UA / RU
Поддержать ZN.ua

Спасение через искупление. В Украине нет болезней, кроме ВИЧ/СПИДа?

В эпоху современных информационных технологий, как и за много столетий до этого, церковные колокола несут людям вести: призывают к молитве, извещают о праздниках, предупреждают об опасности, поминают усопших. По ком звонит колокол?..

Автор: Сергей Борткевич

В эпоху современных информационных технологий, как и за много столетий до этого, церковные колокола несут людям вести: призывают к молитве, извещают о праздниках, предупреждают об опасности, поминают усопших. По ком звонит колокол?..

В одном из своих духовных стихотворений английский поэт XVII в. Джон Донн сравнил человечество с материком, а каждого из нас - с его частью, предложив нам, таким образом, задуматься о своем месте в мире, о своей бренности, об общности человеческих судеб, солидарности людей.

В Украине наблюдается тенденция к неуклонному распространению социально опасных болезней, среди которых: туберкулез, наркомания, ВИЧ/СПИД, алкоголизм, болезни, передающиеся половым путем. По экспертным оценкам, украинцев, болеющих социально опасными болезнями, в разы больше, чем официально задекларировано.

Среди основных причин, которые привели к этому, - затяжной социально-экономический кризис, низкий уровень жизни и санитарной культуры населения, недостаточное и некачественное питание, рост количества бездомных и безработных, недоступность медпомощи и лекарств, упадок системы здравоохранения и т.п.

Но не в последнюю очередь среди этих причин следует назвать глубокий моральный кризис украинского общества, отказ от традиционных семейных ценностей, неэффективность национальной системы образования и воспитания подрастающего поколения, отсутствие государственной воли к защите и поддержке украинской культуры, духовности, морали, семьи, все большее проникновение в Украину чуждых ее народу традиций, обычаев, морали, права, культуры, моральных стереотипов и норм поведения.

Довольно длительное время я занимаюсь проблемой туберкулеза в Украине. А также постоянно затрагиваю проблему ВИЧ/СПИДа, которая соприкасается с туберкулезом как социально опасной болезнью. Именно так, а не наоборот, как сейчас пытаются рассматривать туберкулез в Украине. Об этом я уже писал в своих статьях в ZN.UA. Итак, касаясь проблемы ВИЧ/СПИДа, я не могу не анализировать, в частности, моральных основ этой болезни, модели ее профилактики и тенденции общественной толерантности в отношении нее. Тем более что, по данным украинских специалистов Национального института фтизиатрии и пульмонологии им. Ф.Яновского, туберкулез развивается у 49,5% больных СПИДом, причем через год наблюдения умирает 58% больных. И это не может не беспокоить украинскую противотуберкулезную общественность.

Вызывает беспокойство тот факт, что программы, которые внедряются в Украине среди подрастающего поколения, были в свое время подготовлены для взрослой аудитории развивающихся стран, с высокими показателями рождаемости и низким образовательным уровнем населения - признаками, под которые Украина совершенно не подпадает. Поэтому используемые профилактические методики только на словах решают задачи защиты населения от ВИЧ/СПИДа, а в действительности, в условиях превалирования передачи ВИЧ-инфекции половым путем и через инъекционное употребление наркотиков, увеличивают угрозу репродуктивному здоровью нации, демографической ситуации и национальной безопасности Украины. При этом совершенно не учитывается та система этических норм, правил поведения, которая сложилась в нашем обществе на основе традиционных духовных и культурных ценностей, представлений о добре, чести, достоинстве, гражданском долге, совести, справедливости и известна как общественная мораль.

Вот один из "шедевров" профилактики ВИЧ, опубликованный в информационно-аналитическом бюллетене Министерства образования и науки Украины "Інфосвіт" за июнь 2005 г. Написано, что "существуют две стратегии профилактики ВИЧ-инфекции: снижение риска и устранение риска инфицирования. Профилактика ВИЧ-инфекции, основанная на философии снижения риска заражения, предполагает замену деятельности, связанной с повышенным риском, на менее рискованную. Например, пропаганда обмена использованных игл на новые является одной из форм снижения риска или вреда: при этом потенциально опасное употребление инъекционных наркотиков не устраняется как факт, но предлагается способ снижения инфицирования ВИЧ. Стратегия устранения риска основывается на предпосылке, что защита общественного здоровья нуждается в устранении возможности риска как такового. Пропаганда полового воздержания и отказа от наркотиков преобладает над пропагандой использования презервативов и обмена использованных игл на новые. При таком подходе эффективность безопасного секса подвергается сомнению, а само употребление наркотиков инъекционным путем считается столь же вредным, как и использование общего инструментария для инъекций. Даже незначительный риск подается как совершенно неприемлемый. Такое преувеличенно серьезное отношение к незначительному риску может иметь парадоксальные последствия: у людей развивается фатальное отношение к прошлому, где могли быть риски". Выделенное автором статьи - основной перл этого учения.

