UA / RU
Поддержать ZN.ua

Торжище в храме здоровья

Знаете ли вы, дорогие соотечественники, что лекарства подешевели, причем во много раз? Нет-нет, не ...

Автор: Лидия Суржик

Знаете ли вы, дорогие соотечественники, что лекарства подешевели, причем во много раз? Нет-нет, не торопитесь бежать в аптеку — цены там, несмотря на многочисленные обещания властных персон сделать их доступными для народа, по-прежнему высокие, а то и вовсе заоблачные. В то же время Министерство здравоохранения громогласно заявило, что снижены цены на медпрепараты, которые закупаются на тендерах за государственные средства (для лечебных учреждений, на выполнение госпрограмм — «Туберкулез», «Онкология», «Борьба с ВИЧ/СПИД» и др.). И произошло это снижение благодаря «новым подходам к тендерным закупкам» (о них, кстати, шла речь в предыдущем номере «ЗН»). Если раньше медикаменты закупали по ценам, в десятки раз превышающим среднерыночные, то с некоторых пор, если верить Минздраву, с такой позорной практикой решительно покончено.

Однако цыплят, как известно, по осени считают. Поживем — увидим, как себя зарекомендуют в жизни эти «новые подходы», и не вспыхнут ли новые скандалы, связанные с финансовыми махинациями в системе здравоохранения. А их, надо сказать, в последние годы было предостаточно. Вот и результаты ревизий использования бюджетных средств на централизованную закупку лекарств и товаров медицинского назначения, проведенных Главным контрольно-ревизионным управлением Украины, убедительно свидетельствуют: повода для громких рукоплесканий в Минздраве нет ни малейшего. Наоборот — впору схватиться за голову.

Примечательно, что в этот раз главная контролирующая инстанция страны решила проверить, как используются бюджетные средства, выделяемые из года в год на реализацию государственных программ, нарушив тем самым покой своего рода «священной коровы» нашего здравоохранения (вернее было бы сказать — «дойной коровы»). Ревизоры ГлавКРУ сосредоточили внимание на пяти программах, возведенных в ранг приоритетных направлений в отечественном здравоохранении, — иммунопрофилактика, лечение туберкулеза, сахарного диабета, онкологические заболевания, ВИЧ/СПИД. Ревизии проводились в МЗ, на предприятии «Укрвакцина», санэпидстанциях, а также во многих лечебных учреждениях (всего более тысячи) разных регионов страны. Проверки охватывают период с января 2004 года по январь 2006-го, а также (по отдельным вопросам) первый квартал нынешнего года.

То, что удалось выявить ревизорам в ходе выборочных проверок, порождает крамольную мысль о низком КПД этих программ. При укоренившейся практике «целевого использования бюджетных средств» сколько бы ни увеличивали финансирование здравоохранения, в частности госпрограмм, — хоть в десять, хоть в сто раз — результат получим аналогичный. Ибо, как говорит один бывший минздравовский чиновник, такова система, и она всех, кто в ней нашел свое теплое местечко, вполне устраивает. А посему министры приходят и уходят (как, впрочем, и правительства), а система остается. И обещаемый народу вот уже полтора десятка лет пряник реформ здравоохранения уже обрел очертания кукиша.

Сегодня это уже своего рода медицинский стандарт — больного принимают в стационар только со своим комплектом (лекарства, шприцы, перевязочные материалы и пр.) Список — иногда он занимает целую машинописную страницу — обычно выдает врач. (Кстати, в последнее время некоторые столичные хирурги, кроме всего прочего, стали требовать халат и перчатки). И это при том, что в последнее время обеспечение лечебных учреждений медикаментами и расходными материалами намного улучшилось, о чем неоднократно заявляло руководство Минздрава. И, тем не менее, приходилось ли вам слышать, чтобы, например, больному в онкоклинике заявили с порога: «О лекарствах не беспокойтесь — по программе «Онкология» вы их будете получать бесплатно»?..

Итак, как явствует из результатов проверки расходования бюджетных средств на выполнение перечисленных выше госпрограмм, общая сумма выявленных финансовых нарушений составила почти 400 млн. грн., при этом львиная доля этих нарушений приходится на закупки медпрепаратов, которые проводились с нарушением тендерных процедур и бюджетного законодательства.

В то же время, как показали проверки, в лечебных учреждениях скопились остатки медпрепаратов, причем в огромных количествах, на сумму свыше 320 млн. грн. Запасов некоторых из них, по расчетам специалистов, хватило бы на несколько лет.

Такая ситуация сложилась преимущественно по вине Министерства здравоохранения, которое не удосужилось соизмерять закупки и поставки с потребностями регионов. Из-за отсутствия обоснованных расчетов в лечебные учреждения поставлено лишних лекарств и изделий медицинского назначения на 136,8 млн. грн., в то время как по ряду наименований ощущался дефицит.

В частности, в 2004 — 2005 гг. в централизованном порядке закупили и поставили в регионы сверх потребности на 26,1 млн. грн. вакцин, а в первом квартале 2006 года снова проведены процедуры закупок и акцептированы тендерные предложения на приобретение вакцин БЦЖ и против полиомиелита на 21,9 млн. грн. В результате — если на начало 2005 года в лечебных учреждениях было накоплено вакцин на общую сумму почти 55 млн. грн., то в начале нынешнего эти запасы исчислялись суммой более 75 млн. грн.

