Очередной синтез микробиологии и зоологии, как сказали бы наши газеты лет двадцать назад, шествует по планете. Ученым странным образом удается назвать очередную заразу очередным же странным именем. На памяти многих — грипп гонконгский, птичий и бог знает еще какой. Теперь вот, пожалуйте, свиной.
То, что любая болезнь в принципе свинская штука, никто не спорит. А тут, выходит, свинство двойное. Впрочем, спрятав новый вид вируса за обозначением А/H1N1, все уже забыли, почему первоначально грипп обозвали «свиным». Но, как говорится, не в названии дело.
Как гласит история, именно Канада дала новому гриппу путевку в международную жизнь еще в апреле. После того как очередной турист-путешественник привез вирус из Мексики. Правда, остается неясным, где он был до этого и почему появился будто ниоткуда. Нет, никто не отрицает, что какое-то новое заболевание есть и оно не безопасно (а какое заболевание безопасно?). Но насколько оно критично?
В той же Канаде, как свидетельствует статистика, с апреля от новой модификации вируса гриппа скончалось 115 человек (при численности населения — более 32 миллионов человек). Но от вируса ли? Канадские врачи, основываясь на анамнезах заболеваний, свидетельствуют: вирус сам по себе не является причиной смерти. Просто он настолько силен, что ослабляет иммунную систему человека, а на этом фоне либо обостряются его хронические заболевания, либо возникают осложнения. Но кто подсчитывал, сколько людей по всему миру умерло от осложнений после простой ангины? Кстати сказать, эта самая простая ангина может дать осложнения и на сердце, и на почки и еще бог знает на что. И в состоянии если не убить, то сделать человека калекой на всю жизнь. Однако же никто не бъет пандемическую тревогу из-за ангины. Так что есть подозрения, что шумиха вокруг А/H1N1 в некоторой степени рекламный трюк.
А ведь действительно, после появления А/H1N1 правительства сразу нескольких стран выделили энное количество миллионов долларов на исследования и разработку вакцины. После этого, скажем, только канадское правительство уже оплатило более 50 миллионов доз (численность населения —32 миллиона). Глядя только на эти факты, скажите, кому на руку вся эта шумиха и паника?
Однако же вернемся в Канаду инфицированную. Волнения такого рода показывают степень готовности государства к непредвиденным обстоятельствам. Здесь сразу после выявления первых бациллоносителей во всех общественных местах появились коробочки на подставках, содержащие дезинфицирующие растворы, а в магазинах — другие коробочки, из которых вы совершенно бесплатно можете извлечь защитную маску. При желании, конечно. Надо сказать, марлю тут никто не рассматривает как стратегическое сырье наравне с золотом или ураном, а человека в маске можно найти только в приемном покое госпиталя. Потому что именно тут может появиться носитель вируса.
Неестественно быстро (как для нового медицинского препарата) появилась и вакцина, на разработку и развертывание массового производства которой ушло чуть больше полугода. Все это заставляет задуматься как над действенностью вакцины, так и над ее безопасностью: клинических испытаний практически не проводилось и об отдаленных последствиях ее применения никто не имеет понятия. Однако к вакцинации приступили в срочном порядке. Сначала она предполагалась как поголовная. Но производство дало сбой (кстати, о его причинах никто ничего не знает), и тогда были определены группы первоочередной вакцинации. В эти группы вошли дети от полугода до пяти лет, женщины со сроком беременности более 20 недель, люди старше 65 лет и имеющие хронические заболевания, медицинские работники, члены семей тех, кому вакцинация по медицинским соображениям противопоказана, а также проживающие в отдаленных от медицинских учреждений местностях. По традиции такие массовые медицинские мероприятия (в их число, к примеру, входит и добровольный отбор донорской крови) проводятся в молах — огромных торговых центрах, которые уже появились и в Украине. А поскольку вакцинация — совершенно бесплатная акция, то в местах ее проведения собираются довольно длинные очереди — первые, которые мне довелось увидеть в Канаде.
Однако, как уже говорилось, «эпидемия», особенно последняя — не столько медицинское, сколько социальное явление. Как известно, в Украине А/H1N1 стал предвыборным козырем большинства партий (пусть это будет на их совести). Но и в демократической Канаде не обошлось без проблем. Как только была объявлена «группизация» по степени риска, мгновенно возник скандал, который, кстати, мог возникнуть, пожалуй, только в демократической стране. Суть его заключалась в том, что среди первоочередников оказалась… администрация семи госпиталей Торонто и два должностных лица от медицины в Альберте. Им приписывается злоупотребление служебным положением. Предвижу, что внимательный читатель может мне возразить: ведь среди групп первоочередного получения прививок значатся медицинские работники. Да, но по канадским понятиям медицинский работник — это врач, медсестра или няня. А вот администрация госпиталя — не медицинский персонал. Правда, все вдруг забыли, что вакцинация административной верхушки госпиталей была проведена еще до объявления групп риска, тогда, когда считалось, что доз вакцины хватит на всех и сразу. Но благодаря канадской прессе (пресса везде одинакова, ей бы только скандалов побольше) будет расследоваться дело о злоупотреблениях администраций госпиталей, а двое администраторов из Альберты уже уволены. Вот такой парадокс.
Кстати, в подобной ситуации, когда за дело берется правительство, проскочить «на шару» не удастся. Даже миллиардер не смог бы купить несколько доз вакцины, поскольку каждая ампула поставлена на правительственный учет. Даже непосредственно на фирме-изготовителе. Ведь компания уже имеет проплаченный правительственный заказ, терять который или же нарушать условия договора в капиталистическом мире никому в голову не придет. Слишком дорогими в плане финансов могут оказаться последствия.
И тут невольно сравниваешь и задумываешься: кто в такой ситуации первым получил бы прививки в Украине?..