Вертолет совершил вынужденную посадку на территории, которая контролируется боевиками, и экипажу нужно скрытно пробираться к своим… Спасаясь от природного катаклизма, группа туристов должна максимально быстро выйти из опасной зоны… Разведчики совершают рейд во вражеский тыл, выполняя задание при постоянной угрозе быть обнаруженными… Такого рода ситуации, требующие от их участников — то ли обычных людей, то ли военнослужащих — предельной физической, психологической и моральной выносливости, встречаются не так уж редко.
Как в таких случаях лучше распределить силы? У кого больше шансов справиться с трудностями? Есть ли общие закономерности изменения самочувствия у разных людей? На эти вопросы отвечали ученые Харьковского института ВВС.
Показатель за… щекой
Для исследования динамики физиологического состояния людей в экстремальных ситуациях харьковчане моделировали их в ходе специальных учений с разведчиками и летчиками.
Для определения энергетических затрат каждого из участников военные ученые впервые применили метод, разработанный генетиками Харьковского национального университета под руководством профессора Валерия Шахбазова. Он основан на обнаруженном учеными феномене: у человека часть клеточных ядер так называемого буккального эпителия (то есть слизистой с внутренней поверхности щеки) имеет отрицательный электрический заряд, а часть — нейтральна. По их соотношению в момент взятия пробы можно судить о состоянии всего организма. До сих пор этот безболезненный и бескровный метод использовался для изучения зависимости между энергетикой клеток и возрастом человека, а также состоянием его здоровья.
Отправной точкой для исследования физического состояния участников эксперимента по методу Шахбазова служила возрастная норма — в пробе 20-летних разведчиков насыщенными энергией должны быть 70—75% клеток клеточных ядер. Вторая точка на графике отмечала реальное значение этого показателя у каждого из военнослужащих утром перед началом рейда. Клетки отбирались также во время кратких остановок на всех этапах маршрута, а последняя проба — после отдыха.
Оказалось, динамика изменения энергетического состояния организма у разных людей имела схожие черты. Так, в начале рейда, когда организм только начинал адаптироваться к физической и психологической нагрузке, количество заряженных клеток резко снижалось — вместо положенных по норме 70—75% их было только 30—35%. Специалисты объясняют этот феномен выбросом адреналина и норадреналина в кровь. Организм приспосабливался к большим физическим нагрузкам и мобилизовывал дополнительные энергетические ресурсы. Если сравнивать человека с аккумулятором, можно сказать, что он наполовину разряжался, преобразуя энергию в интенсивную работу мышц и ускоренный обмен веществ.
Потом наступал момент, когда количество активных клеток вновь начинало повышаться, хотя нагрузка не уменьшалась. Возможно, считают специалисты, это результат перехода клеток к анаэробному питанию. Электрический заряд растет за счет образования в них большого количества аденозинтрифосфорной кислоты, в молекулах которой накапливается энергия. Однако, как правило, организм полностью восстанавливал энергетический баланс только после отдыха — дневного или ночного.
Специалисты обнаружили и другие закономерности, которые, по их мнению, можно использовать при планировании и осуществлении реальных рейдов, спортивных походов или эвакуации людей из зоны опасности. Так, «аккумулятор» разряжался тем быстрее и основательнее, чем больше была нагрузка и слабее человек и наоборот. Есть и такое наблюдение — обычно чем раньше у испытуемого заканчивался спад показателя и начинался его подъем, тем легче он справлялся с дальнейшими тяготами маршрута.
Хотя все участники рейдов были здоровыми и молодыми людьми, военные исследователи наблюдали и значительные индивидуальные отклонения от общей картины. Так, был случай, когда клеточный заряд одного из участников снизился и не поднимался до самого конца рейда, придя в норму только после ночного отдыха. У другого же курсанта энергетика клеток после сна вновь падала. По мнению исследователей, этот парадокс может объясняться накоплением в организме уставшего человека молочной кислоты и мочевины и их медленным выведением.
Впрочем, среди участников рейдов ученые обнаружили и таких «суперменов», у которых после тяжелейшего похода процент заряженных клеток становился даже выше, чем перед рейдом. Вот кого трудности, наверное, только закаляют!
Можно ли выработать терпимость к боли?
