UA / RU
Поддержать ZN.ua

Теперь и в Украине онкобольные имеют реальную возможность вылечиться

Несмотря на то что человека издавна преследуют различные болезни, методов лечения, если разобраться, сегодня существует всего два...

Автор: Ольга Григоренко

Несмотря на то что человека издавна преследуют различные болезни, методов лечения, если разобраться, сегодня существует всего два. Первый, самый у нас распространенный, это когда врач, изображая индивидуальный подход, прописывает пациенту лекарство: «Попробуйте, должно помочь!» И чтобы успокоить, вспоминает, что кому-то из его пациентов помогло, правда, и диагноз был немного другой, и возраст не тот, но все равно полегчало. Этот метод специалисты называют прецедентным — когда врач пытается найти аналогичный случай из своей практики и «подогнать» под него пациента.

Второй метод — доказательная медицина, когда лечение проводится по стандартам, которые доказали свою эффективность благодаря многочисленным исследованиям. Доказательная медицина — самый короткий и эффективный путь к выздоровлению больного. Именно он положен в основу стандартов диагностики и лечения, по которым работает весь мир. Украине в этом плане, к сожалению, нечем похвалиться — стандарты лечения онкологических заболеваний у нас не являются общепринятыми, потому и получается, что одну и ту же болезнь разные врачи лечат совершенно по-разному, ориентируясь в первую очередь на возможности больницы, на то, что из арсенала фармпрепаратов доступно пациенту. При таком подходе особенно сложно приходится больным с тяжелыми патологиями, и в первую очередь — с онкозаболеваниями.

— Начнем с того, что согласно мировым стандартам, такого пациента должен вести онколог, а не онкохирург, как это было в советское время и практикуется до сих пор, — объясняет Феликс Ковнер, руководитель отдела клинической онкологии «Лікарні Сучасної Онкологічної Допомоги» (ЛІСОД). Разница прежде всего в том, что онкохирург рассматривает онкологию с точки зрения хирургии, а необходимо подходить комплексно, важно знать не только то, как оперировать, но прежде всего — когда оперировать, как это сочетать с облучением или химиотерапией.

На Западе развивается нехирургическая онкология, которой занимаются клинические онкологи. Именно они наблюдают пациентов, определяют стратегию и тактику, используя основные методы диагностики и лечения в строгом соответствии с мировыми стандартами. Безусловно, один из этих методов — хирургия, но он не единственный, кроме него используются лучевая терапия, химиотерапия, фототерапия, симптоматическая терапия и т.д. Хирургией нужно располагать, как одной из шахматных фигур на поле онкологии, ведь невозможно, чтобы шахматная фигура, даже если это королева или король, управляла всей шахматной доской.

Больница ЛІСОД Фото: Василий АРТЮШЕНКО
В Украине такой специальности как клинический онколог пока еще нет. А раз нет такой специальности, соответственно нет и программы подготовки. В ЛІСОД работают онкологи, которые прошли подготовку в ведущих центрах США, Европы, Израиля.

— Хотелось бы уточнить, в чем особенность методики лечения, которая применяется в вашей больнице. В онкодиспансерах, как правило, находятся больные, которые либо ждут операции, либо уже прооперированы. Пациенты, которые к вам обращаются, все нуждаются в операциях?

— К нам в основном обращаются больные, которые уже лечены-перелечены, оперированы и т.д. К сожалению, сегодня таких большинство. В излечении основную нагрузку, конечно, несет хирургия. За ней следует лучевая терапия и только потом — химиотерапия, которая почти никогда не используется как единственный метод лечения, она, как правило, применяется в сочетании с остальными. Есть заболевания, которые лечатся облучением или химиотерапией, но есть и такие, которые требуют только хирургического вмешательства.

— К сожалению, онкопатология часто развивается бессимптомно, человек даже не подозревает о том, что опасно болен. Что вы как онколог можете посоветовать — на что следует обратить внимание, чтобы визит в больницу не был запоздалым?

— Как бы банально это ни звучало, но первое условие для предотвращения заболевания — здоровый образ жизни. К такому выводу привели специальные исследования. Что такое здоровый образ жизни? Прежде всего — наличие физических нагрузок, умеренное употребление жирной пищи, избегание контакта с канцерогенами. Самый страшный и опасный канцероген — это сигареты. Казалось бы, так просто — брось курить и не подвергай свое здоровье риску, но, несмотря на опасность, люди не спешат отказываться от пагубной привычки. Заболеваемость опухолями дыхательных путей растет. Если почувствовал недомогание — не откладывай на потом, обратись к врачу.

— Насколько сложно на ранней стадии поставить точный диагноз?

— Это может быть и необычайно легко, и чрезвычайно трудно. Если обращается пациент, на теле которого выросла большая опухоль, конечно, диагноз поставить несложно. Но если у больного начался какой-то микроскопический процесс и не совсем понятно, где и что у него болит, врач должен прибегнуть ко всем возможным методам, чтобы выявить причину нездоровья.

