У 25-летней Светланы ВИЧ (вирус иммунодефицита человека) обнаружили практически перед самыми родами — после того как в очередной раз сделали анализ крови. Молодая женщина была в шоке и поначалу обвиняла во всем медиков: мол, это они внесли ей инфекцию при внутривенном заборе крови. Однако небольшое расследование очень быстро установило истину. Инфекцию принес в дом муж Светланы. Беременность у нее проходила тяжело, ни о каких интимных отношениях речи быть не могло, вот молодой человек и решил отправиться во время отпуска со своим приятелем в так называемый «секс-тур» в Азию. Недавно у супругов родилась дочка Дашенька. Заразилась ли она от матери или нет — можно будет с уверенностью сказать лишь через полтора года. Именно до этого времени (а иногда и дольше) в крови ребенка могут сохраняться антитела ВИЧ-инфицированной матери.
По неофициальным данным, носителями вируса иммунодефицита человека в Украине являются сегодня не менее 600 тысяч человек. В официальных же регистрах к сентябрю нынешнего года числилось 58,5 тысячи зараженных, приблизительно 10 процентов из которых — дети. Данная история — наглядное подтверждение того факта, что эпидемия, ранее бушевавшая в основном лишь в «группах риска», вырвалась на свободу. Причем наиболее уязвимыми, «слепыми» жертвами становятся именно женщины, ведущие самый обычный, не рискованный образ жизни и их новорожденные дети. Об этом говорят и результаты исследования, проведенного несколько лет назад в Мексике: лишь 0,8% всех известных случаев СПИДа обнаружено у «профессионалок», в то время как на долю замужних домохозяек приходилось 9%.
Анализ отечественной статистики также свидетельствует о том, что появилась тенденция к стремительному росту числа лиц, заразившихся гетеросексуальным путем. Хотя в большинстве случаев (67%) инфицирование ВИЧ происходит по-прежнему в среде инъекционных наркоманов и «тружеников» секс-бизнеса. Изменились и темпы наступления болезни. По данным международных экспертов, именно в Украине, а также у ее ближайших соседей — России и Эстонии — эпидемия ВИЧ/СПИДа развивается наиболее агрессивно, захватив почти 1% взрослого населения. Если верить прогнозам тех же экспертов, то в самом лучшем случае уже через шесть лет число инфицированных увеличится вдвое, а в худшем — достигнет 5% взрослого населения.
До недавнего времени особых поводов для оптимизма не было. Инфицированные и заболевшие, по сути дела, были оставлены на произвол судьбы: медики лишь диагностировали заболевание и с грехом пополам пытались справиться с оппортунистическими (сопутствующими) инфекциями. На лечение непосредственно СПИДа не было ни лекарств, ни денег на их приобретение. Причем не только для взрослых, но и для детей.
С «мертвой» точки дело начало сдвигаться лишь в последние пару лет, когда государство стало выделять средства (надо сказать, весьма скудные) на приобретение лекарств для лечения больных СПИДом — антиретровирусной терапии. Деньги эти были каплей в море: их хватало на лечение считанных больных, в то время как их количество исчислялось сотнями.
Скорее всего, что ситуация и дальше развивалась бы по пессимистичному прогнозу, если бы в дело не вмешались обеспокоенные темпами роста пандемии международные организации. Были подписаны соглашения с Глобальным фондом борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией и Всемирным банком. Первый предоставил грант в общей сумме на 92 млн. долларов, из которых более шести миллионов уже поступили в Украину. В середине ноября парламент ратифицировал и соглашение со Всемирным банком о займе 60 млн. долларов на реализацию совместного проекта «Контроль за туберкулезом и ВИЧ/СПИДом в Украине».
В результате на свет появилась пятая национальная программа профилактики ВИЧ-инфекции и лечения ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом на 2004—2008 годы, которая впервые будет иметь донорское финансирование. Это позволит закупить специфические антиретровирусные препараты и лекарства для лечения оппортунистических болезней практически для всех четырех тысяч нуждающихся в нем. Деньги будут выделены для закупки лабораторного и диагностического оборудования, в том числе и практически отсутствующей у нас ПЦР-диагностики, позволяющей установить диагноз в течение нескольких часов, а также на приобретение лечебной аппаратуры и транспорта. Последний крайне важен в профилактике и раннем выявлении заболевания в глухих районах страны. Кроме того, предполагается выделить значительные средства на обучение и повышение квалификации медиков, мониторинг и информационную работу.
Пока что, по словам директора Украинского центра профилактики и борьбы со СПИДом профессора Аллы Щербинской, в Украине лечится около 100 человек: 65 взрослых и 30 детей. Все они получают терапию согласно протоколам, специально разработанным ВОЗ для стран СНГ. Это не говорит о том, что наших больных лечат хуже, нежели на Западе — речь идет лишь о более рациональных методах лечения: далеко не всем заболевшим сразу же требуются сложные препараты.
— Сегодня существует 15 препаратов, из которых можно создать несколько схем терапии, — объясняет Алла Михайловна. — Эти схемы назначают, как правило, от менее эффективных к более эффективным. По мере того, как у больного развивается устойчивость к препаратам, мы меняем менее сложные препараты на более сложные. Но при этом учитывается и экономическая эффективность. Для стран СНГ, где лечение еще, по сути, не проводилось (а, значит, нет устойчивых к препаратам форм вируса), ВОЗ разработала стартовую терапию для 80% всех начинающих лечение. А вот 20% получат более сложную схему лечения: у больных могут быть противопоказания против тех или иных препаратов, анемия, требующая определенных лекарств, либо вообще невосприимчивость к данной терапии. Но, в общем, при необходимости мы можем применять все те схемы, которые используют в мире.
К концу декабря число получающих лечение значительно расширится. Уже проведен тендер на закупку антиретровирусной терапии, и как только Глобальный фонд пришлет подтверждение, тут же начнется закупка препаратов.
Таким образом, можно надеяться, что благодаря средствам международных финансовых организаций удастся если не купировать эпидемию, то хотя бы облегчить участь тех, кого она затронула, попытаться предотвратить появление новых жертв. К слову, для реализации последнего Минздрав начинает разрабатывать единую информационную политику в области ВИЧ/СПИДа, которой Украина до сих пор не имеет. Та же просветительская деятельность, которую ведут многочисленные неправительственные организации, практически никак не влияет на уровень информированности общества и формирование толерантного отношения к больным СПИДом, которые сегодня, по сути, являются изгоями.
…Что же касается Дашеньки, то о ее ВИЧ-статусе еще ничего определенного сказать нельзя: малышке всего полгода. В таком возрасте диагноз более-менее точно можно поставить лишь в том случае, если начинают проявляться клинические симптомы СПИДа. Но девочка чувствует себя нормально, и родители надеются, что ей посчастливилось не заразиться. Конечно, все осложняется тем, что Светлана очень поздно начала принимать антиретровирусную терапию. Но и на последних месяцах беременности, особенно в сочетании с другими методами профилактики (особое ведение родов, правильное выкармливание малыша), она вполне эффективна. Сегодня риск передачи ВИЧ-инфекции от матери к ребенку — вертикальной трансмиссии — снизился в Украине с естественного уровня до 10%. А значит, у малышки есть шанс вырасти здоровой.