона, ведь в медицинскую статистику не попадают лица без определенного места жительства, нелегальные мигранты и некоторые другие категории населения, в частности, освобожденные из мест лишения свободы. В Украине до сих пор не создан единый реестр больных ТБ, поэтому никто не владеет достоверной информацией о том, сколько на самом деле людей у нас страдает от туберкулезной инфекции.
Но даже существующей официальной статистики достаточно, чтобы по уровню заболеваемости ТБ Украина заняла второе место в Европе, уступая по этому показателю только России. В 16 странах (из 61) Европейского региона ВОЗ ситуация с туберкулезом признана критической. Вот этот перечень: Российская Федерация, Украина, Румыния, Узбекистан, Казахстан, Беларусь, Киргизия, Таджикистан, Республика Молдова, Азербайджан, Туркменистан, Литва, Грузия, Латвия, Армения, Эстония.
Палочке Коха законы не писаны
При том, что эпидемия туберкулеза в Украине по критериям ВОЗ зарегистрирована с 1995 г., первая адекватная реакция на уровне руководства государства появилась только через несколько лет, когда Кабинет министров принял постановление «О комплексных мерах по борьбе с туберкулезом» (1999 г.). В 2000 году Верховная Рада приняла Закон Украины «О защите населения от инфекционных заболеваний», а президент подписал указ «О неотложных мерах по борьбе с туберкулезом». С 2001 г. началась централизованная тендерная закупка антимикобактериальных препаратов, в некоторых медицинских учреждениях появились цифровые флюорографы. Казалось бы, лед тронулся — власть в конце концов осознала, что туберкулез представляет национальную угрозу.
В последние годы в Украине создана законодательная и нормативная база, направленная на преодоление эпидемии этого социально опасного заболевания — перечень соответствующих законов, указов президента, постановлений КМ и приказов МЗ занимает несколько страниц печатного шрифта. Более того — общегосударственная программа противодействия заболеванию туберкулезом в 2007—2011гг. утверждена Верховной Радой как закон. Однако, несмотря на солидную законодательно-нормативную базу, каких-то ощутимых сдвигов в преодолении эпидемии пока не наблюдается. Один из медиков по этому поводу иронически заметил, дескать, палочка Коха живет по своим законам, и ей «чихать» на программы и законы, принимаемые Верховной Радой.
«Дело в том, что в указанной программе основным методом диагностики туберкулеза определено проведение своевременной лабораторной диагностики ТБ с применением «метода микроскопии мазка мокроты», который выявляет микобактерии ТБ только у 30—40 %. Предполагается также довести количество выявленных с применением названного метода случаев заболевания ТБ среди лиц, впервые заболевших, до 50 %. Бактериологический метод (посев) позволяет выявить МБТ до 70—80%, а вместе с рентгенофлюорографией — до 90%. То есть программа предлагает наименее эффективный метод диагностики ТБ. ВОЗ в 2006 году внедрила новую стратегию («Стоп-ТБ стратегия»), в которой бактериологический метод выявления ТБ является основным. — И далее: — Общегосударственная программа... и приложение «Задачи и мероприятия на 2007 — 2011 гг. по преодолению эпидемии туберкулеза» изложены наподобие тезисов ЦК КПСС... Отсутствуют сроки выполнения, в большинстве мероприятий не указаны объемы финансирования. Только для шести из 30-ти неотложных мер определен ориентировочный объем финансирования, только для одной — из первоочередных, и совсем не указано, как будут финансироваться рекомендованные меры. Это — благодатная почва для ручного управления финансированием и использования государственного бюджета не по назначению», — такого мнения придерживался профессор И.Щуцкий.
Специалисты-фтизиатры указывают также на другие серьезные недостатки. Финансирование программы не предусмотрено отдельной строкой в Государственном бюджете, а включено в бюджетную программу «Обеспечение медицинских мер по борьбе с туберкулезом, профилактике и лечению СПИДа, лечению онкологических больных». При этом бюджетные расходы, предусмотренные на 2008 год, сгруппированы по одним и тем же классификационным кодам, в частности, закупка тест-систем, лекарственных средств, средств медицинского назначения и медицинского оборудования. То есть финансируются не мероприятия общегосударственной программы, а только отдельные закупки в рамках предусмотренных расходов.