За два предыдущих года Минздрав поставил в регионы сверх заказа онкопрепараты на сумму 37,9 млн. грн., в том числе на 22,3 млн. грн. — медикаменты, которых никто не заказывал. В то же время на местах не получили лекарств, в которых остро нуждались, — на сумму 31 млн. грн.

Поставки онкопрепаратов осуществлялись нерегулярно — преимущественно крупными партиями в конце года. Сколько онкобольных так и не дождались спасительных средств? Можно ли при таком положении дел говорить об эффективности медицинской помощи? И это при том, что на лечение онкологических больных в рамках программы «Онкология» выделяются большие деньги — общий объем за 2004 — 2005 гг. и первый квартал 2006 г. — 353,1 млн. грн.

Из-за существенных просчетов МЗ в организации закупок онкопрепаратов за два предыдущих года медицинскими учреждениями затрачено для закупки лекарств 1,4 млн. грн. местных бюджетов. В частности, Киевской городской онкобольницей было закуплено онкопрепаратов на общую сумму 1,1 млн. грн., в том числе почти на 350 тыс. грн. тех, потребность в которых должна была быть обеспечена в централизованном порядке.

Кроме того, сравнительный анализ цен на отдельные онкопрепараты, по которым Минздрав проводил оптовые закупки, показал, что некоторые аналогичные препараты приобретались в регионах по гораздо более низким ценам. Только выборочными проверками выявлены дополнительные затраты на миллион гривен, которые допущены МЗ за счет закупок препаратов подороже. Можно только догадываться о причинах щедрости чиновников здравоохранительного ведомства.

Выше уже говорилось о проблеме необоснованных расчетов в закупках и накоплении излишков лекарств. По состоянию на 1 января 2006 года излишки онкопрепаратов, поставленных МЗ в период 2003 —2005 гг., исчисляются суммой 92,1 млн. грн., из них более чем на два миллиона можно уже выбросить, так как истек срок годности. Много осталось препарата ультравист (на сумму 2,5 млн. грн.), закупленного у ЗАО «Ганза» еще в 2004 г., не использованы десятки тысяч флаконов дакарбазина на общую сумму 1,7 млн. грн.

В частности, Черкасский облонкодиспансер заказывал 1000 флаконов этого препарата, а Минздрав поставил 10 000. В результате на начало этого года остаток составил 9,3 тыс. флаконов, то есть препарат был поставлен с запасом на более чем 20 лет. В то же время в 2004 году в лечебные учреждения Черкасской области не поставлены онкопрепараты согласно заявленной потребности — на общую сумму 3,2 млн. грн.

Неэффективно используются бюджетные средства по этой программе и на капитальные затраты. В мае прошлого года Минздрав поставил в Кировоградскую облбольницу систему магнито-резонансной диагностики Signa Profile и устройство для обработки рентгеновских пленок DRUSTAR 5300 общей стоимостью 8,5 млн. грн., которые на время проверки находились в нерабочем состоянии по причине заводского брака.

Без учета реальных потребностей Минздрав приобретал лекарственные средства и изделия медицинского назначения также для других бюджетных программ. В частности, для выполнения комплексной программы «Сахарный диабет» было закуплено препаратов инсулина сверх потребности на 27,4 млн.грн., противотуберкулезных препаратов — на 16,8 млн. грн., препаратов для диагностики ВИЧ-инфицированных и лечения больных СПИДом — на 6,7 млн.грн.

Ревизоры констатировали: должностными лицами Минздрава «допущено нецелевое и незаконное использование средств государственного бюджета, выделенных на выполнение программы иммунопрофилактики, на общую сумму 3,6 млн. грн.» Процедуры закупок, которые проводит МЗ, не достигают главной цели, ради которой и проводятся торги, — эффективного использования государственных средств.

Вакцин у нас закупается столько, что, как говорится, хоть залейся. Так, по расчетам экспертов ВОЗ, потребность в средствах, необходимых для проведения прививок против болезней, вызванных гемофильной инфекцией типа В, составляет 3,6 млн. долл. В феврале 2006 года в календарь прививок МЗ внесена вакцинация детей до года против этой инфекции. В бюджетном запросе приобретение указанной вакцины определено суммой 57 млн. грн. (11,1 млн. долл.), то есть в три раза больше, чем подсчитали эксперты.

В бюджетном запросе и в утвержденном паспорте бюджетной программы МЗ не предусмотрена закупка в 2004 году антирабической вакцины «Верораб» (для прививки против бешенства). Региональные органы здравоохранения не подавали в министерство соответствующих заявок, поскольку имелись остатки аналогичной антирабической вакцины КоКав (12,7 тыс. доз по цене 19 грн. за дозу). Тем не менее Минздрав принял решение о закупке 15 тыс. доз «Верораба» по цене 150 грн. за дозу на сумму 2,3 млн. грн. По состоянию на 1 января 2006 года использовано только 6,2 тыс. доз этой вакцины.

