Пожалуй, только санаторно-курортная отрасль оказалась на обочине нынешних бурных перемен. Здесь сохранилась старая структура специализации здравниц, те же структуры управления курортами, которые не всегда согласуются с нынешними потребностями и возможностями людей.
Так, раньше санаторно-курортная сеть в Украине развивалась в соответствии с заболеваниями населения всего бывшего Союза. Мы тогда не знали еще чернобыльской беды. Или взять фактор социальный. Если раньше каждый из нас мог за месячную зарплату приобрести одну, а то и две путевки на лечение или отдых, то теперь за одну путевку, если не пользоваться Фондом социального страхования, нужно отработать три-шесть месяцев.
О путях реформирования отрасли, ее структурной перестройке шла речь на международной конференции «Новые подходы к организации и проведению лечения, реабилитации и рекреации в условиях курорта», состоявшейся на базе санатория «Каштан» в Трускавце.
Наш корреспондент беседует с главным врачом этого санатория заслуженным врачом Украины Адамом Гелой.
- Адам Аксентьевич, с чего, на ваш взгляд, надо начинать реформирование отрасли?
- Не буду себе приписывать авторство, ибо это мнение и других участников конференции. Как ни покажется парадоксальным, но прежде всего надо провести инвентаризацию природного лечебного потенциала, санаторно-курортного имущества, в том числе коечной сети, чтоб иметь точку отсчета для будущих реформ и структурной перестройки отрасли. Ведь только в украинских Карпатах насчитывается свыше 800 источников минеральных лечебных вод всех типов, известных науке. В их числе - такие уникальные, которых нет в Европе, как трускавецкая «Нафтуся», моршинская «Рапа», верхнетиссенские железо-мышьячные воды и другие.
А что о них известно в Европе, мире? Увы, может, кто-то только по наслышке знает о наших богатствах. Ни в одном европейском каталоге нет данных об украинских природных лечебных ресурсах - минеральных водах, лечебных грязях, озокеритах. Разговариваешь об этом с людьми, даже не с обычными больными, случайно попавшими на наш курорт, но с врачами, специалистами, а они только руками разводят: впервые, мол, слышу. Поэтому нужно обратиться в ВОЗ, в европейские структуры, чтобы зарегистрировать наши богатства, получить на них надлежаще оформленные сертификаты и внести все данные в мировые и европейские каталоги. Тогда Европа сама пойдет к нам.
- При нынешнем уровне обслуживания, при нашем сервисе?
- Ваш скептицизм имеет основание. Действительно, до комфорта нам еще далеко. Но мы можем значительно повысить качество лечения, обслуживания, сформировав курортополисы - лечебные технополисы и техноцентры с правами свободной экономической зоны. Мы здесь не изобретаем велосипед, такие комплексы уже существуют за границей, в Финляндии, например. Поскольку Трускавец имеет развитую инфраструктуру, находится в выгодном географическом положении, он больше всего соответствует требованиям будущих курортополисов. Город-курорт имеет современные санатории, гостиницы, пансионаты, озокеритоводолечебницы, научно-технологический потенциал. Сюда легче привлечь и зарубежных инвесторов, и зарубежных пациентов.
Но для создания курортополиса «Великий Трускавец» с правами свободной экономической зоны нужна большая подготовительная работа в правовой, медицинской, научной, хозяйственной сферах. Чтобы привлечь европейских инвесторов, западного обывателя на лечение, нужно провести большую информационно-пропагандистскую работу, включиться в европейскую систему курортно-оздоровительных заведений. Трускавец может и должен стать первой ласточкой в реформировании санаторно-курортной отрасли. Мы понимаем, что впереди много сложностей, трудностей, но они вполне преодолимы. Наша концепция рассмотрена в Кабинете министров и, как стало известно, получила одобрительную оценку.
Тормозит реформирование курортного дела то, что парламент затягивает с принятием закона «О природно-лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительной местности и курортах Украины», закона «О профсоюзах Украины», других актов, которые бы согласовали наше законодательство с международным правом.
В условиях рынка особое значение приобретает дифференциация здравниц по уровню медицинского обслуживания, ноу-хау, сервиса, что в конечном счете сказывается на стоимости путевок. Поэтому наряду с инвентаризацией нужно провести и аттестацию здравниц, то есть профессиональную и объективную оценку их состояния по всем показателям: уровню обслуживания, профессиональности кадров, научно-практических достижений, состояния сооружений, обеспечения современным диагностическим и лечебным оборудованием и аппаратурой. По результатам аттестации присвоить здравницам категории - международную, высшую, первую и так далее - и на том основании предоставить им определенные права и возможности в деле их самостоятельности, выхода на мировую арену.
Общую концепцию разрабатывал Институт региональных исследований НАН Украины, а я принимал участие в разработке медицинского, оранизационного, кадрового и методического обеспечения.
- Но, кроме профсоюзных, в Трускавце много ведомственных санаториев, пансионатов, где каждый, как говорится, сам по себе.
- В курортополис входят все здравницы курорта со своими инфраструктурами, независимо от их ведомственной подчиненности, от форм собственности. Должна быть единая отработанная система управления оздоровительными заведениями, диагностически-лечебным делом на основании международных стандартов. Поскольку Украина вступила в Совет Европы, то нужно и санаторно-курортное дело довести до европейского уровня.
- А как при реформировании отрасли будет меняться сам статус санатория?