Очень беспокоит фтизиатров существующий порядок, точнее — беспорядок, в обеспечении противотуберкулезных учреждений лекарственными средствами. Так, в частности, финансирование закупок противотуберкулезных препаратов в 2008 году в расходах Государственного бюджета Украины предусмотрено только со второго полугодия. Таким образом, необходимые медикаменты могут попасть в лечебные учреждения в лучшем случае в августе. При этом никто из чиновников не несет ответственности за то, к чему приводит такая ошибочная практика — ведь перерывы в лечении больного определенными противотуберкулезными препаратами влекут за собой развитие резистентных (иногда неизлечимых) форм туберкулеза. Кстати, эту проблему — химиорезистентного ТБ — специалисты не зря называют рукотворной.
— Ежегодно противотуберкулезные препараты поступают в лечебные учреждения с опозданием, во второй половине года, — говорит заместитель директора Института фтизиатрии и пульмонологии им. Ф.Яновского профессор Василий Мельник. — Это приводит к тому, что лечение прерывается... При такой ситуации нам запрещается создавать запас лекарств, хотя по требованию ВОЗ нам нужно иметь годовой резерв ПТП. Но наша бюрократическая система непоколебима.
— И при этом Украина закупает ПТП в пять раз дороже по сравнению с мировыми ценами. Почему так происходит?
— Когда эксперты ВОЗ проанализировали, по каким ценам у нас закупаются лекарства, то были весьма удивлены. Например, рифампицин почти в пять раз, другие препараты в три-четыре раза дороже мировой цены. ВОЗ издает сборник, в котором есть цены на все ПТП (как ориентир). А Украина закупает по тем ценам, которые фактически устанавливают фирмачи.
— А каких производителей?
— Производитель в основном индийский...
— Разве отечественная фарминдустрия не производит противотуберкулезные препараты?
— У нас выпускаются все ПТП первого ряда и даже часть второго. Мы неоднократно ставили вопрос о госзаказе. Например, перечислить бюджетные средства фармпредприятиям, выпускающим изониазид, рифампицин и др. ПТП, и они бы обеспечили ими лечебные учреждения. Но такой порядок многих не устраивает, и понятно почему... Недавно на встрече в Ивано-Франковске снова поднималась эта наболевшая проблема. Представители из разных регионов предлагали перечислить средства на ПТП (в виде субвенций) — на месте лучше знают, что и сколько нужно приобрести. Но Минздрав на это не идет, мотивируя свою позицию тем, что, дескать, будут злоупотребления...
Сколько же средств выделяет государство на программу борьбы с туберкулезом? По информации, предоставленной МЗ, в 2007 году на выполнение общегосударственной программы министерству было выделено 200 млн. 181,8 тыс. грн. Половина этой суммы (100 млн. грн.) была потрачена на закупку оборудования. На 99 млн. 32,8 тыс. грн. приобретены противотуберкулезные препараты, на 1 млн. 149 тыс. грн. закуплен туберкулин. В целом финансирование расходов на выполнение программы значительно улучшилось, считают в министерстве. По сравнению с 2006 годом объемы финансирования увеличились почти вдвое. В прошлом году все противотуберкулезные учреждения были обеспечены ПТП за счет бюджета в полном объеме. В то же время в МЗ вынуждены признать, что материально-техническая база противотуберкулезных учреждений оставляет желать лучшего. Во многих случаях помещения не приспособлены для лечения больных и не отвечают нормам санитарного законодательства. Не во всех учреждениях противотуберкулезной службы есть локальные очистительные сооружения. Только в отдельных противотуберкулезных учреждениях имеются боксированные отделения для лечения химиорезистентного туберкулеза. Сейчас немало таких больных умирает на дому. При этом выделяются чрезвычайно вирулентные, агрессивные микобактерии туберкулеза, что приводит к инфицированию окружающих.
Минздрав не знает, куда делись пять миллионов?..
