UA / RU
Поддержать ZN.ua

СТРАНА СЛЕПЫХ

Есть ряд заболеваний, которые находятся как бы в фокусе общественного внимания, например, СПИД, туберкулез, гепатит.....

Автор: Валентина Гаташ

Есть ряд заболеваний, которые находятся как бы в фокусе общественного внимания, например, СПИД, туберкулез, гепатит... О них пишут, о них говорят, по их поводу принимаются решения, на их исследование и лечение выделяется дополнительное финансирование. Но есть недуг, которому уже сейчас подвержены или стоят на грани заболевания около 70% школьников, который может привести к инвалидности, который передается по наследству! И тем не менее этой проблеме внимания уделяется гораздо меньше.

Речь идет о близорукости.

- Все население земного шара делится на три категории: дальнозоркие (45%), «нейтральные» (45%) и близорукие (10%), - рассказывает профессор кафедры офтальмологии Харьковского государственного медицинского университета профессор Станислав Федорович Зубарев. - Когда харьковские офтальмологи на практике заметили, что количество близоруких возросло и среди взрослого населения, и особенно среди детей, была поднята тревога. В специально созданную по этому поводу комиссию по проверке зрения у школьников вошли специалисты медицинского университета разного профиля: гигиенисты, педиатры, психологи, окулисты. Углубленная проверка почти тысячи учащихся одной из харьковских школ показала, что приведенные выше естественные пропорции состояния зрения резко ухудшились.

Прежде чем привести конкретные цифры, напомню читателю сведения о том, как функционируют детские глаза.

Итак, как только ребенок просыпается и поднимает веки, из коры головного мозга мгновенно идет команда к так называемым аккомодационным мышцам: установить фокусировку! В соответствии с приказом эти миниатюрные мышцы напрягаются, чтобы, изменяя кривизну хрусталика, постоянно сохранять отчетливое изображение на сетчатке. Если ребенок живет в нормальном для его возраста зрительном режиме, он, как и положено, даже не осознает, какую тонкую ежесекундную настройку производят его глазки, чтобы он видел окружающий мир ясно и четко.

Но если ребенок, к примеру, читает книжки, напечатанные мелким шрифтом или на плохой бумаге, его аккомодационному аппарату приходится выполнять чрезмерно напряженную работу. При этом вырабатывается недостаточное количество внутриглазной жидкости, питающей оболочки и содержимое глаза, или она вырабатывается некачественная. То есть в результате такого напряжения страдает питание всех структур растущего глаза. Это приводит к спазму аккомодации или, другими словами, к ложной близорукости. А длительный спазм приводит неизбежно к уже истинной близорукости.

Удивительно, что эволюция не выработала какого-нибудь ярко выраженного специфического сигнала или болевого синдрома в ответ на начавшееся неблагополучие такого важного органа! Ведь с помощью зрения мы получаем львиную долю информации о внешнем мире. Максимум, что может ребенок почувствовать при опасной перегрузке глаз - это некий дискомфорт, легкое утомление, нежелание длительно выполнять такого рода работу, иногда головную боль.

Поэтому так необходима ежегодная диспансеризация школьников. Именно во время ее проведения чаще всего и обнаруживаются первые признаки неладов со зрением, которые до этого не замечали ни родители, ни сами дети.

Но традиционная проверка остроты зрения только с помощью таблицы может не проявить полную картину неблагополучия, поскольку лишь разделит детей на уже близоруких и тех, кто еще видит все необходимые десять строчек.

Проблема в том, что у детей должны быть так называемые резервы аккомодации. А их-то, как показали более глубокие исследования харьковских специалистов, нет уже у немалого числа первоклассников! То есть ребенок выдает необходимые десять строчек, но использует для этого последние силенки! Это значит, что при следующей диспансеризации он, скорее всего, уже не разглядит самые мелкие буковки. Процесс, что называется, пошел...

А ведь должна быть еще безукоризненная совместная работа левого и правого глаза, то есть способность к слиянию изображений в одно. Нельзя не упомянуть и такой важный показатель, как ближайшая точка ясного зрения. И тождественность остроты зрения левого и правого глаза. Все эти показатели здоровья детских глаз не просто тесно взаимосвязаны, они переплетаются в единый клубок.