— Что вы посоветуете подростку, который спит и видит себя таким же ловким, метким и сильным, как его любимые киногерои-супермены, или хочет стать военным? Он должен тренироваться и еще раз тренироваться или без врожденных качеств здесь не обойтись? — спрашиваю руководителя исследований, начальника кафедры общей тактики Харьковского института военно-воздушных сил, кандидата военных наук полковника Тахира Сутюшева.
— Конечно, если серьезно задаться целью стать сильным, ловким и выносливым, то достичь этого можно. Однако для использования человека в роли, например, разведчика нужно, чтобы у него были еще и определенные врожденные задатки. Я имею в виду показатели специальной готовности к выполнению той или иной задачи. Например, умение выполнять длительную монотонную физическую работу или способность осязать очень мелкие предметы. Есть люди, которые способны ощущать несколько десятков оттенков одного и того же запаха. В частности, они могут ночью, только «на нюх» определить, какой тип нефтепродукта используется на том или ином объекте.
Мы как раз и занимаемся исследованиями специальной готовности разведчиков, летчиков, специалистов по техническим средствам связи, а также выясняем, как она изменяется в ходе решения ими различных задач. Это очень важно как при комплектовании групп для выполнения тех или иных заданий, так и для прогнозирования результата их работы. Для каждой задачи нужны специалисты разного профиля, и их также можно подбирать с привлечением метода Шахбазова.
— Какие именно способности человека вас интересуют?
— Например, зрительная выносливость, которая очень важна для снайпера. Человек должен четко держать цель в объективе прибора наблюдения или в прицеле оружия, не испытывая при этом серьезных физиологических неудобств. Люди очень отличаются по этому показателю друг от друга. Кроме того, важна зрительная и оперативная память, способность различения частоты световых мельканий, скорость восприятия светового или звукового сигнала, слух, уже упомянутое обоняние. Самое ценное свойство — способность разведчика решать возникающие по ходу выполнения задания неординарные задачи.
Однако если он располагает, как мы говорим, «практически полным необходимым комплектом врожденных качеств», то, несомненно, имеет смысл вырабатывать и развивать недоданное ему природой. По себе могу сказать, что на выработку, например, зрительной выносливости и терпимости к боли уходит немало времени. Достаточную ночную зрительную выносливость я приобрел только после того, как прошел около трех тысяч ночных рейдовых километров. А вот приобрести необходимую терпимость к боли пока не удалось.
Кстати, терпимость к боли — один из показателей, который тоже можно определить с помощью метода Шахбазова. Если у человека от природы низкий болевой порог, его клетки быстро разряжаются от самого ощущения боли. И долго не восстанавливаются.
— Вы наблюдали случаи наступления предельного падения энергетического потенциала у участников исследовательских рейдов?
— Да. Например, в эксперименте компактная группа из нескольких человек двигалась к заданному объекту по 60 километров за ночь в течение недели. В этом случае даже у молодых и тренированных разведчиков к четвертому-пятому дню наступают первые признаки сильного физического и психического истощения. А к концу рейда можно было наблюдать и полный набор этих признаков. Это вялая реакция на команды командира или даже ее полное отсутствие, немотивированные действия, потеря пространственной ориентации и координации, понижение температуры тела, неуправляемый тремор конечностей. Падение энергетического показателя ядер клеток в этих случаях бывает предельным. Вплоть до 2—3% — как у глубоких стариков!
— Что нужно делать командиру отряда или руководителю группы туристов в таких случаях?
— По возможности создать условия для реабилитации людей: тепловой комфорт, специальный рацион питания и изоляцию от товарищей. Да-да, в такой момент человеку нужно побыть в одиночестве, в темноте, в ограниченном пространстве. Когда уставшие участники тяжелого ночного рейда устраиваются на дневку, они иногда роют так называемые «щели» в земле, чтобы обеспечить себе, помимо индивидуальной маскировки, также свето- и шумоизоляцию.
— Играет ли какую-то роль в таких ситуациях мотивация участников на достижение цели?
— Да, эффективность действия группы во многом зависит от значимости задачи и осознанной мотивации каждого из ее участников. Поэтому так важно исследовать весь комплекс: психологическую, физическую и специальную готовность каждого члена группы к действиям в экстремальных ситуациях.