UA / RU
Поддержать ZN.ua

Цены на лекарства неуклонно «ползут». Вверх

В аптеках, в отличие от продовольственных магазинов, ажиотажа не было. Последние политические события отразились лишь на стоимости лекарств и других аптечных товаров...

Автор: Татьяна Галковская

В аптеках, в отличие от продовольственных магазинов, ажиотажа не было. Последние политические события отразились лишь на стоимости лекарств и других аптечных товаров. В первую очередь, это относится к импортным препаратам, которые поступают в аптеки в среднем на 3% дороже.

С отечественными лекарствами ситуация несколько иная. Дорожали они в несколько этапов целый год, а в декабре цены выросли лишь на некоторые: главным образом на недорогие или наиболее необходимые. Так, подорожали различные противовирусные средства, горчичники, аскорбиновая кислота, активированный уголь, анальгетики, сердечно-сосудистые препараты и некоторые другие. Если учесть, что у украинских производителей никаких экономических причин для повышения стоимости на свою продукцию не было, то придется признать, что многие просто решили использовать подходящий момент.

В целом же лекарства дорожали в течение года. Специалисты одной из государственных сети аптек проанализировали цены на отечественные препараты и установили следующее: с января стоимость 104 из 468 препаратов повысилась от 0,8 до 86%. И хотя повышение цены на лекарственные средства прошло практически незаметно (активированный уголь, к примеру, подорожал на четыре копейки), но поскольку они продаются в больших количествах, предприятия получают ощутимую прибыль.

Тем не менее, весьма вероятно, что в ближайшее время лекарства опять начнут дорожать, в том числе и в государственных аптеках. Причин несколько. Основная из них — запасы медикаментов, которые поставлялись по старым ценам, подходят к концу, и аптеки покупают товар уже по новой стоимости, в которую производители и дистрибьюторы заложили не только возросший курс евро, но и так называемые «инфляционные ожидания» — на оптовом рынке лекарства уже подорожали от 3% до 12%.

Но проблема лекарств в Украине — не только их цена. Как ни удивительно, несмотря на огромное количество аптек, растущих как грибы после дождя аптечных пунктов и киосков, во многих местах довольно сложно купить медикаменты. Ближайший киоск может находиться в соседнем селе, до которого нужно не только чем-то добираться, но и умудриться попасть в то время, когда он открыт, — из-за маленькой зарплаты провизор работает пару часов в сутки. По официальным данным в сельской местности находится лишь 17% аптечных учреждений, в то время как в селах проживает треть населения страны.

Возможно, несколько улучшат ситуацию новые правила торговли лекарственными средствами, вышедшие в конце ноября. Согласно этим правилам, теперь вовсе не обязательно открывать в селе аптечный киоск или аптеку: продавать лекарства могут лица с медицинским образованием — не обязательно фармацевты — в амбулаториях и фельдшерско-акушерских пунктах (их значительно больше аптечных). Но какой бы маленькой ни была «точка», в ней должен продаваться весь законодательно установленный минимальный ассортимент медикаментов — всего 108 наименований.

Проще станет открыть и полноценную аптеку. Минимальная площадь помещения уменьшается с 70 до 40 кв. м (в городе до 50). Аптеки получили возможность самостоятельно определять состав и площади производственных и служебно-бытовых помещений. Но при этом они обязаны обеспечить специфические условия хранения лекарственных средств (ЛС): контролировать необходимые параметры температуры, влажности, хранить лекарства различных групп отдельно и прочее. Более того, впервые (постановлением Кабмина) введено понятие «уполномоченное лицо, которое отвечает за функционирование системы качества лекарств».

Помимо этого четко выписаны «правила игры». Здесь уже зафиксировано: торгуя незарегистрированными, просроченными или не имеющими сертификата качества производителя лекарственными средствами, предприниматель рискует при первой же проверке лишиться лицензии. Однако многие представители фармбизнеса убеждены — принципиальные вопросы не решены.

— Когда обсуждали новые правила, то надеялись, что ими будут упразднены аптечные киоски, — рассказывает председатель правления государственной акционерной компании «Ліки України» Лариса Титенко. — Почему, кстати, у нас этих аптечных пунктов и киосков больше, чем самих аптек? По статистике последних 8742, аптечных киосков — 7377, а аптечных пунктов — 5627. Нигде в мире нет таких киосков. В Украине же за последние годы их количество выросло на 10%. Помимо всего прочего это еще и каналы реализации фальсифицированных, просроченных и незарегистрированных препаратов.

