UA / RU
Поддержать ZN.ua

«Столб жизни» можно ремонтировать

Не часто можно встретить взрослого человека, который хоть иногда да не жаловался на боли в спине. «Остеохондроз!» — говорим мы в таких случаях понимающе...

Автор: Валентина Гаташ

Не часто можно встретить взрослого человека, который хоть иногда да не жаловался на боли в спине. «Остеохондроз!» — говорим мы в таких случаях понимающе. У детей другая распространенная проблема — искривление позвоночника, сколиоз. Эти два недуга плюс остеопороз — вымывание кальция из костей — удерживают одно из первых мест по частоте распространения в Украине. Специалисты считают, что дегенеративно-дистрофические заболевания позвоночника — это своего рода тихая эпидемия нашего времени.

Институт патологии позвоночника и суставов имени М.Ситенко — ведущая исследовательская организация, занимающаяся данной проблемой. Он был создан в 1907 году как центр лечения больных травматологического профиля. Еще в 20-е годы минувшего века в институте начал выходить первый в СССР журнал «Ортопедия и травматология». Тогда же здесь лечился автор романа «Как закалялась сталь» Николай Островский. Сейчас на счету харьковских ученых немало изобретений, которые специалисты уникального опытно-производственного подразделения института воплотили в конструкциях, дающих возможность проводить как текущий, так и капитальный «ремонт» позвоночного столба, который буддийские мудрецы называют «столбом жизни».

Пломба для позвоночника

...Поскользнулся, упал, очнулся, поднялся. Болит спина, но вроде не так чтоб уж очень. Только через три недели, когда терпеть боль стало уже невозможно, 50-летний мужчина обратился в Институт патологии позвоночника и суставов.

Оказалось: у него тяжелый компрессионный перелом первого поясничного позвонка, который без соответствующего лечения мог привести к тяжелому радикулиту, нарушениям работы внутренних органов, спинного мозга и сосудов вплоть до инвалидности. Еще пару лет назад пострадавшему грозила бы серьезная операция, потом три-четыре месяца неподвижности, на такой же срок корсет и при этом, увы, никакой гарантии, что позвонки срастутся как нужно. Пациенту удалось избежать такого развития событий — врачи поставили на его позвоночник… пломбу.

— В какой-то степени это можно сравнить с пломбированием зуба, — рассказывает заведующий отделением патологии позвоночника, профессор Геннадий Грунтовский. — С помощью тонкого катетера хирург ввел особый быстротвердеющий биоцемент в полость, образовавшуюся между двумя позвонками в результате перелома. Весь процесс пломбирования контролировался с помощью рентгена. Материал заполнил пустое пространство — при этом окружающие ткани не пострадали — и затвердел. Уже через пять суток больной поднялся на ноги.

Сейчас бывший пациент продолжает работать в одной из харьковских газет. Работа эта, как известно, требует мобильности и хорошего самочувствия. По словам специалистов, журналист может считать себя практически здоровым человеком, но не забывать о необходимости постоянно заниматься физкультурой. Активно работающие мышцы заставляют трудиться периферические кровеносные сосуды, которые несут к позвоночнику полезные вещества и выводят шлаки. Единственное ограничение для запломбированного позвоночника — в первые месяцы после операции нельзя носить тяжести.

Врачи института сделали уже около сотни таких операций, среди которых были уникальные. Например, они поставили сразу четыре пломбы пациентке со множественными переломами позвоночника, которые она получила в результате автомобильной аварии. Сейчас пациентка ведет обычный образ жизни — ее собственная костная ткань срослась с биоцементом и образовала монолит. Специалисты считают, что именно благодаря малоинвазивной хирургии, то есть операциям из небольшого доступа, лечение позвоночника вышло сейчас на качественно новый уровень развития.

Харьковские ученые запатентовали свое устройство для пломбирования. К сожалению, оно существует лишь в одном экземпляре и применяется только в Институте патологии позвоночника и суставов. Это значит, что ставить больных с такими переломами на ноги за считанные дни вместо многих месяцев могут сейчас только в Харькове.

Растущая конструкция

Статистика заболевания сколиозом детей школьного возраста в Украине неутешительна — им страдают шестеро из каждой тысячи. Не все случаи можно исправить, прибегнув к лечебной гимнастике, плаванию, консервативному лечению или ношению корсета. Прогрессирующая форма сколиоза, а это один ребенок на тысячу, что в масштабах страны составляет уже серьезную цифру, требует оперативного лечения.

