UA / RU
Поддержать ZN.ua

ШОКОВАЯ ТЕРАПИЯ: КРЕМЕНЧУГСКИЙ ОПЫТ

Если нет шапки — нужно отрезать голову. Именно такая ситуация сложилась в Кременчуге с медициной. ...

Автор: Татьяна Донченко

Если нет шапки — нужно отрезать голову. Именно такая ситуация сложилась в Кременчуге с медициной. В городском отделе здравоохранения признают, что лишних кадров в больницах нет — штаты приведены в соответствие с требованиями, количество коек даже меньше нормы. При этом заболеваемость у нас едва ли не наивысшая в Украине. Тогда почему нужно сокращать медиков?

По словам руководителя городского отдела здравоохранения Валерия Литвиненко, в скором времени под сокращение попадут 115 кременчугских медиков — в основном младший и средний медперсонал. Но эта цифра только наполовину отражает реальное состояние дел в медицине Кременчуга. Сокращаются еще и вакантные должности. Не потому, что медики там стали не нужны, — просто нет денег на их содержание. Финансирование медицины в этом году, спущенное «сверху» в виде минфиновских расчетов, — это только 70% реальных потребностей на оплату труда медиков. Сейчас не хватает 8 млн. грн., чтобы рассчитаться с кременчугскими медиками с учетом запланированных в нынешнем году повышений зарплаты. А в конце концов почему-то оказалось, что это не денег мало, а медицинских работников многовато, и вопрос повышения зарплаты одних решили за счет других.

Валерий Литвиненко отмечает, что формульный расчет Минфина не отвечает специфике лечебной сети Кременчуга (где есть база для предоставления не только первичной и общей, но и специализированной медпомощи — урологической, кардиологической, нейрохирургической, реабилитационной), а также уровню заболеваемости и экологического загрязнения. По статистике, за год каждый пятый кременчужец побывал в больнице. И несмотря на это, в горздравотделе не видят иного выхода, кроме сокращения штата медицинских работников города.

Заведующий горздравотделом, судя по его словам, — большой оптимист. Он вполне серьезно заявляет, например, что «если сократить одну санитарку — другая будет работать лучше», а сокращение «существенно не повлияет на лечебный процесс». А что думают по этому поводу в больницах?

Нынешняя «терапия» в кременчугской медицине — это шок для медиков, ожидающих сокращения. Автор этих строк побывала в двух городских больницах, наиболее пострадавших от так называемой «оптимизации численности». В 3-й городской больнице (кстати, она является ургентной, здесь размещено единственное в городе реанимационное отделение) о сокращении разговаривают осторожно. Каждый заведующий отделением отстаивает своих. Нельзя сказать, что безуспешно. Вот и хирургию уже якобы не будут трогать, как ранее планировалось, следовательно и реанимация будет сохранена в полном объеме. В нейрохирургии из запланированных под сокращение должностей «сдали» только семь. А двадцать коек кардиологии переведут на дневной стационар.

А во 2-й городской больнице господствует ярость наполовину с безнадежностью и угнетенностью. Терпение медиков лопнуло. Профсоюз обратился с письмами к городскому голове, заведующему горздравотделом, в прокуратуру (всего в семь инстанций) с требованием полного финансирования больницы. Цитирую частично: «Каждая реформа должна проводиться с юридическими и экономическими разъяснениями и быть обоснована законодательными документами. Таких документов от вышестоящих органов наша больница не получила...» Главный врач 2-й горбольницы Виктор Севастьян подтвердил, что штат возглавляемого им учреждения рассчитан по нормативам, не превышает их и количество больничных коек для жителей района, обслуживаемых этой больницей.

Если количество больничных коек (а под них высчитываются и штаты медиков) уже приведено в соответствие с нормативом Минздрава — 80 коек на 10 тыс. населения, то можно ли назвать нынешнее сокращение медиков законным? Медики надеются, что на этот вопрос ответит и прокуратура Кременчуга, куда тоже посланы письма. Между тем руководитель горздравотдела объясняет, что штаты, согласно нормативным документам, высчитываются не столько от количества коек, сколько от лимитов финансирования. Значит, сокращать можно до бесконечности?..

По мнению медицинской общественности, сокращения делают невозможным предоставление качественной медпомощи. Вот реальные примеры по «наиболее урезанной» 2-й горбольнице. В результате объединения терапевтического отделения с нефрологическим на посту останется одна медсестра на 70 больных. А сокращение одной анестезиологической бригады приведет к уменьшению плановых операций вдвое. По мнению медиков, вследствие этого «прыгнет» количество неплановых — ургентных — операций. А выхаживать таких больных намного сложнее. Сокращения запланированы и в отделении урологии, это при том, что там и сейчас больные лежат в коридоре — коек не хватает.

Впрочем, в Кременчуге богатый опыт экономии на пациентах. По официальным данным городского отдела здравоохранения, на одного жителя города приходится 40 коп. в день на медикаменты и столько же на питание. Нетрудно подсчитать: этого хватает на упаковку валидола и два одноразовых пакетика чая. Если сосчитать точнее, не хватит и на валидол. В вышеупомянутые 40 коп. входит и финансирование защищенных статей — инсулина и препаратов анестезии.

В 3-й горбольнице кухню запланировано перевести на режим работы в одну смену — все равно на выделенные деньги много не наготовишь. Возможно, больные останутся без ужина. А на зарплате поваров — сэкономят...