UA / RU
Поддержать ZN.ua

ШАГ ВПЕРЕД — И ОКАЗАЛИСЬ В «ХВОСТЕ» МИРОВОЙ ФАРМАЦЕВТИКИ

...Недавно зашла в аптеку за глюконатом кальция — врач порекомендовал ребенку для укрепления организма...

Автор: Татьяна Галковская
Инсулин киевского производства

...Недавно зашла в аптеку за глюконатом кальция — врач порекомендовал ребенку для укрепления организма.

— Есть обычный — по 40 копеек и с фруктовым вкусом — по 96, — предложила продавщица.

— Импортный?

— Да нет, отечественный — наши наконец-то научились делать по-человечески.

Действительно, желание выжить в конкурентной борьбе с мощными «иностранцами» вынудило отечественные фармпредприятия значительно расширить ассортимент, добавив в него не только необходимые, но и удобные в применении и приятные на вкус лекарства. Появились глазные капли и инфузийные растворы в полихлорвиниловых упаковках, твердые и мягкие капсулы, шипучие (легкорастворимые) и двухслойные таблетки и многое другое. Как было отмечено на прошедшем недавно II Международном биофармфоруме, сегодня отечественное производство готовых медпрепаратов освоило почти все лекарственные формы, которые выпускает мировая фармацевтика.

Естественно, смена номенклатуры повлекла за собой внедрение современных технологий и модернизацию производства, а также передел рынка: многие предприятия определили для себя наиболее прибыльные виды продукции и перспективные направления развития и сосредоточили свою деятельность в более узких сегментах рынка.

Однако на наиболее простые в изготовлении и популярные среди населения лекарственные средства сохраняется конкуренция. Так, таблетки анальгина выпускают 9 предприятий, тригидрат ампициллина — 11, настойку валерианы — 22. То есть на рынке возникает своеобразный «перекос», когда одних лекарств более чем достаточно, а других — днем с огнем не сыщешь. Последние относятся к так называемым препаратам-«сиротам», спрос на которые невелик как из-за редкости заболеваний, которые они лечат, так и по причине невероятной для нашей страны стоимости. К примеру, одна ампула препарата для лечения тромбоэмболии стоит $140.

Но впадать в эйфорию по поводу успехов родной фармацевтики не стоит. Хотя кризис 1998 года и позволил нашим предприятиям несколько потеснить «иностранцев» на отечественном рынке (кое-кому и вовсе выгоднее стало закрыть свои представительства), все же лидирующие позиции остались за зарубежными фирмами. В 2001 г. доля отечественных препаратов на украинском рынке составляла 46,4%, а импортных — 53,6%. Импорт лекарственных средств превысил экспорт ($48 млн.) в 7 раз. И хотя кризис привел к охлаждению всей мировой экономики, больнее всего он ударил по слаборазвитым странам.

— Несмотря на охлаждение мировой экономики, — заметил один из участников форума Константин Лебедев, — мировой фармрынок в 2001 г. продемонстрировал рост в 9,8%, что существенно выше темпа роста в 2000 г. (6,6%), и достиг объема в $398 млрд. Показатели роста в странах СНГ соответствуют данным об экономическом подъеме в данном регионе. Рынок России вырос на 19%, в данном диапазоне находятся и показатели некоторых других стран СНГ. Украинский фармрынок вырос на 14,5%, что примерно соответствует темпам экономического роста.

Направление развития фармрынков Восточной Европы уже довольно четко определено. Оно включает в себя, во-первых, унификацию законодательства с законодательством ЕС и вхождение в ближайшие годы в Европейское экономическое пространство. Это влечет за собой удаление с рынка большинства более дешевых конкурентов из развивающихся стран и, во-вторых, усиление конкурентоспособности фармкомпаний путем слияний и поглощений.

— Анализ внедрения (54 препарата) и разработки (63 наименования) новых препаратов предприятиями отрасли в 2001 году, — констатировал представитель Минздрава на форуме Юрий Подпружников, — показал, что подавляющее их большинство — генерики (лекарственные средства, выпускаемые после окончания срока действия патента на оригинальный препарат), которые по цене значительно дешевле импортных аналогов. При этом в Украине практически отсутствуют оригинальные препараты, требующие значительных материальных средств и времени. (На Западе на это уходит 8—12 лет, объем финансирования составляет несколько сотен миллионов долларов.) На разработку и внедрение оригинальных отечественных препаратов у предприятий практически нет денег. За последние годы (с 1997 по ноябрь 2001-го) государство профинансировало в общей сложности всего 5% таких работ.