Итак, в результате осмотра тысячи школьников с первого по одиннадцатый класс выявилась действительно очень тревожная картина.

Вдумайтесь! 25% учащихся уже имеют пониженную остроту зрения. У 50% - резервы аккомодации ниже половины возрастной нормы. У 25% наблюдается разница в аккомодации правого и левого глаза. У 89% школьников не соответствует норме такой показатель, как ближайшая точка ясного зрения.

Причем, у нынешних первоклассников ситуация хуже, чем у выпускников! Дети только начали учиться, но уже успели почти полностью растратить неприкосновенный запас, которым их снабдила природа для обеспечения функционирования глаз в течение всей дальнейшей жизни. Значит, к одиннадцатому классу положение у этих детишек еще ухудшится... Возникает традиционный вопрос - «Кто виноват?»

- Одна из главных причин снижения зрения у школьников - учебники, которые не соответствуют офтальмогигиеническим требованиям, - говорит доктор биологических наук Марина Леонидовна Кочина.- Мы проверили более сотни используемых нынче в общеобразовательных школах учебных пособий. Масса нарушений! Здесь и значительное занижение размеров как основного, так и дополнительного шрифтов. И нарушение длины строк. Использование многоколонкового набора, который приводит к увеличению числа переносов в тексте. Использование шрифтов наклонного начертания. Чересчур мелкие надписи к иллюстрациям. Во многих учебниках не выдержаны размеры полей. Плюс некачественная бумага - желтая, лохматая, не обладающая нужной отражательной способностью. С нарушением требований выпускаются и тетради, и различные пособия, и дополнительный материал.

А если еще к этому добавить плохую, как правило, освещенность в стандартном классе, не отвечающие гигиеническим требованиям доски и парты, то нечего и удивляться, что даже один год обучения в обычной общеобразовательной школе отнимает у многих детей радость полноценного зрения. (Здесь мы пока не говорим о «вкладе» телевизора, компьютера, электронных игрушек и прочих примет современности - это тема следующей статьи.)

- Особую горечь ситуации придает тот факт, что все необходимые гигиенические нормы для школьников уже давно разработаны в деталях, - говорит профессор Зубарев. - Как выразился один из моих коллег, известный в Украине гигиенист Михаил Петрович Воронцов, мы ведь положили на это жизнь! Во времена Советского Союза все учебники, вообще любая печатная продукция для детей выпускалась только с соблюдением ГОСТа. Причем, потребитель об этом и не догадывался, соблюдение нормативов подразумевалось само собой.

А сейчас в Украине полностью отсутствует механизм контроля за качеством издаваемых учебников. То есть сертификации издательской продукции для детей нет вообще. Но есть, слава Богу, неравнодушные люди, профессионалы, верные клятве Гиппократа. В частности, сотрудники медуниверситета проводят работу по исследованию зрения у школьников без оплаты, на общественных началах.

В результате разработаны, а главным санитарным врачом области И.Кратенко утверждены «Временные гигиенические требования к детской издательской продукции на территории Харьковской области». Правда, этот документ пока не действует, поскольку не разработан сам механизм осуществления контроля за издаваемой и реализуемой продукцией. Сейчас, по-видимому, это на самом деле сделать труднее, чем раньше. Ведь кроме государственных учреждений издательским бизнесом и торговлей книг занимается масса различных фирм и фирмочек. Хотя, по словам специалистов Харьковского медуниверситета, офтальмологи владеют всеми необходимыми методами и наработками для организации такого контроля. Дело только за исполнительной властью. И здесь у меня промелькнула спасительная мысль. А может быть, близорукость - это просто адаптация к нынешним условиям жизни? Ведь современному человеку приходится гораздо больше употреблять глаза для работы вблизи, чем, к примеру, древнему греку или даже современнику Пушкина. И большинству из нас нет, в сущности, никакой необходимости иметь зрение, что называется, как у орла. Надел очки - и все в порядке!

