UA / RU
Поддержать ZN.ua

Скорая «немощь»

Новшества, как правило, вводятся в двух случаях: чтобы улучшить ситуацию в будущем или спрятать грехи в прошлом...

Автор: Ольга Скрипник

Новшества, как правило, вводятся в двух случаях: чтобы улучшить ситуацию в будущем или спрятать грехи в прошлом. С какой стати киевские власти вдруг затеяли большие перемены в системе скорой и неотложной машин?

Правоохранительные органы не отрицают: «…проверкой было установлено, что во время проведения процедур по закупке 30 автомобилей скорой и неотложной помощи на сумму 9?987?000 гривен должностными лицами главного управления здравоохранения и медицинского обеспечения КГГА были нарушены нормы Закона Украины «О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства.

По результатам проверки, 10.03.08 было возбуждено уголовное дело по ч. 5. ст. 191 УК Украины по факту растраты чужого имущества путем злоупотребления служебным положением в особо крупных размерах».

Наш источник в МВД утверждает: «для Киева были закуплены дорогущие автомобили, предназначенные для передвижения по бездорожью в труднодоступных и горных районах. Проверяющие, узнав об этом, весьма удивились. Конечно, о бездорожье они, как и все киевляне, знают не понаслышке, но то, что у нас есть и горные районы, безусловно, стало открытием».

Специалисты Укрметротестстандарта вместе с учеными Национального медуниверситета в свое время проводили проверку медицинского оборудования и машин скорой помощи. Автомобили, обслуживающие вызовы сегодня, называются каретами скорой помощи исключительно по традиции — это вовсе не кареты, а раздолбанные, много раз ремонтированные машины, в которых неудобно и больным, и медперсоналу. Выводы экспертов однозначны: протестированные автомобили непригодны для транспортировки и оказания в них медицинской помощи больным людям. Лет 50 назад им бы цены не было, но в XXI веке автомобиль без климат-контроля не должен перевозить пациентов в европейской столице. Представьте себе состояние «сердечника» в салоне, где нет кондиционера, окна не открываются, а на улице жара свыше 30 градусов. Впрочем, зимой не легче. Многие машины имеют такие салоны, где врач при всем желании не может ни распрямиться, ни наклониться над больным так, чтобы оказывать ему медпомощь. Есть и такие автомобили, из которых невозможно плавно выкатить носилки — из-за особенностей конструкции их можно только «уронить» на асфальт вместе с больным.

Хотелось бы узнать, почему в таком случае не закупили современные автомобили для города на Днепре, а «позаботились» о горных районах?! Первое, о чем подумали аудиторы, — откаты, наверное, за дорогие автомобили, и процент давали побольше. Но источник «ЗН» в правоохранительных органах выдвинул другую версию: «Откаты сейчас платят везде и за все, тут иная причина. Эти машины предназначены не для горожан, а для VIP-пациентов. В мэрии понимают, что не всегда успеешь в немецкую или австрийскую клинику долететь, бывает, когда спасти может только действительно скорая помощь, но не трястись же им в вонючей машине без кондиционера на носилках, скрученных проволокой?!

Печерский суд города Киева своим решением отменил постановление о возбуждении уголовного дела. Что несомненно порадовало тех, кто «злоупотреблял служебным положением», но ситуация от этого в городе не улучшилась. 140 машин на 10 районов это немного, а если учесть, что они стоят на ремонте и профилактике, то совсем мало. Но и такое количество мэрия не в состоянии своевременно обеспечить бензином и запчастями. На станции скорой помощи утверждают, что долги за горючее временами достигали миллиона гривен, а чемоданчики перевозили только воздух, потому что на медикаменты денег постоянно не хватает.

После того как мэру и его молодой команде назначили испытательный срок, стало понятно, что здравоохранение рано или поздно, но все же попадет в поле зрения руководства страны. А лучшая защита, как известно, — нападение.

Киевсовет, недолго думая, голосует за новые правила работы скорой и неотложной помощи. Депутаты одним нажатием кнопки перекрыли доступ к своевременной медпомощи всем хроническим больным, инвалидам, старикам и даже детям. Теперь диспетчер скорой помощи самолично в телефонном режиме будет определять, кто звонит — больной или симулянт. Гипертонический криз, который может обернуться инсультом и смертью, отныне не считается поводом для выезда скорой помощи. Кардиологи утверждают, что боли в сердце нельзя терпеть — можно пропустить инфаркт, но по новым правилам это тоже не повод беспокоить службу скорой помощи. Высокая температура у малыша? Тогда вам к педиатру, а не в скорую.

Не удивляет, когда такие новшества расхваливают чиновники мэрии, но когда с ними в унисон выступает главный врач городской станции скорой помощи — по-настоящему начинает болеть сердце. На всех пресс-конференциях он твердит: люди часто вызывают скорую только потому, что им лень идти в поликлинику. Руководитель службы убежден: 30—40% вызовов скорой помощи случаются по поводу хронических болезней, когда пациенты могут самостоятельно обращаться к врачу.