В таких случаях вертебрологи накладывают и закрепляют вдоль позвоночника металлические стержни, поддерживающие его в нормальном положении. В мире такие корректирующие конструкции далеко не новинка, хотя в Украине применяются только в Харькове и Киеве. Однако при всех достоинствах у них есть один существенный недостаток — металлические стержни, в отличие от ребенка, не растут. Это значит, что нужно либо ждать, пока у ребенка прекратится рост, в то время как деформация позвоночника увеличивается, мешая функционированию внутренних органов и сердечно-сосудистой системы. Либо вживлять корректирующую конструкцию, но спустя некоторое время заменять подросшему пациенту стержни на более длинные, то есть вновь подвергать его тяжелой операции. Оба варианта далеки от оптимального.

Харьковские ученые первыми в мире сделали принципиальный шаг вперед, создав новую конструкцию, которая способна… расти вместе с ребенком. Воплотить в жизнь эту идею сумел научный сотрудник института, кандидат медицинских наук Андрей Мезенцев. Теперь ребенок растет, его позвоночник постепенно вытягивается вверх и тянет за собой за счет резьбы скользящую часть металлических стержней. Медики уже сделали успешные операции нескольким десяткам пациентам, самому младшему из которых к моменту операции исполнилось восемь лет. В перспективе, считают ученые, можно будет таким образом выпрямлять позвоночник и пяти-шестилетним детям.

— За небольшим исключением, дети совсем не ощущают присутствие конструкции в теле, а качество их жизни улучшается неимоверно, — говорит руководитель клиники детской ортопедии института профессор Станислав Дмитриевич Шевченко. — Устройство позволяет исправлять позвоночник сразу в трех плоскостях, сохраняя при этом естественную форму спины. Правда, инвалидность как таковая не снимается, поскольку сама причина деформации остается, но ребенок может ходить в обычную школу, общаться со сверстниками, даже посещать уроки физкультуры, хотя и с некоторыми ограничениями. А женщинам спасительные стержни не помешают иметь детей. Первую операцию такого рода мы сделали четыре года назад — сейчас у этого подростка виден только малозаметный послеоперационный рубец.

Растущая титановая конструкция, удостоенная звания «Лучшее изобретение Украины 2001 года», запатентована и уже производится на харьковском предприятии ООО «Восток-Н». Хотя это относительное и недорогое устройство — оно в несколько раз дешевле обычных импортных, — однако все-таки не всем родителям оно по карману. Специалисты считают, что закупки этих конструкций нужно проводить централизованно, как это делается сейчас в Украине в случае с эндопротезами суставов или клапанами сердца. В рамках государства это совсем небольшие затраты, которые окупятся сторицей — возвращением детей-инвалидов к нормальной жизни.

Раньше прогрессирующий сколиоз называли «крестом» ортопедии, поскольку ничем не могли помочь маленьким пациентам. Сейчас это уже не крест — это хирургия, дающая больным перспективу полноценной жизни. Маленькая, но характерная деталь — когда трех бывших пациентов профессора Шевченко угораздило попасть в тяжелые автомобильные аварии, скрытая внутри их конструкция не только сама выдержала удар, но и спасла позвоночник от перелома.

От коралла до выращивания клеток

— Николай Алексеевич, объявление «лечу патологии позвоночника» явно входит в пятерку фаворитов частной медицинской рекламы. Можно ли верить таким обещаниям? — спрашиваю директора Института патологии позвоночника и суставов, профессора, заслуженного деятеля науки Украины Н.Коржа.

— Далеко не всегда. Среди наших пациентов есть те, кто поначалу доверился таким объявлениям, а потом обратился к нам с уже запущенными формами болезни. Консультационная поликлиника института приняла в прошлом году 43 тысячи человек. Круглый год полностью заполнена и клиника на 240 коек. Как правило, мы имеем дело с самыми сложными случаями, хотя при малейшей возможности стараемся уйти от хирургического вмешательства, оперативная активность достигает 75%.

— Вы сталкивались в своей практике с пожилыми людьми, у которых с позвоночником было все в порядке?

