UA / RU
Поддержать ZN.ua

"Шоковая терапия" не показана

В отношении отечественной науки главное сегодня - сохранение кадрового потенциала с активным пополнением его молодыми исследователями, приумножение накопленного опыта и традиций. А также проведение необходимых преобразований, исходя из научных выверенных обоснований без вмешательства несведущих в организации науки государственных чиновников и общественных радетелей.

Автор: Исаак Трахтенберг

Ne noceas, si juvare non potes ("Не вреди, если не можешь помочь"), vita sine litteris mors est ("Жизнь без науки - смерть"). Эти два афоризма ныне особенно актуальны, учитывая намерения новоявленных псевдореформаторов.

Убежден: в отношении отечественной науки главное сегодня - сохранение кадрового потенциала с активным пополнением его молодыми исследователями, приумножение накопленного опыта и традиций. А также проведение необходимых преобразований, исходя из научных выверенных обоснований без вмешательства несведущих в организации науки государственных чиновников и общественных радетелей.

Вызывает недоумение "предложение экспертов" изменить юридический статус Академии медицинских наук (см. интервью с главой Администрации президента Украины Б.Ложкиным в ZN.UA, №43, 2015 г.) Речь идет о том, чтобы превратить учреждения академии с их клиниками в предприятия, приобретающие в системе госсобственности статус самостоятельных субъектов. Но ведь академия - это самоуправляемое объединение ученых, и кому, как не им самим, решать оправданность тех или иных, тем более столь радикальных, преобразований. Несомненно, ученым-медикам не придет в голову мысль превратить клиники, призванные на основе научных разработок и современных достижений фундаментальных наук обосновывать новые методы выявления, диагностики и лечения патологических и предпатологических нарушений в организме человека, в рядовые, к тому же хозрасчетные, лечебные структуры.

Очевидно, что решение этой и других проблем медицинской академии - прерогатива не неизвестных экспертов (кстати, кто они, эти анонимные спецы, компетенция и опыт которых остаются загадкой для широкой общественности?), а известных стране ученых.

В упомянутом интервью глава АП признается читателю, что он готов в ходе реформирования выступать как сторонник шоковой терапии. Думается, что как в практической, так и в научной медицине, впрочем, как и в науке и ее организации в целом, шоковая терапия не показана. "Все, что делается постепенно, - безопасно. Все, что делается неожиданно и внезапно, - может навредить". Это изречение приписывается великому медику Гиппократу. Полагаю, нелишне к нему прислушаться. Также хочу напомнить так называемым реформаторам отечественного здравоохранения соображения, высказанные полтора десятка лет назад вице-президентом Академии медицинских наук, ученым с мировым именем, академиком Владимиром Фролькисом. На Всеукраинском форуме украинских медиков он предостерег общественность от непродуманных намерений рьяных реформаторов повсеместно превратить больницы в частные клиники. Вывод из его аргументированных суждений о недопустимости повальной приватизации государственных лечебных учреждений сводился к тому, что при подобной акции "будут приватизироваться лучшие учреждения". В саркастической тональности академик Фролькис отметил, что если такая приватизация произойдет, то "будет кастрирована вся медицина. А кастрация никогда не была способом лечения импотенции". Настойчивые и неоднократные утверждения нынешнего министра здравоохранения, что преобразование больниц, лишение их государственного (бюджетного) финансирования - одна из задач реформирования, не могут не вызывать обеспокоенности. Цитирую: "главная составляющая реформы - это автономия больниц и медицинских учреждений. Учреждение должно само зарабатывать средства…" Не касаясь здесь вопроса о том, как это согласуется с Конституцией, позволим себе спросить - а откуда у обнищавшего населения возьмутся сегодня деньги, чтобы медицинские учреждения за их счет стали "зарабатывать средства"?!

А теперь еще об одной весьма существенной и социально значимой проблеме. В ходе реформирования здравоохранения, увы, не нашел отражения такой основополагающий социально-медицинский аспект, как приоритет профилактики.

Нужно ли напоминать экспертам, которым вручена судьба преобразований медицины, известный галленовский постулат: "Поскольку и по важности и по времени здоровье предшествует болезни, мы в первую очередь должны подумать о том, как сохранить здоровье". А известно ли тем же экспертам поразительно точное высказывание академика Николая Амосова, который с едким сарказмом заметил, что Министерство здравоохранения впору переименовать в Министерство болезней. И его же фраза из автобиографической книги "Голоса времен": "Вокруг меня все говорят о профилактике, но никто ею не занимается".

