UA / RU
Поддержать ZN.ua

СЛАДОСТИ И ПАМЯТЬ

Писатель Марсель Пруст утверждал, что первоначальным толчком к его грандиозному циклу воспоминаний «В поисках утраченного времени» стал вкус знакомого с детства бисквита...

Писатель Марсель Пруст утверждал, что первоначальным толчком к его грандиозному циклу воспоминаний «В поисках утраченного времени» стал вкус знакомого с детства бисквита.

Новые исследования группы японских ученых под руководством А. Ли показывают, что в этом утверждении писателя есть некое рациональное зерно: сладости каким-то непонятным образом связаны с запоминанием.

Группа Ли изучала влияние глюкозы на запоминание мышами уроков обучения. В одном сеансе такого обучения мышей, спрятавшихся в темном уголке лабиринта, спугивали слабым ударом электрического тока и тем самым приучали их бояться этого уголка. В другом сеансе мышей помещали в аквариум с мутной водой; в воде, не видимая мышам, скрывалась деревянная подставка, по которой они могли выбраться из аквариума; в этом опыте мышей обучали искать спасительную, но невидимую подставку. Желая проверить возможное воздействие различных веществ на процесс обучения, исследователи попробовали, в частности, вводить подопытным мышам глюкозу или фруктозу (тоже простой сахар, как и глюкоза, только находящийся в основном во фруктах). Сахар вводили за 1, 2, 3, 4 или 5 часов до сеанса обучения. Оказалось, что на результаты влияла только глюкоза и при этом наиболее эффективно лишь в том случае, если ее вводили за 2 часа до начала очередного сеанса.

Самое влияние глюкозы тоже было своеобразным: она не ускоряла обучение мышей, но улучшала запоминание ими выученного урока - на следующий день они лучше помнили «пройденное накануне». Исследователи попытались объяснить этот странный результат. Они выдвинули предположение, что введение глюкозы вызывает более интенсивное образование некоего химического вещества, именуемого «фибробластовым фактором роста» (ФФР), которое имеет тенденцию накапливаться в том участке мышиного мозга (гиппокампусе), который ведает эмоциями и обучением.

Как, однако, доказать, что введение глюкозы, увеличение концентрации ФФР в мозгу и улучшение запоминания связаны друг с другом? Исследователи ввели мышам препарат, специально рассчитанный на подавление ФФР, и обнаружили, что, несмотря на последующее введение глюкозы, запоминание мышами уроков действительно перестало улучшаться.

Японские ученые не проверяли свои результаты на людях, но вы можете поэкспериментировать на себе сами - это совершенно безопасно и к тому же вкусно.

Готовясь к экзаменам, введите в свой рацион шоколад или сахар и проверьте, улучшается ли от этого ваша память. Сладкой вам учебы.