UA / RU
Поддержать ZN.ua

Синдром Каcсандры

Почему отсутствует диалог между обществом и учеными.

Автор: Катерина Терлецкая

В Дни науки звучало много хороших слов о важности научных исследований и значении науки для общества. По большому счету, ученые в современном мире выполняют свое предназначение, и мы видим, как они своими открытиями меняют мир. Конечно, не без внутренних проблем - доверия к результатам, воспроизводимости, плагиата, но это - внутренняя научная кухня, а в целом наука все же движется вперед, становится более прозрачной, глобальной и открывает новые горизонты и возможности развития человечества.

Но научные работники страдают от синдрома Каcсандры, то есть от способности наперед знать о будущих неприятностях и невозможности им при этом помешать. Они часто повторяют пресловутое: "А мы ведь предупреждали!", потому что их предостережения и предвидения общество упрямо игнорирует. Поэтому накануне Дня науки украинские ученые собрались онлайн на "Марш тех, кто предупреждал".

Этих неуслышанных предупреждений накопилось немало. Ученые предупреждали, что климатические изменения набирают обороты, а если система выведена из состояния равновесия, то трудно предвидеть последствия. Что потепление - это не только позитив (теплые зимы и ананасы в Херсоне), но еще и ураганы, наводнения и засухи, проблемы с питьевой водой и, конечно, новые заболевания и пандемии. Предупреждали о загрязнении Мирового океана, о последствиях вмешательства в экосистему и сжигании травы и мусора, о появлении новых патогенов, о засилье плагиата и псевдонауки, о систематическом недофинансировании украинской науки… О многом. Но услышали ли ученых? Нет.

И этому есть разные причины. Одна из них - "разные языки" и "разные цели" у ученых и у тех, кто принимает решения. Например, очень трудно найти общий язык ученым и политикам по вопросу изменения климата. Интересы отдельных политиков лежат в пределах конкретных регионов и периода их каденций. Их не очень беспокоит вероятное будущее повышение глобальной температуры на несколько градусов в последующие столетия или подъем уровня океана, к которому страна не имеет выхода, если надо решать неотложные болезненные проблемы дня сегодняшнего. В этом контексте для нахождения взаимопонимания между политиками и учеными была создана организация IPCC (Межправительственная группа экспертов по вопросам изменений климата, МГЭИК), переводившая неутешительные научные прогнозы ученых на язык, понятный политикам и обществу. Но на осознание необходимости такой конструктивной общности точек зрения требуются десятилетия, а последствия продолжительной бездеятельности уже проявляются полным ходом. В Украине же проблема взаимопонимания между учеными, политиками и обществом обостряется еще и из-за отсутствия средств и низкого социального статуса работников науки. И не говорите, что мы не предупреждали...

Кто они - украинские ученые?

Немного интегрированных в мировое научное сообщество украинских исследователей осталось на Родине, по разным причинам не выехав за границу. Это обычно энтузиасты, которые имеют альтернативный источник доходов (зарубежные гранты, лекции, консалтинг), а наукой в украинских институтах занимаются как хобби. Но большинство ученых - это, к сожалению, работники, принявшие украинские реалии и успешно имитирующие науку.

Но вне пределов научной среды доминируют несколько представлений об этой профессии: ученый-неудачник, который тратит бюджетные деньги, удовлетворяет собственный интерес за счет государства и постоянно жалуется на недоплаты; или же ученый-волшебник, способный на колене собрать ядерный реактор, знающий, как сгенерировать волну-убийцу, вызвать гром и сделать анализ воды одним лишь взглядом, без реактивов и пробирок. При этом может жить на мизерную зарплату (потому что у него "призвание" и "миссия"). А порой вообще бытует маргинальный взгляд на ученых как на альтернативу экстрасенсам, но, конечно, более продвинутым и современным.

В обществе не хватает понимания, зачем нужна наука и кто такие ученые. Ни в одном из этих образов мы не видим экспертов, делающих адекватные прогнозы, берущих на себя ответственность за качество и обоснованность результатов, оценивающих последствия. В Украине в целом отсутствует диалог между обществом, учеными и теми, кто принимает решения на государственном уровне. Если ученых в этой стране вынести за скобки процессов принятия решений, то никто этого не заметит.

Почему так произошло?

С первых лет украинской независимости власть имущие не занимались разработкой новой государственной стратегии развития науки, формулированием ее предназначения и целей и хоть каким-то диалогом с учеными. Так сложилось, видимо, потому, что наука не обещала быстрой отдачи средств, а наоборот, требовала еще больших дополнительных ресурсов. Постепенно финансирование науки переходило на остаточный принцип, обществу же годами навязывался тезис, что расходы на науку - слишком большие и неоправданные, а ученые - обуза для государства. Кому нужна фундаментальная наука, которая не может предложить конкретных быстрых решений? Постепенно, переживая волны потерь квалифицированных активных специалистов, составляющих основу еще советских научных школ, и их молодых учеников, обескровленная фундаментальная наука стала заниматься в основном имитацией, поскольку запроса на реальные верифицированные знания не было. Имитация и плагиат в отдельных сферах приобрели ужасающие формы в виде налаженного конвейера по продаже дипломов, кандидатских и докторских, а Украина, лишенная интеллектуальной научной элиты, постепенно теряет шанс в ближайшем будущем стать развитой страной. И не говорите, что мы не предупреждали...

Что мы имеем сейчас?