Получив такую методическую рекомендацию, учитель, который должен быть образцом для учеников, приносит им в класс фактическую индульгенцию на аморальное поведение, ведь в процитированной инструкции я лично прочитал следующее: дорогие дети, не "запудривайте" себе мозги всяким моральным хламом, ведь случайные и беспорядочные сексуальные отношения и употребление наркотиков в действительности безопасны, если использовать презервативы и стерильный инструментарий для инъекций.

Общеизвестный факт, что в мире для профилактики ВИЧ-инфекции/СПИДа применяется так называемая модель "АВС" (abstain, be faithful or use a condom - воздерживайся, будь верным или используй презерватив), одобренная мировым сообществом. Эта английская аббревиатура означает воздержание (сознательное начало половой жизни в более старшем возрасте), верность, а также правильное и постоянное использование презервативов. Программы добрачного воздержания особенно важны для молодежи, поскольку половина всех новых случаев ВИЧ-инфекции приходится на возрастную группу от 15 до 24 лет. Отсрочка сексуального дебюта хотя бы на год может положительно повлиять на здоровье и благополучие подростков и на сдерживание эпидемии ВИЧ/СПИДа.

В Украине есть силы, которые пытаются доказать неэффективность введения таких воспитательных моделей. Вопрос: как можно говорить о неэффективности чего-то, что не вводится вообще? Например, по свидетельству BBC, контракт этой телерадиокорпорации с правительством США на проведение информационной кампании по профилактики ВИЧ в Танзании предполагал именно пропаганду сексуальной воздержанности и неэффективности презервативов. По информации различных источников, в Уганде и Замбии подростки и молодежь стали основной силой снижения темпов ВИЧ-инфекции, благодаря переходу к более ответственному поведению. На Ямайке кампания в СМИ за воздержание от половой жизни в юном возрасте и ответственное поведение более взрослой молодежи привела к значительному уменьшению количества подростковых беременностей. Перечисленные страны принадлежат к тем, которые наиболее пострадали от эпидемии ВИЧ и в которых традиционно половая жизнь начинается рано, до брака.

Так рискуй, пока молодой, украинец! Ежегодно ряды ВИЧ-инфицированных пополняют тысячи неофитов, которых в свое время "добрые люди" научили, как защитить себя от развития комплекса "фатального отношения к прошлому". Теперь перед ними открылось "счастливое" будущее. А почему бы нет? Помните, около двух лет назад на улицах украинских городов можно было видеть билборды с изображениями достаточно респектабельных и довольных жизнью молодых людей, как следовало из надписей, помещенных там же, - носителей вируса иммунодефицита человека. Это была рекламная кампания, организованная Всеукраинской сетью людей, живущих с ВИЧ, под лозунгом "У меня есть сила. Сила жить", главным информационным сообщением которой стало: "СПИД уже не приговор". Как отмечалось в информационном сообщении по случаю начала кампании, размещенном на сайте организации, "люди, живущие с ВИЧ, должны иметь и имеют возможность жить долгой и качественной жизнью. Мы можем творить, любить, делать открытия, удивлять и удивляться, радовать и радоваться, любить, быть любимыми, достигать запланированного и радоваться жизни. Это чудо и реальность одновременно!"

Я не против чужого счастья, не завидую ему. Только что-то в этой рекламе не дает мне спокойно с ним солидаризироваться. Во-первых. Приведенные слова, очевидно, обращены к тем людям, у которых, к сожалению, уже есть в организме вирус иммунодефицита человека. Так, по официальным данным, с 1987 г. в Украине зарегистрировано 264 тыс. 657 ВИЧ-инфицированных лиц и 75 тыс. 714 больных СПИДом. При этом за указаный период от СПИДа умерло 35 тыс. 287 человек. И хотя это столько, сколько умирает от туберкулеза в течение трех лет, - это человеческие жизни. Как отмечалось на упомянутом выше рекламном плакате, "антиретровирусная терапия - это единственное средство борьбы с ВИЧ-инфекцией. Лечение можно получить бесплатно, обратившись в Центр профилактики и борьбы с ВИЧ/СПИДом". Если это действительно так, то почему только за январь-декабрь 2014 г. от СПИДа умерло 3 тыс. 288 наших соотечественников? Кстати, как отмечалось на заседании Национального совета по вопросам противодействия туберкулезу и ВИЧ-инфекции/СПИДу, состоявшемся 28 октября 2014 г., на первое полугодие прошлого года антиретровирусную терапию за средства государственного бюджета Украины и Глобального фонда для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией получали всего 61 тыс. 713 пациентов. А почему не получают остальные? Означает ли это, что не такое оно уж и доступное, лечение от ВИЧ?