Нам, «симулянтам», конечно, стыдно, но что делать тем, у кого температура поднялась выше 39 или давление 220 на 140? Ответ простой: вызывайте неотложку или участкового врача. Скажите честно, кто знает номер телефона неотложки своего района?! Недавно и моя коллега попала в ряды «симулянтов»: поздно вечером у ее трехлетней дочки резко подскочила температура, пропал голос, ребенок не мог глотать, мама кинулась звонить в скорую и получила отказ. Потом долго дозванивалась в неотложку своего Святошинского района, но там ответили, что бензина нет, берите такси и езжайте в больницу. — В какую? — растерялась молодая мама. — А в какую хотите! — демократично ответили люди в белых халатах. Кстати, история закончилась благополучно — девочку уже перевели из реанимации…

Киевлян убеждают в том, что за рубежом принято вызывать скорую помощь не когда вздумается, а только в исключительных случаях — при авариях, терактах, пожарах и т.п. Охотно верю. Но там хорошо налажена первичная медпомощь, ведут прием семейные врачи, готовые днем и ночью, в будни и в праздник оказать необходимую помощь. Где вы в Киеве видели участковых врачей в выходные дни? В столице катастрофически не хватает участковых терапевтов и педиатров, по количеству семейных врачей Киев вообще занимает последнее место в Украине...

Официальная статистика утверждает: выезды киевской скорой помощи к хроническим больным составляют всего 3,1% случаев, в то время как в Севастополе, например, 11,4%. Пациентам с хроническими патологиями рекомендуют обращаться в дневной стационар, но в столице и с этим проблема — обеспеченность всего 9,4 койки (на 10 тыс. населения), а это 25-е место в рейтинге из 27 возможных.

Все эти рейтинги и статистика Минздрава очень раздражают чиновников КГГА. Особенно им не нравится то, что Киев с лидирующей позиции за последние пару лет скатился на 16-е рейтинговое место. Городские чиновники не просто не любят Минздрав — они игнорируют его приказы и распоряжения. И заместитель мэра, ведающий вопросами медицины, и руководитель столичной скорой помощи утверждают, что служба до сих пор работает по стандартам, утвержденным еще в послевоенное время.

Минздрав давно начал модернизацию, издав приказ №370 от 1.06.2009. Скорее всего, к этому вынудила подготовка к Евро-2012, поэтому все нормы тщательно сверяли с европейскими. Кстати, этот документ прошел юридическую экспертизу, он зарегистрирован в Минюсте, а, значит, обязателен для выполнения всеми службами скорой помощи — от столицы до отдаленного района. По словам одного из заместителей министра, в состав рабочей группы, естественно, входил и руководитель киевской службы скорой помощи, неестественно только то, что он об этом запамятовал и повторяет под диктовку историю о довоенном приказе.

Как вы понимаете, киевская версия правил кардинально отличается от утвержденной в Минздраве и применяемой по всей стране. Насколько легальны эти правила? Как утверждают в министерстве, столичная служба скорой помощи обязана работать исключительно в правовом поле, точно так, как работают все их коллеги. Никакие фантазии Киевсовета (например, врач, входя в квартиру, имеет право не снимать обувь, а диспетчер по телефону — ставить диагноз) не освобождают службу скорой помощи от выполнения ее обязанностей. Оспорить решение Киевсовета нереально, по крайней мере, сейчас — ведь оно еще не стало официальным документом. Говорят, скорую можно будет вызвать по факсу, отправив смс или письмо по электронной почте. Круто, правда? Особенно если учесть, что больных обещают подбирать в основном на улицах, на месте аварий, ДТП, после поражения током, молнией, и т.д. С какого факса в таком случае будет отправляться вызов? И как узнать пострадавшему — поверил ему диспетчер и направил бригаду или послал его в неотложку? Та же история с электронной почтой и смс — откуда диспетчер получит информацию, чтобы заполнить немаленькую анкету?..

Профсоюз медработников столицы предоставил информацию о количестве нападений на медиков, увеличивающемся с каждым годом, — их зарегистрировано больше сотни. Есть пациенты, которые вымещают свою злобу на врачах и медсестрах, — когда долго приходится ждать скорую, а приезжает она без медикаментов и необходимой аппаратуры. Скорая обязана прибыть к пациенту в течение 15—20 минут, но это время часто кажется вечностью. Неотложная помощь, судя по всему, не имеет такого четкого требования: когда получится — тогда и приедут. А когда нагрузки из-за переадресации возрастут в разы?! Нетрудно представить, как их будут встречать отчаявшиеся больные и их родственники.

В больнице скорой помощи опасаются, что новые правила обернутся трагедией для тех, кто находится в предынсультном или предынфарктном состоянии. Спасти таких больных можно лишь в том случае, когда квалифицированная помощь будет оказана незамедлительно — на это природа отвела не более шести часов.

Но их коллеги на скорой помощи полны оптимизма. «За шесть часов мы довезем пациента по-любому», — убеждал меня врач. Конечно, довезете. Только куда — в операционную или сразу в морг?..

«Горькая нужда и медицинское невежество соединились в баснословных размерах». Эти слова Николай Пирогов написал почти сто пятьдесят лет назад в Севастополе, а впечатление — будто он сегодня в столице побывал.