Ответ на «гамлетовский» вопрос «Загорать или не загорать?» вновь всплыл на страницах серьезных научных изданий. Еще не так давно медики доказали: облучение ультрафиолетом ведет к повышению риска развития меланомы, смертельной формы рака кожи. Теперь же заговорили о том, что тот же ультрафиолет жизненно необходим для профилактики рака простаты, груди и прямой кишки. Сама по себе эта идея не нова. Впервые ее высказали более двух десятилетий назад братья-эпидемиологи Цедрик и Франк Гарланды, заметившие, что смертность от рака прямой кишки в северных штатах США в три раза превышает показатели южных штатов.
Экспериментальным путем доказать наличие такой взаимосвязи взялся американский эпидемиолог Гарри Шварц. Он решил оттолкнуться от данных, опубликованных американским бюро статистики в апреле и свидетельствующих о том, что граждане, проживающие на севере США, имеют больше шансов (на 10—27%) умереть от рака груди, прямой кишки, простаты или матки, чем обитатели южных районов. Связав эти факты с синтезом витамина Д, 90 процентов которого образуется под действием солнечного света, ученые смогли определить оптимальную дозу этого вещества — от 400 единиц в день. Дневная доза, превышающая 2000 единиц, считается токсичной и может привести к развитию меланомы и других патологий.
Витамин Д и особенно его производное — гормон кальцитриол играют важную роль в контроле клеточного роста. Более того, клетки простаты, груди и прямой кишки имеют специальные рецепторы кальцитриола, а клетки прямой кишки даже способны сами его синтезировать. В опытах на тканевых культурах было показано, что большие дозы витамина Д или кальцитриола способны тормозить рост злокачественной опухоли. А вот в клинических исследованиях пока что было испытано лишь совместное действие витамина Д и химиотерапевтического препарата доксетакселя. Результаты оказались весьма обнадеживающими, однако испытание противоракового эффекта самого витамина Д еще впереди.