Во-вторых, за прошедшее время реклама "сработала", и в течение 2014 г. в Украине выявлено еще 19 тыс. 441 новый случай ВИЧ-инфекции. Это 19 тыс. 441 человек, которые, очевидно, буквально восприняли обещание "СПИД уже не приговор" как гарантию на жизнь. Очевидно, организаторы той рекламной кампании забыли, что, кроме 264 тыс. 657 людей, живущих с ВИЧ, в Украине проживает еще 43 млн украинцев. И моральная ответственность каждого сознательного человека заключается в том, чтобы предостеречь, предупредить, уберечь их от той смертельной опасности (учитывая статистику ВИЧ/СПИДа), которую несет в себе эта болезнь, даже несмотря на современные методы ее лечения.

Такую общественную ответственность должны были бы взять на себя прежде всего те, кто уже прошел этот тернистый путь и инфицирован. Но этого, к сожалению, почему-то не происходит. В то же время видим попытки навязать обществу какое-то удивительно толерантное отношение к проблеме ВИЧ/СПИДа. Извините, но толерантность предполагает осмысленное отношение к проблеме, ситуации, личности. Для того чтобы относиться к чему-то толерантно, я должен сначала признать что-то, согласиться с этим, принять это. Я могу быть толерантным в отношении лица, уже затронутого проблемой ВИЧ, как любого больного человека, но я не могу и не хочу быть толерантным к самой проблеме, по крайней мере в описанном выше современном ее виде, без критического подхода к оценке ситуации, причин и последствий ее существования. Если говорить откровенно, то ВИЧ - именно та болезнь, которая возникает там и тогда, когда легкомысленность и аморальность берут верх над ответственностью и совестью. Помните, как мама предупреждала: "Никогда не катайся на колене у дьявола!" Не прислушались... Потом, уже в школе, им рассказали, что презерватив и игла защитят от СПИДа. Наконец, респектабельные дядюшки и тетушки с больших плакатов заверили, что "СПИД уже не приговор". Жизненная модель сформирована, алгоритм задан. Закончиться этот путь может в Центре профилактики и борьбы с ВИЧ/СПИДом. И это в лучшем случае.

Как повествует Библия, Бог, создавая человека, начертал в глубине его души свой образ и подобие. Поэтому принято Совесть называть голосом Божьим в человеке. В Нагорной проповеди Иисус Христос уподобил Совесть "глазу", с помощью которого человек видит свое моральное состояние. Иммануил Кант считал, что Совесть является "осознанием внутреннего суда человеком, перед которым его помыслы обвиняют или оправдывают друг друга". Описывая внутреннее судебное заседание Совести, Кант сравнивал его с внешним судом: "Так, мы находим внутри нас обвинителя, который, однако, не мог бы существовать, не будь закона, хотя последний не является частью гражданского закона, но пребывает в разуме... В дополнение, в человеке одновременно находится и адвокат, а именно любовь к себе, которая оправдывает его и выдвигает многочисленные возражения обвинению, которые, в свою очередь, обвинение стремится опровергнуть. Наконец, мы находим внутри себя и судью, который либо оправдывает нас, либо объявляет нас виновными".

Совесть очень чувствительна к добру и злу. Если бы человек не был отмечен грехом, ему не был бы нужен письменный закон - Совесть могла бы правильно руководить всеми его поступками. Необходимость в писаном законе возникла после грехопадения, когда человек, обуреваемый страстями, перестал отчетливо слышать голос своей Совести. Но, в сущности, как писаный закон, так и внутренний закон Совести говорят об одном золотом правиле: "Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой".

Все это я веду к тому, что если бы в свое время те, кто сейчас страдает от ВИЧ, обратились к голосу своей Совести, или если бы по-настоящему добрые люди отвели таких от края пропасти, - большинство из них не было бы сегодня среди пациентов упомянутых центров. Очевидно, еще не поздно изменить риторику и обратиться к соотечественникам со словами моральной ответственности, раскаяния и предупреждения об опасности, которая их подстерегает в виде вируса иммунодефицита человека. И тогда эта социальная реклама приобрела бы новое содержание, не потеряв старое: "У меня есть сила жить, хотя я и ВИЧ-инфицированный. Но умоляю вас: никогда не повторяйте моих ошибок".

