UA / RU
Поддержать ZN.ua

СПА-А-А-ТЬ!

Первое марта 2004 года было объявлено Всемирным фондом психического здоровья днем сна. По мнению гл...

Автор: Александр Смирнов

Первое марта 2004 года было объявлено Всемирным фондом психического здоровья днем сна. По мнению главного врача харьковской 15-й городской психоневрологической больницы кандидата медицинских наук Петра Петрюка, этот день «проспала» вся Украина, в том числе те, кому по роду деятельности следовало бы знать о международном мероприятии. Вообще наша практическая медицина фактически остается медициной бодрствования, в то время как проблемами сна, составляющего треть жизни, она почти не занимается. Между тем именно харьковская школа психиатрии, возглавляемая Евгением Поповым, еще в 20—30-е годы минувшего века сделала ряд важнейших открытий мирового значения в области физиологии сна и его связи с психическим здоровьем. Так, Попов обнаружил, что электроэнцефалограммы, полученные в состоянии сна, обеспечивают на 100% верную диагностику некоторых психических заболеваний, в то время как полученные при бодрствовании, чреваты значительными ошибками. Главным практически важным наблюдением Попова стало то, что вынужденное хроническое недосыпание может довести здорового человека до состояния делирия — нарушения сознания, типичного при алкогольной интоксикации (белой горячке). У пациентов отмечались характерные зрительные, слуховые и осязательные галлюцинации. На этом основании Попов высказал смелое в научном плане предложение лечить белую горячку лечебным сном.

Ветеран «Сабуровой дачи» (историческое название современной 15-й больницы) Светлана Смирнова вспоминает: «В послевоенное время, когда я молодым врачом пришла на «Сабурку», никаких психотропных препаратов в мире еще не существовало. Первые из них появились только в 1955 году. Белая горячка тогда считалась смертельно опасным, почти неизлечимым заболеванием. Спасением для таких больных стали организованные Поповым специальные зашторенные палаты, где под стук метронома при помощи введенных снотворных больные засыпали. Учитывая буйность пациентов, снотворные приходилось вводить порой насильственно, а чаще хитростью. Применялся также и лечебный электросон. И такие методы давали хорошие результаты».

— Профессор Попов работал в Харькове с 1924 по 1952 год, был заведующим кафедр психиатрии Харьковского медицинского института и Института усовершенствования врачей, — продолжает П.Петрюк. — В 1952 году он переехал в Москву, где возглавил аналогичную кафедру во Втором московском мединституте, стал академиком Академии медицинских наук СССР. К сожалению, вскоре он впал в немилость Кремля и был уволен на пенсию. Ему сильно не повезло: Попову доверили лечить от шизофрении сына Мао Цзэдуна. Врач достиг временного улучшения его состояния, но после повторного обострения болезни Попова лишили всех должностей. До худшего, к счастью, дело не дошло, нравы «наверху» были уже не столь людоедские, как при Сталине.

Проблема «недосыпа» мучает сотни миллионов людей. По данным «Немецкой волны», в одной только Германии от бессонницы страдают как минимум 10 миллионов «здоровых» граждан. Еще столько же вследствие вынужденного недосыпания самоотверженно борются со сном на работе. Сон у немецкого бюргера — дело святое. «Когда я был в ФРГ, — рассказал Петр Петрюк, — то меня предупреждали, чтобы я ночью не спускал воду в бачке унитаза, поскольку в многоквартирном доме это может быть воспринято как посягательство на спокойный ночной отдых соседей и закончится вызовом полиции».

Инициатором проведения дня сна в Германии стала рабочая группа, в которую входят одна из крупнейших страховых медицинских кампаний, немецкая Академия здоровья и сна, а также производители фармацевтических препаратов и медицинского оборудования. Девиз дня сна звучит следующим образом: «Здоровый сон — залог продуктивности, успеха и жизненной активности». На специальных курсах, в СМИ гражданам рассказывают о технологиях и секретах здорового сна. Исследования профессора Юргена Цалли из Регенсбурга показывают: у тех, кто высыпается и приходит на работу в бодром настроении, в два раза больше шансов продвинуться по служебной лестнице. Хронически усталых сотрудников реже поощряют, они в среднем зарабатывают меньше.

Более 10% немцев, страдающих от расстройства сна, нуждаются в медицинской помощи. Если раньше бессонница была уделом пожилых людей, то сегодня недосыпание стало хронической болезнью поколения двадцатипяти— сорокалетних.

Норма полноценного сна глубоко индивидуальна: Эйнштейн спал 12 часов в сутки, Наполеону хватало четырех часов, а Эдисону даже двух. «Полноценность сна зависит не от продолжительности, а от качества. В каждом конкретном случае она определяется самочувствием и продуктивностью человека в течение дня, — поясняет Юрген Цалли. — Эффективность сна можно повысить за счёт изменения режима дня. Упорядоченная смена различных видов деятельности и короткие перерывы благоприятно сказываются на ночном отдыхе. Люди, страдающие бессонницей, не должны слишком рано ложиться в постель, и помнить о важности физической активности в течение дня. Не страшно, как это принято думать, если человек несколько раз подряд просыпается ночью. Качество сна от этого не страдает».