В то же время в основе процветания ведущих фармацевтических «гигантов» лежит мощная научная база. Несмотря на то что выпуск генериков считается перспективным направлением для любой компании и приносит большие прибыли, именно разработка оригинальных препаратов позволяет выйти на мировой рынок. Это в конечном итоге с лихвой окупается. Увы, в ближайшие годы мы будем плестись где-то в «хвосте» мировой фармацевтики без малейшей возможности вырваться на передовые рубежи. Особенно с учетом того факта, что практически все свободные средства отечественным фармацевтическим компаниям придется тратить на внедрение стандартов GMP (good manufacturing practice). Эта система должна обеспечить переход от контроля качества к системе обеспечения качества. То есть контролировать качество не готовой продукции, а производственных циклов — от разработки до доклинических и клинических испытаний, производства и продажи. В недалеком будущем минздравовские чиновники планируют отказаться от тотальной проверки всех серий лекарственных средств в виде конечного продукта, которая осталась со времен СССР, и перейти к системе, при которой безопасность и эффективность лекарственных средств гарантируется производителем. А также к перенесению основных мероприятий контроля качества готовых лекарственных средств исключительно на выборочный контроль. В среднем, по словам того же г-на Подпружникова, отечественная фармацевтическая промышленность готова к внедрению этих требований на 25—30%. Однако соответствие евростандартам «влетает» в копеечку. Внедрение в одной компании норм GMP варьируется, по некоторым данным, в пределах $1—18 млн., и для этого требуется от трех до шести лет.

— Возможно, — поведал руководитель одной из отечественных фармфирм, пожелавший остаться неназванным, — фармацевтическая промышленность развивалась бы более активно, а ее продукция была бы более доступна населению, если бы родное государство помогало, а не норовило при всяком удобном случае вставить палки в колеса. Взять хотя бы тендеры на закупку лекарственных средств. С одной стороны, все происходит по закону: побеждает тот, кто предлагает товар лучшего качества и по наиболее низкой цене. Законом даже предусматривается некоторая система защиты отечественного предпринимателя. Но почему-то многие тендеры выигрывают азиатские фирмы — преимущественно индийские. Оно и понятно: многие наши препараты изготавливаются из индийских же субстанций, а потому по определению не могут быть дешевле или хотя бы в одной цене с «индусами». Частыми победителями конкурсов оказываются и оптовые фирмы, выигрывающие в цене по сравнению с производителями благодаря отсутствию наценки на исходное сырье, которое производители приобретают у тех же оптовиков. К тому же оптовики, благодаря наличию оборотных средств, могут представить всю необходимую для участия в конкурсе номенклатуру — у предприятий на закупку недостающего количества препаратов денег нет.

Еще одну «подножку» подставило постановление Кабмина об ограничении торговой наценки на лекарства. Казалось бы, дело разумное и для населения полезное — ограничить торговую наценку на лекарственные средства, реализуемые оптовыми и розничными компаниями, в пределах 35%, а реализуемые за бюджетные средства — в пределах 10%. Но прибыль аптек в среднем 5—7%, а оптовой фармфирмы — 1—3%. Так что почти вся наценка уходит на производственные и торговые нужды, а также зарплату сотрудникам. Подобная правительственная мера лишь ограничивает возможность аптек и фармфирм варьировать цены, уменьшая их на жизненно важные препараты и увеличивая на все прочие, получая таким образом необходимую для развития прибыль.

На Западе также широко применяется система госрегулирования цен на лекарственные средства. Но дело в том, что, скажем, в перечне ВОЗ наличествует всего около 300 наименований жизненно важных препаратов, цены на которые подлежат госрегулированию. Цены на все остальные препараты диктует рынок, что позволяет аптекам и фармфирмам получать прибыль. В отечественный же список угодила почти тысяча лекарственных средств.

***

Цены на лекарственные средства действительно немного снизились: в 2000 г. они росли, но втрое меньшими темпами, нежели цены на промышленную продукцию в целом, а во втором полугодии 2001-го даже упали на 0,2%. Однако для подавляющего большинства населения этот факт остался незамеченным. Причина ясна — низкий уровень доходов. Как отмечается в сборнике «Стратегические направления развития охраны здоровья в Украине», выпущенном в конце прошлого года под эгидой международного фонда «Відродження» и американского Института открытого общества, нынешняя система обеспечения лекарственными средствами, уровень материального обеспечения населения и возможности бюджетов всех уровней не позволяют реализовать ведущие положения ст. 49 Конституции Украины о гарантированном обеспечении населения лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и медтехникой. Действующие же исключительно рыночные рычаги, без соединения их с госвлиянием на развитие отрасли, ограничивают доступность лекарств для большинства категорий населения.

