UA / RU
Поддержать ZN.ua

СПАСЕНИЕ... РАЗМЕРОМ В 5 ММ

В 1988 году французский хирург Море впервые сделал эндоскопическую холецистектомию — удалив желчный пузырь...

Автор: Дарья Аверченко
Технику операций отрабатывали на картонном тренажере
Александр Сташенко

В 1988 году французский хирург Море впервые сделал эндоскопическую холецистектомию — удалив желчный пузырь. Выходя из операционной, он сказал: «Это первая и последняя эндоскопическая операция». Но на следующий день в коридоре больницы встретил прооперированного пациента, который, широко улыбаясь, пожал руку хирургу и сказал: «Огромное спасибо вам, доктор!»

С тех пор тысячи врачей во всем мире провели сотни тысяч эндоскопических операций в брюшной полости. В 1993 г. самые передовые хирургические технологии добрались и до Украины. Но к тому времени французские хирурги взялись за более сложную задачу — впервые с помощью видеоторакоскопа провели операцию на легких. В результате удалось избежать больших разрезов, повреждения межреберных мышц и нервов. Кроме того, сократился период послеоперационной реабилитации, а следовательно, и затраты на содержание пациента в больнице.

Украина давно должна была бы внедрить в повседневную хирургическую практику видеоторакоскоп, поскольку еще в 1995 году Всемирная организация здравоохранения официально объявила, что у нас свирепствует эпидемия туберкулеза. Первое место было и остается за Херсонщиной. Только в прошлом году там заболело чахоткой 1240 человек. Показатель смертности от недуга — в шесть раз выше, чем в других регионах Украины! Хроническое недофинансирование херсонского противотуберкулезного диспансера стало одной из основных причин роста количества больных химиорезистентным туберкулезом.

— Многие больные нуждаются в немедленной операции, которая могла бы спасти им жизнь и уберечь близких от опасности заражения, — рассказывает заведующий хирургическим отделением областного противотуберкулезного диспансера Александр Сташенко. — Но больница полностью обеспечена лишь противотуберкулезными препаратами, а лекарств, необходимых для послеоперационного периода, не хватает. 65% наших пациентов — малообеспеченные. Какой больной решится на операцию, не имея за что купить хотя бы антибиотики? Вот и лечатся в стационаре месяцами, а то и годами, становясь хронически больными деструктивным осложненным туберкулезом легких, крайне опасным для окружающих.

Еще несколько лет назад ученые утверждали: хирургического вмешательства требуют 15—16% больных, у которых впервые выявлен туберкулез. Но за время, когда тубдиспансеры нерегулярно обеспечивались препаратами и лечение происходило эпизодически, появились новые виды болезни, устойчивые к любым известным сегодня снадобьям. И здесь единственный метод лечения — хирургическое вмешательство. Процент показаний для него растет, а возможности медиков и больных — минимальны. В прошлом году в хирургическом отделении Херсонского областного противотуберкулезного диспансера прооперировали только 4% впервые выявленных больных, в этом году — 6%. Это тем более досадно, что затраты на одного хирургически вылеченного больного в 5,5 раза ниже, а полученный экономический эффект превышает затраты на хирургическое лечение в 11,7 раза.

Учитывая это, год назад специалисты Херсонского областного фонда милосердия и здоровья и Херсонского противотуберкулезного диспансера разработали программу развития хирургического отделения. Благодаря этой программе лишь за последние полгода удалось создать запас всех необходимых медикаментов для послеоперационного лечения, закупить необходимый инструментарий, новые халаты, сделать ремонт, оборудовать душевую для больных, на что годами не хватало денег.

С июля прошлого года программа «Добра справа» собрала около 150 тысяч гривен для хирургического отделения диспансера. На эти средства и приобрели оборудование, которого в Украине пока не имеет ни одна больница.

По словам Александра Далевича, любая операция, проведенная традиционными методами, — огромный стресс и тяжелая травма для больного. Поэтому применение видеоторакоскопа в грудной хирургии имеет значительные преимущества. Во-первых, расходуется меньше перевязочных материалов, ведь они просто не нужны, поскольку нет разреза. Во-вторых, уменьшается количество разнообразных воспалительных осложнений. И самое главное — резко сокращается срок пребывания прооперированного в больнице. Если после традиционной операции человек три недели, а то и месяц прикован к койке, то после применения новых технологий он проводит в стационаре три-пять дней. И — никаких наркотиков.

По новой технологии, больному делают три небольших разреза диаметром 5—10 мм для манипуляторов и эндоскопа. Процесс вмешательства контролируется на мониторе.

В конце августа текущего года херсонские хирурги провели первую в Украине видеоторакоскопическую операцию на легких. Пациентка Д. раньше уже перенесла традиционную операцию на легких. Д. два недели не могла встать с койки, десять дней ей кололи наркотики. После видеоторакоскопии она уже на следующий день спускалась с третьего этажа погулять на свежем воздухе.

Подобных операций в отделении планируется около двухсот в год. Благодаря Фонду милосердия и здоровья, малообеспеченные смогут получить полноценное послеоперационное лечение, на которое у государства не хватает средств.

Я спросила Александра Далевича, не опасается ли он, что с распространением информации о видеоторакоскопических операциях под больницей выстроится очередь?

— Если взяться серьезно и сделать отдельную операционную для видеоторакоскопии, обучить персонал, «откатать» всю технологию, — думаю, можно будет организовать межрегиональный видеоторакоскопический центр. Но в этом поддержать нас должны не только медики и неправительственные организации, а прежде всего — государство. Опыт ведущих торакальных хирургов мира свидетельствует: 70% всех операций в грудной полости могут быть проведены торакоскопично.