- Чтобы ответить на этот вопрос, сделаю экскурс в прошлое. До 1960 года все санаторно-курортные заведения были в подчинении Минздрава и на бюджете государства. Я более сорока лет работаю в этой системе, последние двадцать два года главврачом санатория - и знаком с ней не по наслышке. Потом их передали в ведение профсоюзов, то есть позволили последним управлять курортами. Профсоюзы за это время внесли определенную лепту в развитие санаторно-курортного дела. Да, профсоюзы, считаю, должны участвовать в социальной защите людей, но заниматься лечебным делом - не их удел. Они могут и должны направлять свою деятельность на рекреацию, дома отдыха, турбазы, разные формы профилактики и оздоровления граждан.
Чтобы мы ни говорили, но два основных государственных фонда - Фонд социального страхования и Фонд Чернобыля - или полностью, или частично оплачивают лечение людей. Фактически курорты финансируются из государственного кармана, а еще точнее - на средства, которые поступают в бюджет от отчисления налогов.
Чтобы еще наглядней проиллюстрировать свою мысль, я бы вместо слов «путевка в санаторий» употребил такой термин - «листок санаторно-курортного оздоровления», по аналогии с листком нетрудоспособности. Так как и один и второй документы оплачиваются больным из одного источника - Фонда социального страхования. Выдавать такие листки санаторно-курортного оздоровления должны бы лечебные учреждения, которые более компетентны в оценке здоровья, чем профсоюзы. А профсоюзы могли бы только следить, правильно ли органы здравоохранения, где стоят на диспансерном учете больные, используют эти листки. Как это было до 1960 года.
Далее, поскольку мы считаемся правовым государством, приняли Конституцию, то спрашивается: почему гражданин, требующий лечения, должен использовать для этого свое законное время отдыха? Отпуск - для отдыха, каждый может провести его по своему усмотрению. А лечение - это совершенно другое. И вполне справедливо, чтобы больной пользовался именно таким листком санаторно-курортного оздоровления с вытекающими отсюда последствиями.
Такой листок внес бы более четкое понятие и для налоговой службы, которая считает нынешнюю путевку ценной бумагой. Из-за этого у нас разные конфликты с налоговыми инспекциями.
- Слышал, что вы через арбитражный суд «отвоевали» девять миллиардов карбованцев у налоговой инспекции.
- Это все из-за неопределенности статуса. Мы называемся «Коллективное предприятие санаторий «Каштан», чуть ли не как коммерческая структура. Отсюда с налогами не церемонятся. К слову сказать, разве справедливо, что на путевку начисляется еще 20% налога, то есть НДС. Ведь она покупается за деньги, с которых уже взяты налоги. Выходит двойное налогообложение, чего нет в других странах Европы. Отсюда и стоимость путевок выше. Ныне в профсоюзные санатории Трускавца они обходятся людям более чем в 50 млн. крб. Если бы не НДС, это двойное налогообложение, они бы на пятую часть были дешевле.
Но разве это работа главного врача - заниматься судебными тяжбами, тратить на это время, нервы? Наш санаторий базовый, занимаемся разработкой новых методов оздоровления, лечения людей, пострадавших от чернобыльской аварии. Дел уйма. Не хвастаясь скажу, что во многом преуспели. Конечно, работаем не сами по себе. Привлекли к этому делу научно-исследовательские академические институты, в первую очередь те, которые занимаются чернобыльской проблемой - Институт проблем патологии, онкологии и радиобиологии, Центр исследований научно-технического потенциала, кафедры Львовского мединститута, Дрогобычского пединститута, Научно-исследовательский институт геологических наук. Совместными усилиями пришли к выводу, что курорт Трускавец положительно влияет на коррекцию процесса кровообразования. Около половины больных приезжает со скомпрометированными эндокринными функциями поджелудочной железы, печени, щитовидной железы. В результате лечения уже через две-три недели наступает коррекция процесса кровообразования. Эта инновация подтвердила еще одно лечебное свойство «Нафтуси». Но беда в том, что лечебные качества вода имеет только в свежем виде, когда употреблять ее из источника. А приехать на курорт не все имеют возможность. С помощью ученых мы разработали способ консервации «Нафтуси», свои лечебные свойства она сохраняет до четырех-шести месяцев. А это значит, что ее можно транспортировать, доставлять в другие регионы.
- То есть, это еще один пример, подтверждающий, что санатории должны заниматься медицинским обслуживанием?
- Обслуживание - не совсем точная формулировка. Извините, что я вас ловлю на слове, но нередко одно слово искажает смысл понятия. Разве мы говорим: скорое медицинское обслуживание? Все знаем, что «скорая» предоставляет неотложную помощь. Диплом даже частному врачу выдается не на медицинское обслуживание, а на медицинскую помощь. В санаторно-курортной отрасли есть услуги - это культурные развлечения, пожалуйста! Квалифицированная врачебная помощь - не услуга, не обслуживание, как сложилось у нас традиционное представление.
- И, наконец, последний вопрос - о приватизации курортов. Приходилось слышать разговоры, что в частных руках санатории окажутся привлекательнее, будет больше в них порядка.
- Боже упаси! Приватизировать ныне санатории - значит превратить их в элитарные заведения. И без того не все теперь могут себе позволить лечение на курорте, а если они станут частными, то ими будут пользоваться только люди с тугими кошельками. А у нас таких еще очень мало. Зато у нас много чернобыльцев, требующих лечения. Вообще считаю, что Трускавец должен бы называться Национальным центральным комплексом для оздоровления чернобыльцев. И в ближайшие десять-пятнадцать лет, пока не выведем радионуклиды из нашей нации, не может даже речи идти о приватизации санаториев.