— Пару лет назад в недрах Государственной службы лекарственных средств и изделий медицинского назначения разрабатывался проект постановления о закрытии всех аптечных киосков — мол, в них нет возможности правильно хранить лекарства. Но, видимо, решили ограничиться введением более жесткого контроля условий хранения, реализации и качества лекарств.

— По закону за качество медикаментов в киоске отвечает аптека, к которой он относится. Но, к сожалению, проверить документы, по которым аптеки передают в свои киоски лекарства, в том числе и удостоверяющие их качество, невероятно сложно.

— Как же так — у нас ведь есть инспекция по контролю за качеством лекарств, имеющая весьма разветвленную сеть, налоговая администрация, отслеживающая движение товаров?

— Дело в том, что аптеки могут размещать свои киоски не только в любом месте того населенного пункта, где она зарегистрирована, но и по всей Украине. К примеру, в Киеве размещены пункты и киоски от аптек, принадлежащих фирмам, зарегистрированным в Днепропетровской, Житомирской, Кировоградской, Сумской и в других областях. Чтобы проверить столь огромное количество аптечных киосков и пунктов, зачастую расположенных в разных концах страны, нужна целая армия проверяющих. Да и много ли они наездятся из одного города в другой, сверяя накладные на те или иные препараты?

— А почему аптеки перестали сами изготавливать лекарства? С точки зрения их доступности и низкой покупательной способности населения — это был бы оптимальный выход из положения.

— Действительно, идет катастрофическое сокращение аптек, занимающихся изготовлением лекарств. Если на 1.01.92 года у нас было 6529 аптек, из которых 84% изготовляли лекарства, то на 1.09 04 насчитывается 8742 аптеки, а изготовлением ЛС занимается всего 1319 (15%). Уменьшается не только количество таких аптек, но и номенклатура изготовления лекарств.

Между тем, аптеки выпускали лекарства, которые не содержали консервантов, добавок, стабилизаторов, благодаря чему они оказывают меньше негативных побочных действий. Эти лекарства обеспечивали индивидуальный подход к каждому пациенту, особенно новорожденному — то, к чему стремится современная медицина. Кроме того, производственные аптеки всегда выпускали продукцию для лечебных учреждений, которые часто были расположены в одном помещении. Такая аптека, как никто другой, знала потребности данной больницы или клиники в тех или иных препаратах, а потому могла обеспечить бесперебойное снабжение, причем по достаточно низким ценам.

В мире за последние годы изготовление лекарств в аптеках увеличилось на 14%. По данным Международной фармацевтической федерации практика изготовления лекарств в условиях аптек распространена в США, Австралии, Японии и практически по всей Европе — только в аптеках Португалии отсутствует такая услуга.

— Говорят, что в наших аптеках нет соответствующих условий для производства?

— Кое-кто пытается приравнять изготовление лекарств в условиях аптеки к международным стандартам, действующим в промышленности, — GMP. Но нельзя сравнивать большое серийное производство с небольшим. Если бы была разумная государственная политика, нормальные условия работы, то аптеки вполне смогли бы модернизировать свое производство. Сегодня политика по отношению к аптекам дискриминационная: лоббируются интересы крупных промышленных предприятий.

— Что вы вкладываете в понятие «разумная государственная политика»?

— Как минимум — соблюдение норм действующего законодательства. Есть постановление, определяющее число производственных аптек на количество населения. Однако выполнять эти нормы никто не спешит. Необходима разработка новых документов — в первую очередь правил изготовления лекарств в условиях аптек.

Разумная политика предполагает и экономические методы стимулирования. Скажем, в Государственной думе России рассматривается законопроект, предусматривающий снижение налоговых ставок для аптек с производственной деятельностью. Это позволило бы найти средства на технологическое переоснащение — аптеки, не имея финансовых возможностей улучшить технологический процесс, выбирают самый легкий путь — закрывают эти отделы.

Необходим более гибкий подход и к некоторым другим видам деятельности таких аптек. К примеру, многие закрылись из-за того, что не могли закупать субстанции. В Украине они практически не производятся, а чтобы работать с импортными, их нужно зарегистрировать, что для аптеки нереально, особенно учитывая, что речь идет не о десятках тонн, а об одном-двух килограммах. Поставщики же в таких небольших поставках не заинтересованы.

— А как с качеством? Обеспечивает ли его устаревшее оборудование?

— Не так давно Фармакологический центр провел исследование. Оно показало, что из зарегистрированных в период 2000—2003 годов 136 случаев лекарств с подозреваемым побочным действием только четыре были изготовлены в аптеке. Это говорит о том, что проблемы качества существуют у всех производителей фармацевтической промышленности и решать их нужно также сообща.