«Тихий час» на рабочем месте также заметно увеличивает продуктивность труда благодаря кратковременному послеобеденному отдыху. Черчилль считал полезным вздремнуть после обеда даже во время войны. Ведь непродолжительного «отключения» на 10 минут уже достаточно для того, чтобы сотрудник полностью восстановил свои силы и смог более эффективно продолжить работу.

Доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник Института проблем экологии и эволюции им. А.Северцова Владимир Ковальзон поведал следующие интересные факты: «Различают как минимум две фазы сна — «медленный» и «быстрый». Медленный сон — это состояние, противоположное бодрствованию. Во время медленного сна человек снов не видит. Сновидения —показатель того, что мозг очень активен. Во время быстрого сна мозг так же активен, как во время самого активного бодрствования. Мы переживаем бурю эмоций. Внешне это проявляется в том, что сердечный ритм учащается, дыхание становится прерывистым, кровь приливает к лицу. Когда мы спим, наше состояние меняется каждые полтора часа — это составляет цикл. Цикл включает периоды как медленного, так и быстрого сна. В ночном сне у человека 80 процентов медленного сна и 20 — быстрого. Если человек проспал цикл, никто ему не помешал, он чувствует себя легко. А если у него будильник затрезвонил в середине цикла, это мучение. Лучше всего просыпаться по завершении цикла. К сожалению, цикл не имеет четкой продолжительности и его нельзя рассчитать заранее. Кроме того, есть некоторые индивидуальные различия и различия, связанные с возрастом. Если бы будильник был связан с внутренними часами человека, он бы будил вас не в семь утра, а в десять минут седьмого, но вы бы чувствовали себя хорошо, потому что проснулись, когда закончился цикл. Но таких бытовых приборов пока нет».

Однако, словно полемизируя с Ковальзоном, в Интернете появилось следующее сообщение: «Для борьбы со «стрессом насильственного пробуждения» ученые из Института нормальной физиологии РАМН разработали особые физиологические часы. Во время ночного сна они непрерывно регистрируют параметры работы головного мозга, определяя по ним фазу сна. И будят человека именно тогда, когда это наиболее физиологично и наносит наименьший вред организму. Тогда пробуждение становится легким, настроение — позитивным, а все предстоящие в течение дня нагрузки переносятся легче.

Часы снабжены микропроцессором, при помощи которого человек может сам подобрать для себя наиболее благоприятную для пробуждения фазу сна. Для этого надо учесть множество факторов — психофизиологические особенности личности, пол, возраст, характер деятельности, даже прием накануне алкоголя и т.п. Кроме того, прибор в состоянии запомнить все фазы вашего сна, и эти данные затем сможет проанализировать ваш врач. Наконец, физиологические часы могут проверять эффективность снотворных, которые назначили пациенту. Опытная партия «умных будильников» сейчас проходит апробацию в нескольких клиниках Москвы. Но разработчики считают, что этот недорогой и безопасный прибор вполне может стать и бытовым. Многим из нас он поможет осуществить давнюю мечту — просыпаться в хорошем настроении и без желания запустить ненавистным будильником в стену».

Сам Ковальзон рассказал о другом, не менее интересном приборе: «Мои коллеги создали специальный прибор для машинистов поездов, он сейчас есть примерно в 200 локомотивах. Прибор крепится на ладонь и по некоторым параметрам определяет, что человек засыпает. Прибор подает звуковой сигнал — будит машиниста. Если человек не реагирует после третьего сигнала, прибор сам останавливает поезд. Чиновники из МПС долго не верили в его эффективность. Но после новогодних праздников вся бригада одного из поездов заснула и проехала три красных семафора. Проснулись машинисты тогда, когда состав остановился, — прибор включил экстренное торможение. А в это время оставалось два километра до идущего впереди состава. Это был триумф разработчиков, и теперь все локомотивы решено оборудовать такими «будильниками». Сейчас они работают над подобным прибором для водителей-дальнобойщиков».

Нет нужды комментировать исключительную важность подобных разработок. Относительная слабость человеческого звена в системе «человек—машина» по мере совершенствования и роста надежности техники становится все более очевидной. Достаточно вспомнить чернобыльскую катастрофу, гибель «Нахимова» и недавнее столкновение пассажирского «Ту-154» с грузовым «Боингом» в небе на границе Швейцарии и Германии. Во всех трех случаях, происшедших, кстати, в ночное время, техника была исправной.

В заключение отметим, что, согласно последним данным, влияние генетической предрасположенности на тип нервной системы («жаворонок» или «сова») сильно преувеличен. Так называемые жаворонки и совы — это в большой степени продукт цивилизации. Ген, якобы определяющий принадлежность к совам, который нашли у мухи-дрозофилы, у людей тоже есть, но на самом деле он не связан со сном и бодрствованием. У древних людей, живших естественной жизнью, не было ни сов, ни жаворонков, они спали когда хотели, а точнее, когда позволяли обстоятельства. Жаворонком или совой будет человек, определяется не наследственностью, а тем, к какому ритму его явно или не явно приучали родители в детстве.