Подчеркну: вопрос о главенстве профилактики в нынешнем здравоохранении выпал из контекста реформы так же, как и конкретный аспект профилактической медицины. Имеется в виду ликвидация в стране санитарно-эпидемиологической службы. Этому предшествовали многочисленные выступления на ряде форумов санитарных врачей и ученых-гигиенистов, в том числе и автора этой статьи, о том, что наше здравоохранение практически утратило функции предупредительной медицины. А ведь санитарно-эпидемиологическая служба призвана обеспечивать охрану общественного здоровья. Содействовать оздоровлению окружающей среды, внедрять в нашу жизнь и профессиональную деятельность эффективные меры предупреждения как распространенных общесоматических и профессиональных болезней, так и производственно и экологически обусловленных заболеваний.

Более того, в ноябре прошлого года Кабинет министров распространил проект, из которого явствует, что вслед за ликвидацией санэпидемслужбы ликвидируется фактически и действующее санитарное законодательство. Предусматривается "ликвидация всех норм (выделено автором) советских времен". Объясняется, что данный проект разработан Министерством здравоохранения в порядке выполнения таких стратегических документов, как Программа деятельности Кабинета министров Украины и Стратегия устойчивого развития "Украина-2020".

И это - без предложения альтернативы. Но ведь, как известно, во всем мире регламентируются нормы труда, отдыха, сна, питания, устанавливаются нормативы допустимого содержания в разных средах химических веществ, других экзогенных агентов. При нарушении указанных норм в организме человека могут возникать нарушения, при превышении установленных нормативов развиваются предпатологические и патологические состояния, чреватые опасными последствиями для здоровья человека. Предвижу суждения, что приведенные понятия относятся к категории сугубо научных, а не законодательных. Отнюдь! Достаточно обратиться к сайту, где содержатся определения указанных выше понятий с позиции трудового законодательства, чтобы убедиться, что и там приводятся различия между нормой и нормативом. Имеется даже раздел "Отличие норм от нормативов". Инициаторы ликвидации санитарного законодательства так и не пояснили, что же они хотят исключить из законодательной практики, какие гигиенические нормы и какие гигиенические нормативы? Или необходимость такой конкретизации не представляется им существенной, а главный критерий - что и те, и другие были установлены в советское время?! Это относится и к эпидемиологическим нормативам, и к санитарным регламентам.

Здесь оправдан вопрос: разве все эти сохранившие свой законодательный статус нормы, нормативы, регламенты и санитарные правила оказались неэффективными? Гигиенические нормативы, фигурирующие в санитарном законодательстве Украины - это не плод умозрительных произвольных регламентаций, а научно обоснованные критерии оценки взаимодействия человека со средой его обитания. Исследования, в результате которых эти обоснования легли в основу санитарного законодательства, проводились учеными-гигиенистами, эпидемиологами, токсикологами и другими систематически на протяжении многих лет как у нас, так и за рубежом. Украинским исследователям в сфере охраны общественного здоровья принадлежит особая заслуга, как в отечественной, так и в зарубежной науке. Такие исследователи, как академики Лев Громашевский, Лев Медведь, Александр Марзеев, Василий Навроцкий, Влас Мартынюк, Денис Калюжный, Петр Баранников, Рафаил Габович, Семен Познанский, Евгений Гончарук и другие, представлявшие украинские научно-исследовательские школы гигиенистов и эпидемиологов, внесли весомый вклад в создание отечественного санитарного законодательства. В области нормирования промышленных, и, особенно, сельскохозяйственных химических соединений, в том числе пестицидов, агрохимикатов, полимерных композиций ученые Украины всегда занимали ведущее место.

Напомню, что сегодня продолжительность жизни в Украине в среднем на 10-12 лет меньше, чем в странах Европы. По показателю смертности страна занимает одно из первых мест, при этом наиболее значимы потери мужского населения трудоспособного возраста. По подсчетам, если подобная тенденция сохранится и впредь, то к 2050 году население в Украине сократится с 42,5. до 36 млн. Эти данные обнародованы и в отчете Всемирного банка. Если мы не решим в ходе реформирования проблему главенства профилактической медицины и не восстановим оправдавший себя многолетний опыт санитарно-эпидемиологической службы страны, то допустим непоправимую ошибку, чреватую дальнейшими катастрофическими последствиями.