UA / RU
Поддержать ZN.ua

Тридцать диалогов Владимира Медведя с учеными-медиками

Это не рецензия на книгу В.Медведя «Диалоги о медицине и жизни» (К.: «Здоров’я України», 2007). И не простой реферат с перечислением всех, у кого он брал интервью, с нашими выдающимися современниками...

Автор: Дмитрий Зербино

Это не рецензия на книгу В.Медведя «Диалоги о медицине и жизни» (К.: «Здоров’я України», 2007). И не простой реферат с перечислением всех, у кого он брал интервью, с нашими выдающимися современниками. Это размышления на тему, заданную В.Медведем: в чем суть профессии талантливого врача, ученого, особенности его взаимоотношений с коллегами, учениками и в конце концов — оценка творческой жизни.

В самом деле, знаем ли мы глубинный интерес, более того, сокровенные мысли, психологию людей, занимающихся наукой? По-видимому, не каждому ясны сугубо профессиональные увлечения, полная отдача своему делу. Скорее, это вызывает удивление: почему некоторые люди так много и самозабвенно работают? Даже в преклонном возрасте. Восемь из тридцати интервьюируемых к моменту выхода книги умерли, до конца своих дней не покидая любимого дела. Девятый — академик М.Гулий трудился до 100 лет. Академик Л.Малая сказала: «Лично я мечтаю о том, чтобы последний день моей жизни был последним днем моей работы».

Владимир Медведь — доктор медицинских наук, профессор, высокий профессионал в своей области. Его вопросы в процессе бесед с медиками и биологами очень точны и разнообразны, приближены к профессии каждого, с кем он проводил интервью. Однако определенный алгоритм в его беседах прослеживается. Во-первых, это вопросы, связанные с выяснением «базиса» для понимания личности и стремления к конкретной профессии. Не вызывает сомнений позитивное значение и семейных традиций. Во-вторых, традиционные вопросы — «кто ваши учителя», «кто из институтских преподавателей особенно запомнился». В-третьих, все профессиональные вопросы были связаны, конечно, с конкретным делом, которому посвящена жизнь того или иного ученого. В-четвертых, вопросы, связанные с моралью, этикой, отношением к окружающим и непосредственно к своему делу.

Итак, в книге собрано тридцать интервью, ранее опубликованных в журнале «Лікування та діагностика». Главное, что объединяет всех, у кого В.Медведь брал интервью, — это их работа у операционного стола, у постели больного, у «станка» науки. «Они очень разные, мои собеседники, но одно их объединяет — труд. Большой, упорный труд. Среди них нет лентяев, вознесенных на вершину одним лишь данным от природы талантом. Но то, что все они очень талантливые люди — это тоже факт», — пишет В.Медведь в предисловии.

Беседы были проведены с двумя президентами — Национальной академии наук и Академии медицинских наук — Б.Патоном и А.Возиановым. Среди интервьюеров были хирурги: Н.Амосов, А.Шалимов, Ю.Зозу­ля, А.Корж, М.Павловский, Н.Заха­раш, В.Белый; акушеры-гинекологи: З.Грищенко, В.Запорожан; терапевты: Л.Малая, Т.Чеботарев, А.Ефимов, А.Пелещук; педиатр Е.Лукьянова; гигиенист Ю.Кундиев; физиоло­ги, патофизиологи, биохимики: В.Фролькис, П.Костюк, С.Ко­мисаренко, М.Гу­лый, Ф.Серков. Трое в разное время были министрами здравоохранения Украины: В.Братусь, А.Сердюк, Ю.Спиженко.

Многие из тех, с кем беседовал В.Медведь, создали свои научные школы. Так, например, это Л.Малая (под ее руководством было защищено 194 диссертации, из которых 31 — докторская); В.Фролькис — основатель одной из крупнейших научных школ, руководитель более 100 диссертаций, среди которых 48 докторских; В.Грищенко, руководитель 27 докторских и 108 кандидатских диссертаций в области медицины и биологии. Роль научной школы в развитии науки многие интервьюируемые специально подчеркивали и высказывали обеспокоенность состоянием этой проблемы в Украине в последние десять-пятнадцать лет. «Роль школы, будь это теоретическая медицина или практическая, является основополагающей в становлении ученого» (В.Запорожан), «Без молоді гине найпрогресивніша наукова школа» (А.Возианов).

И содержание, и стиль книги, и каждый персонаж — личность. Несомненно, они передадут свою ауру заинтересованному читателю.