В 2004 — 2005 гг. почти 800 тыс. доз вакцин на сумму 5,3 млн. грн. списано как уничтоженный неиспользованный остаток — из многодозовых расфасовок. В частности, вакцину БЦЖ Миздрав закупает только в расфасовках по 20 доз, хотя она производится также в 10-дозовых флаконах. Потери вследствие списания остатков составили 1,2 млн. грн. Чтобы скрыть сверхнормативные расходы препарата, в отдельных лечебных учреждениях допускались приписки количества прививок.

Существенным недостатком в работе МЗ, отмечают эксперты, является необъективное определение результативных показателей бюджетных программ. Так, в паспорте бюджетной программы по иммунопрофилактике на 2004 — 2005 гг. результативными показателями качества и эффективности министерство определило «объем охвата прививками», а не «снижение уровня заболеваемости людей, которые получили прививки», как это предусматривает программа иммунопрофилактики.

Несмотря на то что для профилактики кори, паротита и краснухи в 2004 — 2005 гг. за средства госбюджета было приобретено 3,2 млн. доз импортных вакцин на сумму 75 млн. грн., а на 2006 год предусмотрено 43,2 млн. грн., статистика свидетельствует не о снижении, а о росте заболеваемости на отдельные инфекционные болезни. Так, в 2005 г. зафиксировано увеличение заболеваемости активной формой туберкулеза легких; заболеваемость корью в прошлом году возросла в 16,4 раза по сравнению с 2004 г. Заболеваемость детей паротитом и краснухой в целом по Украине снизилась, однако в отдельных регионах наблюдается ее увеличение. При этом Минздрав в 2004 — 2006 гг. не указывал в бюджетных запросах на потребность в ассигнованиях на научные исследования, предусмотренные программой иммунопрофилактики, определение уровня иммунитета к инфекционным болезням, управляемым средствами специфической профилактики, и изучение поствакцинального иммунитета.

Коль уж зашла речь о научном аспекте госпрограмм, то, как считают специалисты, это их общее слабое место. Средства направляются, как правило, на лечение (на профилактике заболеваний Минздрав давно поставил крест), приобретение диагностического оборудования и расходных материалов, и лишь бюджетные крохи остаются на научные исследования. Комплексная программа «Сахарный диабет» практически представляет собой систему обеспечения больных инсулинами (на самом деле весьма неэффективную, о чем прекрасно знает руководство Минздрава), к тому же зачастую пациент лишен права выбора необходимого препарата. Но ведь вопрос стоит не о покупке колбасы или пива, инсулин является белковым препаратом, который в каждом случае подбирается строго индивидуально. Сегодня медицина не в состоянии не только справиться с туберкулезом (это не столько медицинская, сколько социальная проблема — в один голос заявляют медики), но и объяснить причину масштабной эпидемии этого заболевания, охватившей страну (и это в условиях повальной вакцинации против туберкулеза!), а также дать убедительный ответ на волнующий общество вопрос, почему возникла неадекватная реакция на пробу Манту у детей и оправданно ли впредь подвергать их опасности. Естественно, ответы на эти вопросы находятся в компетенции Минздрава и Академии медицинских наук. Но медицинские чины вместо того, чтобы серьезно и непредвзято проанализировать ситуацию, дружно встали на защиту чести мундира, обвинив журналистов, что это, мол, они «раздули» проблему. Хотя как завещал известный литературный классик — зри в корень. Однако это уже тема отдельного разговора.

ГлавКРУ интересовали преимущественно вопросы эффективности использования бюджетных средств. По итогам этой масштабной проверки главное контрольное ведомство подготовило соответствующие предложения, которые заслуживают общественного внимания.

Во-первых, считают эксперты ГлавКРУ, в законах о государственном бюджете, начиная с 2007 года, необходимо исключить Минздрав как главного распорядителя средств, выделяемых на закупку в централизованном порядке медикаментов, изделий медицинского назначения и медицинского оборудования. Это пойдет на пользу делу, так как специалисты министерства смогут сосредоточить внимание на решении вопросов, которыми они собственно и призваны заниматься – организации здравоохранения.

Во-вторых, предусмотреть соответствующие бюджетные затраты на реализацию госпрограмм как субвенцию регионам. Внедрить адресное финансирование инсулинозависимых больных через систему льготных рецептов.

В-третьих, обязать Минздрав проработать совместно с Минфином результативные показатели выполнения бюджетных программ в сфере здравоохранения, которые бы характеризовали реальные тенденции в здоровье нации (внедрить показатели эффективности и ежегодно информировать о них общественность).

Думается, вышестоящие инстанции не оставят без внимания эти и другие предложения, а также результаты проверки работы министерства, непосредственно отвечающего за здоровье нации. К сожалению, как шутят сами же медики, сегодня здоровье осталось только в названии ведомства и даже предлагают его переименовать – то ли в министерство болезней, то ли в министерство без здравоохранения, или лучше в министерство «купи-продай». Материалы проверки ГлавКРУ убедительно подтверждают, что эти злые шутки далеко не беспочвенны.