Еще в 1996 г. закупка медикаментов больницами составляла 40% всего объема реализации фармсредств. В дальнейшем снижение объемов финансирования охраны здоровья привело к значительному сокращению закупок лекарственных средств медучреждениями.

Государственная программа финансирования охраны здоровья сегодня лишь декларирует, но не обеспечивает покрытие затрат на лекарства по рецептам для льготников. Вместе с тем именно льготники в большинстве своем относятся к наименее социально защищенным слоям населения. На закупку лекарств по рецептам для льготных категорий за счет бюджетных средств в последние годы планируется лишь 50% от необходимого. А фактически из предназначенных на эти цели средств потрачено от 90 до 45%.

Хотя по сравнению с 1999—2000 гг. затраты на обеспечение населения лекарствами увеличились, выделенного явно недостаточно. Так, в 2000 г. на закупку медикаментов пошло 411,6 млн. «госбюджетных» гривен, в 2001 г. — 803,4 млн., а в 2002-м планируется потратить на эти цели 1105 млн. При этом емкость рынка составляет приблизительно 2100 млн. грн. За этот же период фактически профинансированы расходы сведенного бюджета на обеспечение населения лекарствами по льготным рецептам на сумму 66, 29 млн. грн. (при необходимых 2800 млн. грн.).

Естественно, недостаток лекарств по бесплатным рецептам или медикаментов в больнице приходится покрывать больным, причем по более высокой цене, нежели их могли закупить централизованно, — с учетом торговой наценки аптек. В результате затраты населения на платные медуслуги составили в 2000 г. 184 млн. грн. (в 2001-м по предварительным подсчетам — 250 млн. грн.). На приобретение медикаментов и перевязочного материала — 1928 млн. грн. в 2000 г. (в 2001-м предполагалось — 2400 млн. грн.). Официальные благотворительные пожертвования составили в 2000-м всего 51 млн. грн, а в прошлом (по предварительным подсчетам) — 58 млн.

...Купив глюконат кальция с экзотическим фруктовым вкусом, я обратила внимание на пожилую женщину с невероятно расстроенным лицом. Уловив мой взгляд, она сказала:

— Самое страшное сейчас — это заболеть. Цена жизни подчас равняется стоимости таблетки или ампулы. Цены на лекарства такие, что многие стараются покупать лишь самое необходимое, пытаясь сэкономить на обезболивающих (кто может), витаминах и прочих «излишествах». Вот, выписали шесть лекарств. Два из них — примерно на 8 грн., мне выдали бесплатно. На остальные пришлось тратить свои. В месяц таким образом набегает 50—60 грн. А пенсия участника войны — 143 грн. Хорошо, внуки кое-что подбрасывают. А вы бы видели мою соседку, которой помочь некому...

справка "ЗН"

Выпуском фармацевтических препаратов занимается 160 украинских предприятий. На сегодня сформировалась четкая структура производителей. Наиболее мощные — пять ведущих предприятий: АО «Фармацевтическая фирма «Дарница», АО «Киевмедпрепарат», АО «Фармацевтическая фирма «Здоровье», АО «Фармак» и АО «Борщаговский ХФЗ». Каждый из этих гигантов фарминдустрии занимает более 10% рынка отечественных лекарственных средств. Далее следует группа из более чем трех десятков предприятий, продукция каждого из них занимает от 1% до нескольких процентов рынка отечественных лекарственных средств. Среди них — акционерные общества «Индар», «Галичфарм», «Киевский витаминный завод», «Стиролбиофарм» и другие. В третью группу входит более сотни предприятий, выпускающих лишь по 1—2 лекарственных средства, наиболее простых в производстве и дешевых: йод, зеленка, перекись водорода. Суммарно их продукция занимает не более 5% рынка отечественных медпрепаратов.

Украина замыкает список потребления медикаментов на душу населения — в среднем каждый украинец в год покупает лекарств всего на $7. Лидирует в списке США — $451, затем Япония — $378, Франция — $229, Англия — $191 и Германия — $190. На $159 в год покупает лекарств средний израильтянин, на $80 — венгр, на $73 — поляк, на $72 — турок, на $35 — чех и на $17 — россиянин.