Если исходить из позиции каждого в отдельности гражданина нашей страны, то его личному здоровью, конечно, цены нет. Но если принять во внимание то, что «свое драгоценное» ему приходится поддерживать в условиях нашей нищающей и разваливающейся на глазах системы здравоохранения, то вопрос, вынесенный в заглавие, обретает определенную конкретику. Чаще, понятно, грустную. А для вящей убедительности приведем сравнительную статистику затрат на медобеспечение в разных странах (см. таблицу).
Поскольку у наших народных избранников также есть сердце, которое, бывает, пошаливает, и прочие органы порой напоминают о себе, да еще приходится «болеть» за своих избирателей, то неудивительно, что предложение посвятить очередной день правительства в Верховной Раде проблемам здравоохранения поступило «снизу»: с этим в секретариат парламента обратился 161 депутат. 8 октября в Верховной Раде при участии Кабмина были обсуждены неотложные меры по предотвращению разрушения системы здравоохранения в стране, а также перспективные направления ее развития.
С информацией о нынешнем состоянии медицинского обеспечения населения Украины и своим видением путей реформирования отрасли выступил министр здравоохранения А.Сердюк. Ситуацию в нашем здравоохранении министр охарактеризовал как драматичную. В этом убеждают данные статистики. Уже который год кряду в Украине смертность превышает рождаемость (в 1995 г. отрицательный прирост составил 276,5 тыс. чел., а в нынешнем ожидается и того больше). Заметно повысилась смертность трудоспособного населения (за последние шесть лет от 130,5 тыс. чел. до 192,5 тыс. чел.), притом 80% умерших в среднем возрасте мужчины. Медики уже бьют серьезную тревогу по поводу мужской «сверхсмертности». Более 6 млн. чел. страдают сердечно-сосудистыми заболеваниями. растет количество психически больных (на 1.01.96 г. оно составило 1,17 млн. чел.). В Украине более 1,5 млн. инвалидов, в т. ч. 135,5 тыс. детей. Каждый четвертый страдает инфекционными заболеваниями. Ухудшается здоровье беременных женщин, высокой остается детская смертность (43 тыс. младенцев появляются ежегодно на свет с врожденными пороками развития). И это еще не полный перечень со знаком минус. Как отметил один из выступавших нардепов, с 1991 года Украина потеряла около миллиона населения. без чумы, без войны... Иначе как преступлением против своего народа это не назовешь. Правда, при этом не последовало уточнения, кого же считать виновным в таком преступлении.
Новому министру здравоохранения выпала весьма незавидная и неблагодарная роль. Тем не менее он настроен на радикальные меры. Для выведения системы здравоохранения из катастрофического положения, считает А.Сердюк, необходимо, во-первых, реформировать отрасль применительно к современным условиям и во-вторых - найти дополнительные (альтернативные) источники финансирования. Реформирование предусматривает довольно длинный ряд мер, начиная от законодательных и заканчивая переходом к системе семейного врача. Некоторые из этих мер заранее обречены на непопулярность, например, ликвидация ведомственной медицины (за исключением МО, СБУ, МВД), или же намерение покончить с «неоправданным ростом числа должностей и койко-мест в лечебных учреждениях», понятно же, путем сокращения (по словам министра, только за последние полтора года количество врачей в системе Минздрава увеличилось на 100 тыс. чел.)
Сегодня наше здравоохранение бесплатным остается разве что для государства. Еще никогда отрасль не испытывала такого острого дефицита средств: выделяемых государством ассигнований хватает на зарплату, и то нищенскую, и то несвоевременную. Бюджет отрасли на 1996 год, рассчитанный от минимальных потребностей, был утвержден еще в более урезанном виде в сумме 3237 млн. гр. (36% от минимальных нужд). Профинансировано на данное время немногим более половины обозначенной суммы. Альтернатива государственному кошельку - это, понятно, наши с вами собственные кошельки, из которых мы фактически давно уже каждый в своей мере спонсируем нашу медицину. Только теперь это будет более легально. Платные услуги составят один из альтернативных источников финансирования (гарантированный объем и уровень медицинской помощи государство при этом нам обещает). Далее предусматривается постепенный переход к страховой медицине.
Понятно, все это не вызвало восторга в зале парламента. Но, по-видимому, сложившиеся реалии нашим государственным мужам придется учесть, в частности при формировании бюджета на следующий год. Поскольку, как отметил в заключение председатель Верховной Рады А.Мороз, «здравоохранение в нынешних условиях остается последней линией обороны, последним рубежом в борьбе за выживание народа. Дальше нам отступать некуда».
Затраты на систему медицинской помощи
(по данным 1995 г.)
Украина США Канада Англия Германия
Затраты на душу населения за год
(в долл. США) 19,3 3773,0 1401,0 714,0 1472,0
Доля государства в затратах (%) 98,0 42,0 74,0 86,0 78,0
Количество пациентов на одного врача 222,0 428,0 464,0 729,0 656,0
Количество пациентов на одну медсестру 86,0 150,0 106,0 238,0 203,0
Уровень госпитализации (на 100 жителей) 24,0 14,7 14,5 15,8 21,1