UA / RU
Поддержать ZN.ua

СТЕНОКАРДИЯ БОИТСЯ ЛАЗЕРА

Чудеса бывают и в кардиологии. Сто восемьдесят два пациента, страдавших стенокардией (иначе - груд...

Чудеса бывают и в кардиологии. Сто восемьдесят два пациента, страдавших стенокардией (иначе - грудной жабой), для которой прежде всего характерны сильные, давящие боли за грудиной или в левой части груди и которая часто предшествует инфаркту миокарда, подверглись необычному лечению. С помощью лазера им просверлили дырки в стенках сердечной мышцы. После этой процедуры половине пациентов стало лучше. Даже год спустя они запросто, не испытывая неприятных ощущений, совершают прогулки на значительные расстояния. Это при том, что раньше они без болей не могли встать с постели и обычное лечение им не помогало.

Рассказывая об этом впечатляющем эксперименте, английский медицинский журнал «Ланцет» подчеркивает, что исследователи сами не имеют ясного представления, почему столь нетрадиционное воздействие на сердечную мышцу дало такие результаты, и выдвигают разные гипотезы.

Но почему кардиохирурги вообще решили прибегнуть к лазеру? Стенокардия возникает, когда сердечной мышце начинает не хватать крови, а лазерное лечение, как им казалось, должно увеличить кровоток в мышце. Лазерный луч проделывает в мышце канальчик, и кровь по нему устремляется прямо в мышцу, минуя обходной путь через артерии. Природе такой вариант известен: сходную картину можно наблюдать у пресмыкающихся. Так объясняет идею лазерного лечения стенокардии один из ее авторов, Джеймс Джонс, возглавляющий отделение хирургии в университете штата Миссури. Из 182 операций, о которых рассказывалось в «Ланцете», он произвел 42.

«И тут возник парадокс, - продолжает Джонс. - Операция устранила стенокардию у половины пациентов, но не затронула ее причин. Измерения не обнаружили никакого увеличения притока крови. Но ведь тут психотерапией и не пахнет».

Идея лазерного лечения не свалилась с неба. Она вызревала постепенно, и о ней говорили давно, комментирует Тимоти Гарднер, глава отделения сердечно-сосудистой хирургии в Пенсильванском университете и председатель совета по сердечной и сосудистой хирургии Американской ассоциации кардиологов. На предварительных исследованиях часто говорилось о том, что лазерное воздействие должно способствовать обновлению сосудистой системы в сердечной мышце и что оно, таким образом, спасет тех, кто не в состоянии перенести ангиопластику или шунтирование. Скептики не верили, потому что эксперименты были организованы нечетко и заявления о пользе лазерной хирургии больше были похожи на торжественные обещания, чем на объективные описания результатов. Исследование, о котором рассказывается в «Ланцете», - первое, когда клинический эффект и получен, и описан строго научными методами. И все же, продолжает доктор Гарднер, нужно учитывать, что наблюдение за пациентами, перенесшими операцию, длится всего лишь год. Стенокардия отступила, но она может появиться снова и вернуть утраченные позиции. Нужно проследить, что будет еще через год, через два, три, и тогда уже обобщать.

Пациенты, над которыми был проделан смелый опыт, лечились в 16 медицинских центрах. Каждый из них принимал по два-три лекарства от стенокардии, причем в максимальных дозах, и все же испытывал сильные боли в груди. Операция, которую все они перенесли, была несложной. Через небольшой надрез в грудной клетке хирурги быстро добирались до сердца и просверливали лазером от 15 до 30 дырочек. Спустя год эти пациенты могли делать однообразные механические упражнения на 65 секунд дольше, чем до операции. Контрольная группа, получавшая одни лекарства, показала обратное: на 46 секунд меньше, чем за год до этого. Боль уменьшилась у половины оперированных: в контрольной группе - только у каждого седьмого.

Если лазерная хирургия не увеличивает притока крови, почему тогда пациентам становится лучше? Одни исследователи думают, что лазеры разрушают нервную ткань, которая служит проводником боли. Другим кажется, что дырки, которые просверливает в мышце лазер, являются, по сути, микроскопическими повреждениями, стимулирующими рост новых сосудов и тем самым улучшающими кровоснабжение. «Я убежден, что реакция мышечной ткани в данном случае вовсе не специфична для лазера, - говорит один из соавторов исследования, Дэниел Буркхов, профессор медицины из Колумбийского университета. - Так отвечает организм на любое микроповреждение: воспалительным процессом и заживлением ранки». Наконец, некоторым кажется, что тут действует целая группа разнообразных факторов. По мнению Питера Уиттекера из Больницы доброго самаритянина в Лос-Анджелесе, не может быть единого механизма, ослабляющего стенокардию.

Предполагается, что в недалеком будущем хирурги не станут делать надрез на груди, чтобы ввести лазер. Его введут по катетеру через артерию на ноге и протолкнут до самого сердца. Это упростит операцию и для хирурга, и для пациента. Тогда же будет окончательно разгадан и механизм или комплекс механизмов лечения стенокардии с помощью лазера.

А то, что это дело перспективное, подтверждает хотя бы судьба Джека Харрена из Вест Палм Бич (Флорида). Два года назад, до операции, он еле таскал ноги и не расставался с нитроглицерином. После операции он вернулся к прежней профессии капитана яхты и снова стал одним из лучших ныряльщиков на побережье.

«НРС»