— С возрастом позвоночник изменяется у всех без исключения, однако процессы разрушения и адаптации идут в нем параллельно. Типичный пример — штангисты, особенно те, которые уже перестали активно заниматься спортом. Запредельные нагрузки при поднятии штанг не могли пройти для позвоночника бесследно, но в случае, если организм сумел скомпенсировать его недостатки, бывший спортсмен может себя чувствовать достаточно хорошо. Бывает и так, что человек не жалуется, но на рентгенограмме видны нарушения структуры позвоночника, которые с большой вероятностью могут привести к переломам.

Врачебное вмешательство необходимо в тех случаях, когда процессы разрушения идут в опережающем темпе.

— А из-за чего возникает сильная боль в спине, когда человек не может, что называется, ни согнуться, ни разогнуться?

— Причины боли могут быть разными. Так, значительный процент всех неприятностей локализуется в небольших суставах позвонка. Они стареют, уменьшаются в размерах и при движении начинают тереться друг о друга, сдавливая нервные окончания, что и вызывает болевые ощущения. Сейчас мы можем убрать боль разными методами. Например, прижечь нервные окончания или провести блокаду лекарственными веществами. Можно также исключить трение суставов позвонков, введя в полость между ними с помощью небольшого разреза или прокола кожи трансплантаты или биокерамику. Разработанная нами операция небольшая, пациент может пролечиться по принципу стационар на дому — затраты маленькие, а эффект очень хороший.

— Биоцемент, биокерамика… Как возникла идея использовать для «ремонта» позвоночника эти материалы?

— Вначале была идея использовать кораллы, растущие в южных морях. Этот органический биоинертный известняк в принципе подходит для роли заместителя костной ткани, однако он оказался слишком хрупким. Биокерамика, которую мы используем вот уже 30 лет, больше всего отвечает нашим требованиям. Она обладает необходимыми механическими свойствами и из нее легко можно изготовить все нужные детали опорно-двигательного аппарата.

В тесном сотрудничестве с Институтом огнеупоров и Харьковским национальным университетом мы разработали разные виды этого материала: есть керамика плотная, есть в виде гранул, есть самопроизвольно рассасывающаяся в организме. Среди новых перспективных разработок нашего института — полифункциональная пористая керамика, которая может не только замещать костную ткань, но и лечить очаг заболевания. Если такую керамику перед заполнением полости насытить антибиотиками, витаминами, ионами серебра, кальциевыми препаратами, она будет постепенно отдавать лекарства и биологически активные вещества окружающим тканям.

— Какая из разработок института находится еще в стадии эксперимента?

— Мы отработали на лабораторных животных технологию выращивания из зачатков молодых и здоровых хрящевых клеток — аналога клеток суставного хряща и межпозвоночного диска. Их можно пересаживать в больной сустав или диск, восполняя образовавшийся дефицит. Проблема состояла в том, что хрящевая ткань очень капризная, ее вырастить гораздо труднее, чем, например, нервную или мышечную ткань. Однако наши усилия были вознаграждены — инъекция взвеси выращенных клеток животным с патологией позвоночного диска привела к явному улучшению его состояния. Я уверен, что выращивание хрящевых клеток можно будет поставить на поток.

Чтобы добиться более точного попадания выращенных клеток по адресу, мы пробуем сейчас доставлять их к месту поражения на подложке из так называемой биодеградирующей керамики. Постепенно рассасываясь, она дает возможность хрящевым клеткам заполнить новое место жительства и образовать там колонию. Результаты, полученные в эксперименте, обнадеживают. Наш следующий шаг — перенесение новой, действительно революционной методики на лечение людей. Скольких тогда больных можно будет избавить от страданий, вернуть к нормальной жизни!

***

Сегодня украинская научная школа вертебрологии (от латинского columna vertebralis — позвоночный столб) не уступает по уровню мировой. Однако ее достижения, увы, пока не вошли в широкую медицинскую практику нашей страны — и это не вина ученых-новаторов, а беда для всех нас. Чтобы распространить, чем владеет пока ограниченная группа ученых и хирургов, для начала нужно хотя бы признать новую специальность и массово готовить врачей-вертебрологов. Это специалисты, требующие особой последипломной подготовки в научно-исследовательских институтах и на кафедрах медицинских вузов. В их компетенцию входят ортопедия, рентгенология, нейрохирургия, физиотерапия. Квалифицированная помощь при таком массовом распространении заболеваний позвоночного столба, уверены специалисты, должна оказываться уже на уровне районных поликлиник. А пока высший вертебрологический пилотаж доступен только харьковчанам.