Интересная статистика. В Украине ежегодно выявляют более 180 тыс. лиц, больных онкологическими заболеваниями, а 90 тыс. таких больных ежегодно умирают, причем 35% из них - в трудоспособном возрасте. В 2009 г. была утверждена Общегосударственная программа борьбы с онкологическими заболеваниями на период до 2016 г., в соответствии с которой на меры по ее реализации в течение 7 лет выделили из государственного и местных бюджетов Украины ассигнований на сумму
3,7 млрд грн. В том же году была утверждена Общегосударственная программа противодействия ВИЧ-инфекции, лечения, ухода и поддержки ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом на 2009–2013 гг. с финансовым обеспечением 3,6 млрд грн (но на 5 лет). При этом количество официально зарегистрированных ВИЧ-инфицированных к тому времени составляло 122 тыс. чел. Нетрудно заметить, что это значительно меньше, чем то количество онкобольных, которое ежегодно выявляют в Украине. Не праздный вопрос: неужели потребности этих двух групп больных одинаковы? Недавно одна моя знакомая лечилась от онкологического заболевания и должна была заплатить за это немалую сумму средств. А лечение ВИЧ в то же время - совершенно бесплатное, как нас оповещает упомянутый билборд. Что-то здесь у меня не стыкуется: в одном случае человек заболел, никак не способствуя этому, в другом - преимущественно вследствие собственного девиантного поведения. Почему, в итоге, в первом случае он должен тратить собственные средства (немалые), а во втором - лечение происходит за счет налогоплательщиков (нас с вами)? Кстати, программа по онкологии еще продолжается, в то время как уже принята новая программа по ВИЧ/СПИДу, на которую запланировано израсходовать в последующие 5 лет еще более 6 млрд грн, что почти вчетверо больше, чем аналогичные ассигнования на реализацию Общегосударственной целевой социальной программы противодействия заболеванию туберкулезом на 2012–2016 гг. Если к этим средствам прибавить пять грантов финансовой помощи Глобального фонда на потребности борьбы Украины со СПИДом на сумму 448 млн долл., то общая сумма расходов на противодействие этой болезни выйдет немалая. Почему же тогда эпидемия не утихает? Вместе с тем голос именно этой категории больных ВИЧ-инфекцией/СПИДом громче всего звучит в тональности протеста против якобы ненадлежащего внимания со стороны украинского государства к проблемам ВИЧ-инфицированных. Наоборот, у меня, как и у многих моих коллег, складывается устойчивое впечатление, что в Украине нет других болезней, кроме как ВИЧ-инфекции, и других больных, кроме ВИЧ-инфицированных. Например, в Украине ежегодно отмечается день памяти людей, умерших от СПИДа, словно нет людей, умерших от инфаркта, рака, туберкулеза и других заболеваний, а их пепел не стучит в наши сердца. Кстати, Коалиция "Остановим туберкулез вместе" уже несколько лет подряд обращается к властным структурам с инициативой отмечать день памяти жертв туберкулеза 1 августа - в день смерти Леси Украинки, которая, как известно, страдала этой болезнью. Нам ни разу даже не ответили! Уже привычное бюрократическое хамство!

По информации министра здравоохранения Украины А.Квиташвили, которую он обнародовал на одном из своих брифингов, по определенным причинам, не позволившим провести полноценную процедуру закупки эндопротезов и других имплантатов, 8,1 млн грн из предусмотренных на эти потребности 22 млн грн были направлены на дополнительную закупку препаратов для больных ВИЧ/СПИДом. Это ли не подтверждение преданности государства своим обязательствам, данным им по противодействию ВИЧ-инфекции? Причем, обратите внимание, за счет других больных, которые, очевидно, крайне нуждались в этих имплантатах, но так и не получили их! В то же время, если своевременно не закуплены лекарства - ВИЧ-инфицированные активисты тут как тут. Закрыли больницу - они митингуют. Еще какая-то проблема - и уже несут гроб к Министерству здравоохранения. С одной стороны, похвально, когда люди защищают свои права. С другой - а откуда такая непоколебимая уверенность в своем праве требовать? И можно ли стать здоровее, отбирая право на здоровье у других нуждающихся?

Очевидно, всем нам надо хорошо осознать, что спасения не может быть без искупления!