Наука до сих пор финансируется крайне неудовлетворительно - на уровне не более 10% от гарантируемого Законом о "О научной и научно-технической деятельности". Напомним, что согласно этому закону с 2020 года финансирование научной отрасли должно составлять не менее 1,7% ВВП.

По данным 2019 года, средняя зарплата ученого составляет 290 евро (8 тыс. грн, хотя эта цифра может меняться в зависимости от института, но надо еще учесть, что почти все учреждения НАНУ работают неполную рабочую неделю, и сумма зарплаты у многих значительно ниже), несмотря на среднюю зарплату по Украине около 11 тыс., а по Киеву - 16 тыс. грн.

Елизавета Чижик, ZN.UA

Следовательно, место научного сотрудника НАНУ вряд ли можно назвать привлекательным для молодых ученых, которые должны составлять основу научного потенциала.

Елизавета Чижик, ZN.UA

Согласно отчету НАНУ за 2019 год, у нас в стране насчитывается 14 тысяч 828 научных работников. Из них молодых ученых (до 35 лет) - всего 1734, что приблизительно составляет 11,5%. И ежегодно эта цифра уменьшается.

Елизавета Чижик, ZN.UA

В критической ситуации человек (как и общество в целом) не поднимается до уровня своих ожиданий, а падает до уровня своей компетентности. Наступает момент истины, все расставляющий по своим местам, лишающий иллюзий и оголяющий проблемные участки.

Весь научный мир живет сейчас в кризисном режиме. Мы понимаем, что многие исследования будут сворачиваться в пользу решения проблем с пандемией. Ученые из разных стран включились в гонку, кто быстрее изобретет вакцину от коронавируса. Математики и физики начали писать уравнения распространения вирусов, исследователи по IT анализируют и обрабатывают данные, чтобы сделать хоть какие-то прогнозы и понять, какие решения и стратегии на этот момент более выигрышные. Специалисты из разных отраслей объединяются, пишут быстрые публикации, строят модели, проводят исследования. Мы можем наблюдать взрывное накопление знаний, что в сжатые сроки должно дать человечеству реальные и эффективные инструменты в борьбе с заболеванием. Многие государства уже открывают масштабные гранты на такие работы, научные программы с привлечением специалистов из разных смежных отраслей, и с учетом высокой конкуренции их получат лучшие.

Что же происходит в украинской науке?

Да, мы, как и весь мир, оказались в зоне турбулентности и, по "правилу самолета" (кислородные маски сначала надевают на себя, а потом на детей), должны сейчас спасать те направления науки и тех ученых, которые смогут спасать и держать на плаву ситуацию в дальнейшем: лечить, делать тесты, разрабатывать вакцины, создавать другие действенные инструменты в борьбе с пандемией, делать обоснованные прогнозы, восстанавливать доверие к научному знанию и повышать квалификацию работников образования.

В Украине есть много активных научных коллективов, работающих над проблемами пандемии, хотя в основном это делается, как всегда, на энтузиазме. Это группы из ведущих украинских ученых, интегрированных в глобальное научное сообщество, например рабочая группа НАНУ по математическому моделированию проблем, связанных с эпидемией коронавируса SARS-CoV-2 в Украине. Она создает математически обоснованные прогнозы, необходимые для принятия решений по карантинным мерам.

Что делать?

Стратегически важные для государства вопросы нельзя решать на энтузиазме, в свободное от основной работы время. Они требуют слаженной работы многих коллективов, постоянной коммуникации между ними, поддержки со стороны государственных органов и соответствующего финансирования. Приоритетные сейчас направления, такие как распространение эпидемий, биомедицина, биологическая, экологическая (помним недавние пожары, от которых страдали киевляне), кибернетическая и информационная безопасность, реагирование на техногенные катастрофы, для практической реализации нуждаются в эффективной государственной системе принятия решений с привлечением ведущих ученых и экспертов. Введение обязательной экспертной оценки при принятии решений во многих отраслях могло бы стать попыткой восстановления доверия как к ученым, так и к политикам.

В стране еще остались энтузиасты, и крайне необходимо реформировать науку, чтобы поддержать их. Реформа без ресурса - это "выстрел в голову", и сейчас ученые живут в ожидании такого ресурса: его даст первый конкурс Национального фонда исследований Украины. Он должен поддержать именно ту небольшую часть научных работников, у которых есть потенциал. Можно ожидать, что финансирование постепенно увеличится до границ, предусмотренных законом.

Да, наука требует крупных инвестиций, труда, терпения, но в нужный момент она может щедро отплатить. И не говорите, что мы не предлагали....

Но, в принципе, жить без науки и образования можно... Есть простые решения, и можно не тратиться на сложные исследования. Вопросы, которые часто звучат: зачем сложные модели, если есть простые наглядные формулы? Зачем ВНО по математике, если можно нормально жить без этих знаний? Зачем Украине суперкомпьютеры, и разве у нас есть задачи для них?

Конечно, можно делать быстрые расчеты, и для этого достаточно даже калькулятора. Вместо суперкомпьютеров можно создавать яркие сайты, в которые будут завернуты результаты исследований, полученные в столбике Excel, умноженные на "универсальные" константы. При этом налогоплательщики сэкономят кучу денег. Можно не тратиться на поддержку "страшного" математического образования и не развивать у детей критическое мышление. Не тратить средства на создание качественного научно-популярного контента, а показывать увлекательную "битву экстрасенсов". За решением в критических ситуациях обратиться к прибыльной псевдонаучной индустрии астрологов, а больных COVID-19 - лечить гомеопатией.

Хотя за все это потом придется дорого заплатить. Очень дорого. И не говорите, что мы не предупреждали...