- Нет, близорукость не может быть нормой, - говорит Станислав Федорович. - Если бы только очки... Но дело в том, что при этой патологии зрения часто страдает сетчатка глаза, она растягивается, в ней возникают кровоизлияния, погибают колбочки, она может попросту разорваться. Это болезнь, которая нередко диктует ограничения по профессии, занятию спортом или ведению родов у женщин. Это болезнь, которая может прогрессировать, грозить осложнениями и инвалидностью. Сейчас во ВТЭКовских комиссиях процент инвалидов по зрению гораздо выше, чем раньше.

Как я поняла из объяснений, в жизни эта ситуация выглядит так. Например, родители привели к окулисту подростка 15-16 лет со слабой близорукостью так называемого осевого типа. Если ребенок будет строго выполнять все предписания врача, осложнений не будет. Но уже существующая патология зрения останется на всю оставшуюся жизнь.

Но когда приводят с такой же степенью близорукости первоклашку, что не редкость в нынешнее время, специалист поясняет, что в этом случае близорукость будет неизбежно увеличиваться, поскольку глаза у человека растут до 18 лет. При самом тщательном лечении близорукость будет увеличиваться минимум на 0,25 диоптрии за год! А без лечения - и на все 2,0 диоптрии в год... А это, к сожалению, гарантированная инвалидность в недалеком будущем.

Вот почему офтальмологов так тревожит возрастание количества детей с ослабленным зрением еще на пороге школы! Ведь по тревожности ситуации мы приближаемся к Японии, где, как известно, очки вынуждено носить подавляющее большинство населения.

Нужно не откладывая принимать меры. На уровне государства - это забота о благоприятной для глаз визуальной среде, в частности тот же контроль за качеством полиграфической продукции для детей или соблюдению норм освещенности в классных комнатах. Это так важно и не так уж дорого! А на уровне личности и семьи - это автоматизм в исполнении всех современных гигиенических требований, которые выработали офтальмологи.

Их должны знать взрослые и дети так же твердо, как то, что нужно мыть руки перед едой. Например, текст должен быть на расстоянии не ближе 33 сантиметров от глаз. При этом младшеклассники должны давать отдых глазам через 15-20 минут, а старшие - через каждые полчаса. Школьники пятых классов могут сидеть за компьютером не более 15-20 минут. Телевизор должен находиться минимум в двух метрах от зрителя. И так далее и тому подобное. Помним ли мы эту азбуку бережного отношения к такому поистине невозобновляемому ресурсу здоровья, как зрение?

И пожалуйста, не учите своего ребенка из родительского тщеславия читать с трех лет, когда глаза еще не готовы к такому труду. Не приучайте его в четыре к компьютерным играм, когда и взрослые с легкостью «садят» глаза за этим занятием. На каждом этапе развития зрения есть оптимальные нагрузки, запрограммированные самой природой. Их не обойти!

Помните семью Никитиных, об экспериментальной системе раннего развития их детей так много и восторженно писали лет десять-двадцать назад. Так вот, жизнь показала, что несмотря на их усилия, предпринимаемые, несомненно, из самых лучших побуждений, все-таки ни один из ребятишек не стал яркой творческой личностью или выдающимся специалистом в какой-либо области, а вот очки они надели». На детях экспериментировать нельзя.

И не спешите искать нетрадиционные способы исцеления детской близорукости в коммерческих фирмах. Как часто после вовсю разрекламированных методов «лечения» их все-таки приводят на прием к традиционному окулисту.

Что было для меня самым удивительным в беседе с офтальмологами, так это факт, что с помощью специальной аппаратуры прогноз состояния зрения человека на всю его жизнь можно сделать уже через час после рождения. Естественно, если в дальнейшем его глаза не будут подвергаться чрезмерной нагрузке, а все правила гигиены будут неукоснительно соблюдаться.

Наши глаза, увы, не адаптируются к новым условиям жизни. Более того, известно, что близорукость не только наследуется примерно в 85% случаев, но у детей ее степень обычно становится выше, чем у родителей. Время бездумного растрачивания ресурсов важнейшего из наших органов чувств миновало. И тот, кто этого не видит, тот действительно слеп.