По подсчетам специалистов, ежегодные убытки от эпидемии туберкулеза в Украине составляют два с половиной миллиарда гривень. В дальнейшем ситуация будет зависеть от уровня экономического развития страны, благосостояния и образованности нашего народа (до 85% всех причин), от доступности здравоохранения и полноты проведения медицинских противотуберкулезных мероприятий (до 15%).
Что касается осведомленности населения о туберкулезе, то она явно недостаточна, чтобы уберечь себя и своих близких от опасности заражения.
«Исследование, проведенное в Киеве, Донецке и других городах, показало, что 70% населения практически не имеет представления, что такое туберкулез. Что и неудивительно — сегодня отсутствуют эффективные санитарно-просветительские средства, которые могли бы донести до людей очень важную для них информацию. Информирование населения — самое слабое звено, которое сегодня не финансируется, — считает главный фтизиатр г. Киева Л. Турченко. — Врачи общей практики также, к сожалению, не всегда знают, каковы ранние симптомы заболевания ТБ. Мы провели большую информационную кампанию среди медицинских работников, непосредственно принимающих участие в выявлении и лечении ТБ. За медицинской помощью часто обращаются те, у кого заболевание уже в разгаре — сейчас в Киеве каждого второго инфицированного выявляем с бактериовыделениями. Кстати, до этой кампании выявляли только единичные случаи».
Существенным недостатком действующей общегосударственной программы противодействия туберкулезу медики считают отсутствие расходов на информирование населения об опасности ТБ. На сегодняшний день на это не предусмотрено ни копейки. Интересно, что на информационные мероприятия по профилактике ВИЧ/СПИДа в 2008 г.
Министерство здравоохранения выделило около четырех миллионов гривен (кроме того, три миллиона 750 тысяч гривен предоставляет Всемирный банк).
На вопрос редакции «ЗН» о том, в чем заключается профилактическая работа относительно распространения социально опасных инфекций, сколько средств на это выделяется, в Комитете по противодействию ВИЧ-инфекции/СПИД и другим социально опасным болезням МЗ ответили довольно уклончиво, предоставив информационную справку. Из нее можно узнать, в частности, что в прошлом году «была проведена значительная работа с целью обеспечения внедрения информационно-просветительских программ, интерактивных форм работы для получения знаний и формирования жизненных навыков по уменьшению уязвимости к инфицированию туберкулезом». Далее приводятся фактические данные о количестве публикаций в прессе (свыше 1020 статей), тематических передач на радио и телевидении. (Интересно, включат ли данную статью в отчетность Минздрава?) Из предоставленной справки можно сделать вывод, что профилактические мероприятия в 2008 году будут направлены главным образом на информационную кампанию относительно ВИЧ/СПИД. В первом полугодии этого года МЗ запланировало разработать и представить на рассмотрение Кабмина проект постановления «О национальной стратегии медиаработы в сфере ВИЧ-инфекции/СПИДа».
Во время беседы с председателем комитета профессором В. Петренко поинтересовалась, как министерство распорядилось пятью миллионами гривен, которые были выделены в 2007 году на профилактически-просветительскую работу. Василий Иванович сказал, что тендер выиграла одна из отечественных компаний, сделавшая видеоролики, хотя качество их такое, что стыдно показывать. «Это было в конце года, нужно было использовать те средства. Медиабратия отнеслась к этому не очень добросовестно», — резюмировал В. Петренко.
— Представители некоторых общественных организаций считают, что коммерческой структуре на медиа-саммит по проблемам ВИЧ/СПИД в шикарном столичном отеле как раз и пошли бюджетные деньги.
— Думаю, мы разберемся...
Что касается «разберемся», есть большое сомнение. Очевидно лишь то, что распоряжаться бюджетными средствами, выделяемыми на выполнение государственных программ, чиновники МЗ должны не по собственному усмотрению, а под бдительным контролем наблюдательного совета, в состав которого входили бы общественные организации, представители СМИ и прочие заинтересованные стороны. Может, с этого и следовало бы начинать противодействие эпидемии? Иначе палочка Коха и впредь будет диктовать нам свои законы.