С каждым годом все больше совершенствуются методы диагностики и лечения, которые предоставляют онкологическим больным реальную возможность не только вылечиться, но и вернуться к привычному образу жизни. Это удается если новообразование было обнаружено на ранней стадии и пациент вовремя прошел необходимый курс лечения и реабилитации. К сожалению, в Украине многие откладывают проблемы со здоровьем на потом, забывая, что в данном случае время работает против, счет порой идет буквально на дни и даже часы. Сегодня в мире весьма высок — до 80—95% — уровень излечения онкозаболеваний, выявленных на первой стадии. Это, конечно, обнадеживает. Но в годовом отчете Министерства здравоохранения Украины есть специальная графа, в которой указывается количество больных, у которых рак впервые был выявлен на третьей или четвертой стадии. Увы, цифры из года в год не уменьшаются. И тут нельзя все списать только на позднее обращение больных за медпомощью. Одна из причин — отсутствие в нашей стране диагностической системы, которая позволяет правильно поставить диагноз онкологическому пациенту.

Именно поэтому в ЛІСОД к обследованию пациентов относятся чрезвычайно серьезно. По словам заведующего отделом клинической диагностики Сергея Музыки, всего за полдня здесь можно сдать все лабораторные тесты, пройти эндоскопические и другие обследования.

— В результате многочисленных исследований, которые проводились по всему миру, были разработаны специальные программы скрининга, которые направлены на профилактику и раннее выявление онкозаболеваний. Это в первую очередь касается рака толстой и прямой кишки. В результате научных исследований были выявлены предраковые изменения слизистой оболочки толстой и прямой кишки. К ним относятся полипы и аденомы, которые имеют высокую степень перерождения в раковую опухоль. Не секрет, что пациенты боятся неприятных ощущений и поэтому нередко отказываются от серьезного обследования органов пищеварительного тракта. У нас такие процедуры проводятся в щадящем режиме, можно сказать с максимальным комфортом. Наши пациенты не испытывают никаких неприятных ощущений, потому что во время обследования они… спят, с ними работает анестезиолог, — рассказывает С.Музыка.

— Процедура проводится под наркозом?

— Нет, это глубокая седация. Мы используем препарат ультракороткого действия, который действует до тех пор, пока его вводят в вену, а как только прекращают его вводить, пациент сразу же просыпается, при этом не испытывает никаких неприятных ощущений. Таким образом исследуем верхний отдел пищеварительного тракта — пищевод, желудок, а также кишечник, желчевыводящие протоки и поджелудочную железу.

— Как часто выявляются онкозаболевания у пациентов, которые не ощущают никаких особых симптомов?

— При исследовании толстой кишки предраковое состояние обнаруживается достаточно часто — в 25% случаев. Весьма серьезная ситуация, если учесть, что каждый четвертый пациент имеет полипы, но об этом даже не догадывается и, естественно, ничего не предпринимает, чтобы упредить дальнейшее развитие рака. Нередко выявляют и предраковые состояния желудка.

— Предраковое состояние — это не рак, но время терять нельзя. Что делать пациенту с этим диагнозом?

— Лечиться. Мы удаляем полипы в желудке или кишечнике, лечим предраковые состояния пищевода и т.д. Но главное — пациент знает, что он попал в группу риска и нуждается во врачебном наблюдении.

ЛІСОД уделяет большое внимание развитию своих кадров. Практически все врачи прошли стажировку в лучших центрах США, Европы и Израиля.

Алла Винницкая Фото: Василий АРТЮШЕНКО
— У нас и доктора, и медсестры особенные, — рассказывает Алла Винницкая, доктор медицинских наук, главный врач ЛІСОД. — Персонал мы подбирали очень тщательно, как я говорю — бриллиантик к бриллиантику. Мы привезли в Украину западную медицину, наши доктора работали одной командой с теми иностранными коллегами, которые сейчас у нас консультируют. Важно и то, что медицинские сестры тоже прошли стажировку, научились работать на тех аппаратах и с теми инструментами, которых раньше в украинских больницах не было. Так что, когда мы декларируем, что используем мировые стандарты лечения и диагностики, это соответствует действительности.

— Кто в основном обращается сейчас в ЛІСОД? Как люди узнают о вашей больнице?

— К нам чаще всего приходят люди, которые не удовлетворены предоставленным лечением, но не теряют надежды на спасение. Обращаются они к нам, как правило, по рекомендации своих знакомых. А теперь первичную консультацию онколога можно пройти в отделении ЛІСОД в Киеве. Подробную информацию можно найти на нашем сайте, а также позвонив по телефону горячей линии 8 800 500 11 00.

Преимущество нашей больницы в том, что к нам может обратиться любой человек, почувствовавший недомогание. Онколог определит алгоритм обследований, которые необходимы именно ему. Краеугольный камень онкологии — правильно установленный диагноз. Все понимают, что ошибка в диагнозе влечет за собой неправильное лечение и даже смерть больного. Наш пациент получает такую же медицинскую помощь, какую оказывают в лучших онкологических больницах развитых стран. Если он поедет в Австрию, Германию или, скажем, Швейцарию, ему назначат такой же алгоритм лечения, что и в ЛІСОД. Иногда бывает, что пациенты обследуются у нас, а потом решают поехать за границу. По возвращении приходят к нам на лечение с документами, в которых записаны рекомендации, которые назначали наши врачи. И это понятно, ведь в ЛІСОД применяются те же международные протоколы, которые доказали свою эффективность во всем мире.